Методическая разработка по теме "Добро и зло".
методическая разработка (4 класс) на тему

Барсукова Наталья Александровна

Целью данной работы является формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое, а также,  воспитание стремления совершать добрые поступки, избегать зла; развитие умений учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;дать понятие слов «добро», «зло».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dobro_i_zlo.docx263.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме: «Добро и зло»  

Цель: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое

Задачи:

  1. воспитание стремления совершать добрые поступки, избегать зла;
  2. развитие умений учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. дать понятие слов «добро», «зло».

Оборудование.

Презентация к уроку «Добро и зло».

Учебник «Основы светской этики».

Печатный раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день!

2. Введение в тему.

Работа с притчей о добре и зле. Послушайте притчу. Чтение подготовленными детьми по ролям.

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет! – ответил юноша.

– А воровать?

– Нет.

– А убивать?

– Нет...

– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

  • Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
  • Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
  • О чем эта притча? (О добре и зле)
  • Чему она учит? (Не совершать зла)

- Прочитаем эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Они и будут темой нашего урока. Слайд

Эпиграф: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» (Л.Н.Толстой)

Выделенные слова дети дополняют.

  1. Актуализация знаний. Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (подготовленный ученик)

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.


  • Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?
  • Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
  • На доске записываются ответы детей:


Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружие сильных – доброта

Беседа.

-Понятны ли вам эти слова? Что бы вы хотели узнать на уроке?

- Обратимся к рубрике учебника «Вы узнаете» с. 4.

- Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

- Где основа добра и зла?

- Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен? Попробуем разобраться.

4. Открытие новых знаний. Работа с учебником. ( в группах) Слайд.

Самостоятельное чтение статьи.

Работа по группам:

1-ая гр. – понятие добра;

2-ая гр. – понятие зла.

Каждая группа готовит сообщение по памяткам:

1-ая группа.

Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?

Что такое добро?

Как должен делать человек добрые поступки?

2-ая группа.

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло?

Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

Выступления учащихся.

-Что нового узнали о добре и зле?

-Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Работа со словарем.

-А теперь послушаем научное понятие терминов «добро», «зло».

Работа со словарём Ожегова. Слайд

5. Физкультминутка.


6.Самостоятельная работа. Тест (в парах)

Проверка. Слайд

С тестом вы справились. Молодцы!

7. Включение новых знаний в систему.

Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?

А теперь подумаем, можно ли победить зло. Ваше мнение.

На доске тучки. Прочитайте, что на них написано. (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Назовите эти слова одним словом (ЗЛО)

- Чтобы победить зло, надо на солнышках написать доброе дело, которое вы совершили, и закрыть тучки.

- Так как же можно победить зло?

8. Рефлексия Работа в парах. Составление синквейна о добре и зле.

Подведение итогов. Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро! Слайд

Слайд 2.

Т

Доброта

О

человеколюбие

Л

великодушее

Е

 милосердие

Р

терпимость

А

понимание

Н

уважение

Т

сочувствие

Н

сострадание

О

отзывчивость

С

сердечность

Т

щедрость

Ь

вежливость

9. Домашнее задание. (по выбору) Слайд

  1. Придумать сказку о добре и зле.
  2. Нарисовать добро и зло.
  3. Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища «собери пословицу»

Приложение

  1. Притча о добре и зле

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет! – ответил юноша.

– А воровать?

– Нет.

– А убивать?

– Нет...

– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

  1. Стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

3. Тест – тренажер к уроку №5 по теме «Добро и зло»

1.Вставьте пропущенные слова:

……………. – образец поступков людей и отношений между ними.

……………. – противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль.

2.Как творят добрые дела

  • Бескорыстно и сознательно
  • В надежде на вознаграждение
  • В надежде на похвалу
  • Чтобы избежать наказания

3.Что считается добрым поступком

  • Опоздать на неинтересную встречу
  • Дать списать домашнее задание
  • Забыть о неприятной просьбе
  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

4. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка
  • Насилие
  • Обман
  • Унижение
  • Помощь
  • Ограничение свободы другого человека
  • Борьба за свободу

5.Что является последствием злых дел

  • Дружба
  • Радость
  • Вражда
  • Мирное сосуществование

6. Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить
  • Проявлять заботу о близких
  • Жить в мире
  • Все ответы верны


4.Задания в памятках:

1-ая группа

Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?

Что такое добро?

Как должен делать человек добрые поступки?

2-ая группа.

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло?

Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

5.Тучка. солнышки.

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16916/hello_html_m3f4b1f58.png

Слова на тучках: зависть, жадность, грубость, предательство, войналожь.

У каждого уч-ся солнышко.

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16916/hello_html_5ab2e0de.png

Тема: «Добро и зло»

  1. Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло

  1. Записать слова противоположные по значению.
  •  Грубость – нежность
  • Жадность – щедрость
  • Зависть  – доброжелательность
  • Жестокость - сочувствие
  • Дерзость – внимательность
  •  Обман – доверие
  •  Сплетни – правдивость
  • Ненависть – любовь
  • Унижение – уважение
  • Злость – доброта
  1. Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка» и «12 месяцев»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Какими качествами обладали главные герои:

Снежная королева___________________________________________

Кай______________________________________________________

Герда_____________________________________________________

Маленькая разбойница_______________________________________

  1. Допишите:

Человека называют добрым когда__________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

О человеке говорят, что он злой, когда______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжи ряд словосочетаний, где встречается слово «добро»:

Пример: Добро пожаловать и т.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.

  • Добрые дела, …(дороже денег)
  • Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
  • Добро не лихо - … (бродит тихо)
  • Доброе дело … (два века живёт)
  • Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
  • Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

8. Разгадав кроссворд, ты прочитаешь основное качество личности нравственного человека.

1.Она может быть настоящей и мнимой?  (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе,  отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

9. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.

Д – дружба

О – отзывчивость

Б – бескорыстие

Р – радость

О – обаяние

 

З – зависть

Л – лесть

О – обида

10. Порассуждай. Закончи рассказ.

…..Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было негде. Мы ……..

        


Тема: «Добро и зло»

  1. Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло

  1. Записать слова противоположные по значению.
  •  Грубость –
  • Жадность –
  • Зависть  –
  • Жестокость -
  • Дерзость –
  •  Обман –
  •  Сплетни –
  • Ненависть –
  • Унижение –
  • Злость –
  1. Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка» и «12 месяцев»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Какими качествами обладали главные герои:

Снежная королева___________________________________________

Кай______________________________________________________

Герда_____________________________________________________

Маленькая разбойница_______________________________________

  1. Допишите:

Человека называют добрым когда__________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

О человеке говорят, что он злой, когда______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжи ряд словосочетаний, где встречается слово «добро»:

Пример: Добро пожаловать и т.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.

  • Добрые дела, …
  • Изменить мир не так уж сложно, …
  • Добро не лихо - …
  • Доброе дело …
  • Доброе слово лучше …
  • Доброму человеку и …

8. Составьте и разгадайте кроссворд, ты прочитаешь основное качество личности нравственного человека.

1.Она может быть настоящей и мнимой?  

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды?

3. Это чувство необходимо каждому человеку?

4. Между друзьями должно быть взаимное …….?

5.Столкновение противоположных интересов?

6. Доброе,  отзывчивое отношение к человеку?

7. Заботливое отношение к людям?

9. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.

Д – дружба

О – отзывчивость

Б – бескорыстие

Р – радость

О – обаяние

 

З – зависть

Л – лесть

О – обида

10. Порассуждай. Закончи рассказ.

…..Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было негде. Мы ……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...