Дорога особых детей в страну знаний
статья на тему

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является адекватным для ребенка способом социализации. Основная задача воспитания и образования любого ребенка в широком смысле — подготовка и вживление его в жизнь общества в процессе взросления, да так, чтобы жизнь эта была в целом счастливой и человек не чувствовал себя в обществе лишним. В результате решения такой задачи человек оказывается интегрированным в социуме. Движение к этой цели — серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов в течение всего процесса взросления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doroga_v_stranu_znaniy.docx215.08 КБ

Предварительный просмотр:

Абдрахманова Галина Андреевна

I квалификационная категория

Город Олёкминск, муниципального района "Олёкминский район", Республика Саха (Якутия)

МОУ СОШ №2, учитель начальных классов

«Дорога особых детей в страну знаний»

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является адекватным для ребенка способом социализации. Основная задача воспитания и образования любого ребенка в широком смысле — подготовка и вживление его в жизнь общества в процессе взросления, да так, чтобы жизнь эта была в целом счастливой и человек не чувствовал себя в обществе лишним. В результате решения такой задачи человек оказывается интегрированным в социуме. Движение к этой цели — серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов в течение всего процесса взросления.

Для особых  детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, задача усложняется: многие этапы социализации, проходимые обычным ребенком просто и естественно, в случае ребенка с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения и серьезных усилий взрослых (зачастую — в течение значительно большего срока, чем для обычного ребенка, а иногда — пожизненно). Таким образом, фактором, определяющим дальнейшую судьбу человека на важнейшем для него этапе возрастного развития, становится процесс образовательной интеграции. Для особых детей — это тонкое профессиональное дело, здесь необходимо участие специалистов.

За свой длительный период работы в школе, в прошедшем учебном году мне впервые пришлось преподавать курс начальной школы двум девочкам – близнецам Анне и Екатерине, которым по состоянию здоровья показан надомный режим обучения. Девочки со сложными диагнозами, основной из которых – ДЦП. Передвигаются на инвалидных колясках. По состоянию здоровья детский сад не посещали. Первый вопрос в начале работы был: «С чего начать?».

При определении индивидуального маршрута обучения за основу была  взята программа «Планета знаний». По ней работают все начальные классы нашей школы. Содержание адаптировалось под возможности девочек.

Несмотря на то, что ручки у девчат были крайне слабыми и пальцы никак не желали держать карандаш, ручку, фломастер, глаза горели интересом, и губы упрямо шептали: «Мы же уже школьницы. Мы  научимся писать и читать как мама и бабушка!».

В течение всего года мы все вместе: Аня, Катюша, мама и я развивали мелкую моторику рук: катали игольчатые силиконовые шары, ручки с жесткими гранями и карандаши по столу, по ногам, между ладонями. Постепенно учились управлять линиями, выходившими из-под карандаша и шариковой ручки. Но в рабочих тетрадях из простых линий буквы никак не складывались. Девочкам было очень трудно. Тогда я попробовала использовать пластилинографию, которую с успехом используют специалисты в детских садах. Вместе по очереди мы писали на листе бумаги  изучаемую букву, а затем катали из пластилина колбаски и намазывали сверху по контуру буквы. Сколько детской радости было при этой работе! Только упорство самих учениц и настойчивость учителя при достаточно длительном периоде подобных упражнений позволило девочкам выполнять это задание от начала до конца самостоятельно. Далее используя прием соревновательности учитель имел возможность проверить уровень полученных знаний: кто первый узнает и назовет нарисованную букву, то ее и забирает.

И так, шаг за шагом, постепенно, в  индивидуальном темпе и при адекватной нагрузке шла упорная работа весь год.

Видя как Анна, парализованная, полусидя в кресле с приспособлением для фиксации головы, по-взрослому настойчиво соединяет буквы в слоги, мама плакала за дверью. Это было подвигом, который совершили эти хрупкие девчоночки! Они открыто радовались каждому успешному продвижению в учебе. Им помогали все – учитель, мама, папа, бабушка, дедушка. Только в этом есть залог динамики обучения.

Теперь уже семья моих подопечных  твердо знает, что диагноз это не приговор! К концу учебного года у нас потрясающие результаты: девочки знают все буквы, складывают слоги, читают предложения, владеют прямым и обратным счетом в пределах 20, решают задачи в пределах 10, значительно расширили знания об окружающем мире, существенно пополнили словарный запас, с удовольствием осваивают нетрадиционные техники рисования.

Мама с гордостью рассказывает родным и соседям, что ее девочки учатся как и все другие дети, у них получается!

Решением педагогического совета школы от 29 мая 2015 года обе ученицы переведены во 2 класс. Мама, уверовав в силы своих детей, планирует записать их в «Школу искусств». Дорога в страну знаний трудна и терниста. Но дорогу может осилить только идущий! Следующий шаг – интеграция в социум, общение и взаимодействие со сверстниками. Девочки с нетерпением ждут знакомства с компьютером – будем осваивать дистанционное обучение.

Это наш первый опыт инклюзивного образования в провинциальном городке. И опыт этот успешный! Верьте в свои силы учителя! Верьте во внутренние силы учеников с ограниченными возможностями здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-праздник "По дорогам страны Знаний"

Этот материал поможет интересно провести урок Знаний 1 сентября....

Презентация к уроку-празднику "По дорогам страны Знаний"

Презентаци предназначена для проведения урока Знаний в 1 классе....

По дорогам страны Знаний

Первый урок - урок знаний, на котором обучающиеся знакомятся со школой, для них пришла пора становиться учениками....

Урок - праздник По дорогам Страны Знаний

Данный материал поможет учителям в подготовке первого школьного урока - 1 сентября. Праздник проводится для учащихся 1и 5 классов. Используются стихи, песни, презентация....

Презентация По дорогам Страны Знаний

Красочная и содержательная презентация поможет учителям провести праздник первого звонка....

По дорогам Страны Знаний

Цель данного мероприятия:познакомить детей с правилами поведения в школе;научить обращаться со школьными принадлежностями;воспитывать любовь к Родине, школе, семье.Описание школьных принадлежнойстей, ...

Сценарий речевой конференции для детей с особыми образовательными потребностями с нарушениями слуха "Путешествие в страну знаний"

Цель: развитие творческого начала и инициативы учащихся путем использования устной речи как средства общения.Задачи:- работать над внятностью речи;- расширять, дополнять и углублять полученные на урок...