Практика внедрения ИКТ в начальной школе
статья на тему

Клочан Елена Николаевна

 В  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.

   Основы ИКТ – компетентности  (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка». Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

  Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

   В работе я и мои коллеги используют  готовые компьютерные обучающие программы, создают  собственные презентации, используют средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии мы  применяем на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности.

  Хорошим подспорьем в работе стал, поступивший два года назад комплект оборудования, в состав, которого вошли: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор.

    На уроках доску Smart Board удобно использовать  в двух режимах: «режим компьютера» и «интерактивный режим».  В режиме «интерактива» на уроке у меня и моих учеников есть возможность быстро и аккуратно писать, чертить, рисовать, работать с графическими объектами, использовать странички с разными фонами, набирать с помощью электронной клавиатуры любой текст, работать с рисунками и иллюстрациями. На экране  можно разместить разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных «волшебных палочек» не только развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

   Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой  деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом.

   У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом зрительного представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

    Часто низкая успеваемость объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности ученика. Благодаря размерам  интерактивной доски изображения крупные и чёткие, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удержать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

    Полезно сочетать использование интерактивной доски с электронной системой голосования «PROClass». При помощи системы голосования можно проверять домашние  задания, проводить устные вычисления по математике и отрабатывать правила правописания по русскому языку. Систему можно использовать при тестировании и анкетировании ребят, а также  их родителей.

    У учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;

существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу;

расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.

    Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что  Интерактивные средства позволяют достичь новых, поставленных перед нами целей и максимально реализовать ФГОС. Применение оборудования на уроках в начальной школе позволяет:

усилить положительную мотивацию обучения;

смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи и  хранения;

вести мониторинг учебной деятельности учащихся.

   Учителя, работающие с данным оборудованием,  в нашей школе отмечают:                                  

рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

повышение уровня использования наглядности на уроке;

повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

 качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

рост качества знаний.

    Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.

2.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г

3.Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Практика внедрения ИКТ в начальной школе

Наджафова Е.Н.

  В  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.

   Основы ИКТ – компетентности  (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка». Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

  Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

   В работе я и мои коллеги используют  готовые компьютерные обучающие программы, создают  собственные презентации, используют средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии мы  применяем на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности.

  Хорошим подспорьем в работе стал, поступивший два года назад комплект оборудования, в состав, которого вошли: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор.

    На уроках доску Smart Board удобно использовать  в двух режимах: «режим компьютера» и «интерактивный режим».  В режиме «интерактива» на уроке у меня и моих учеников есть возможность быстро и аккуратно писать, чертить, рисовать, работать с графическими объектами, использовать странички с разными фонами, набирать с помощью электронной клавиатуры любой текст, работать с рисунками и иллюстрациями. На экране  можно разместить разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных «волшебных палочек» не только развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

   Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой  деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом.

   У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом зрительного представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

    Часто низкая успеваемость объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности ученика. Благодаря размерам  интерактивной доски изображения крупные и чёткие, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удержать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

    Полезно сочетать использование интерактивной доски с электронной системой голосования «PROClass». При помощи системы голосования можно проверять домашние  задания, проводить устные вычисления по математике и отрабатывать правила правописания по русскому языку. Систему можно использовать при тестировании и анкетировании ребят, а также  их родителей.

    У учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;

существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу;

расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.

    Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что  Интерактивные средства позволяют достичь новых, поставленных перед нами целей и максимально реализовать ФГОС. Применение оборудования на уроках в начальной школе позволяет:

усилить положительную мотивацию обучения;

смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи и  хранения;

вести мониторинг учебной деятельности учащихся.

   Учителя, работающие с данным оборудованием,  в нашей школе отмечают:                                  

рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

повышение уровня использования наглядности на уроке;

повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

 качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

рост качества знаний.

    Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.

2.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г

3.Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Внедрение ФГОС в начальной школе (материалы педсовета)

В  материале размещены материалы по внедрению ФГОС в начальной школе. Основные документы, приказы, локальные акты и т.д....

Внедрение ФГОС в начальную школу.

Презентация по теме: "Тьютор по внедрению ФГОС"...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе».

«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе»....

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Новые технологии  для новой школы...