тематичиское планирование по музыке 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Магомедмирзоева Эмина Шахдемировна

календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс ФГОС 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                Рабочая программа  по музыке для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,   Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.   

               Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

               Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

« развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. 

              Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. В программу введен региональный компонент в следующих темах: « Музыкальные образы родного края», « Гимн», «  Рождество Христово», « Фольклор-народная мудрость», « Обряды и праздники русского народа: масленица и встреча весны». При этом   учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного содержания.   Рабочая программа рассчитана на   1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часа. В нее входят разделы: «Россия-родина моя » - 2 часа, «День, полный событий»- 7 часов, «О России петь, что стремиться в храм» - 7 часов, «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 часа, «В музыкальном театре» - 6 часов, «В концертном зале» - 3 часа, «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 часов.         Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных,   игровые формы, устный опрос

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

                 Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

                Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

             Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

              Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

              Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

              В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

              Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

              Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

             Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся-в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

          Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

          Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

          Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

         Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

          Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

         Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

               Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

 

                Перечень учебно-методического  и электронного обеспечения

Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник-тетрадь «Музыка» 1 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2006.
  • Фонохрестоматия «Музыка» 1 класс М. «Просвещение», 2001.
  • Методическое пособие «Музыка 1-4 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2004.
  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/

        Список литературы

  • Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986
  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
  • Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.,Изд-во «Советский композитор» М.: 1086
  • «Музыка в школе» №4,5,6,  Научно-методический журнал,  Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
  • Ригина Г.С. Хрестоматия по музыке 1 кл. М.: 1996.
  • Праздники, музыкальное сопровождение и оформление» Изд-во « Учитель» Волгоград, 1997
  • Фадин В.В.  «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997

                   Перечень учебно-методического  и электронного обеспечения                                                                                                                                                         Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник «Музыка» 2 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2006.
  • Тетрадь «Музыка» 2 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2006.
  • Фонохрестоматия «Музыка» 2 класс М. «Просвещение», 2002.
  • Методическое пособие «Музыка 1-4 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2004.
  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»., 2005
  • Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн», 2005
  • Электронное пособие «Праздничный календарь с музыкальным приложением» 2 компакт- диска Изд-во «Учитель» Волгоград.:2008.
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/

Список литературы

  • Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986
  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
  • Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.,Изд-во «Советский композитор» М.: 1086
  • «Музыка в школе» №4,5,6,  Научно-методический журнал,  Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
  • Праздники, музыкальное сопровождение и оформление» Изд-во « Учитель» Волгоград, 1997
  • Фадин В.В.  «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997

 

               

 Календарно-тематический план 2 класс

Тема урока

(тип урока)

Кол-во часов

 

Элементы содержания

Планируемые результаты

 

Элементы дополнительного содержания, ЦОР

Домашнее задание

Дата

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

    РОССИЯ-РОДИНА МОЯ -  2 часа

1

  Музыкальные образцы родного края

( вводный)

1

Россия-Родина моя. Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка.  

-«Рассвет на Москве- реке», вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского;

-«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова, К.Ибряева

Знать  понятия:  Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш

Уметь выявлять характер музыки;

- слушать музыку внимательно, запоминать названия произведений и их авторов

Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

 Исполненять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Родное село, малая Родина. Аудиокассеты для 2 класса

 

Выучить слова  гимна

2

Гимн России (Расширение и углубление знаний)

1

Гимн России- главная  песня нашей Родины. Символ России. Столица.

-«Гимн России» А.Александрова, К. Ибряева

-«Моя Россия» Г.Струве, Н. Соловьевой;

«Патриотическая песня» М.И.Глинки

Знать понятия: гимн, символ России ( флаг, герб), памятники архитектуры

Уметь эмоционально откликаться на музыку;

-соблюдать певческую установку. Иметь представление о музыке своего народа

ИКТ –Презентация на тему»  Символы России»

Аудиокассеты для 2 класса

Раскрасить рисунок с.8, раб.тетр.

Закрепить слова  гимна

ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ- 7 часов

3

Мир ребенка музыкальных образов (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

« Детский альбом П.И.Чайковского и «Детская музыка» С.С.Прокофьева

Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации

Уметь называть фамилии композиторов

Распознавать и эмоционально откликаться на

выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение,   импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках

 

  

 

 

Аудиокассеты для 2 класса

4

Музыкальный инструмент-фортепиано (Расширение и углубление знаний)

1

Музыкальный инструмент- фортепиано, его история и устройство. Картины природы звуками фортепиано

Знать устройство инструмента, знание слов форте, пиано, рояль, пианино, пианист

Аудиокассеты для 2 класса

Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней и вечерней тишины

5

Природа и музыка (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке

«Прогулка» из фортепианного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьева;

-«Начинаем перепляс» С.Соснина, П.Синявского

Знать понятия: песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр.

Уметь характеризовать их выразительные возможности;

Охарактеризовать средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.)

ЦОР – Песенность (231)

Мелодия, регистр (121)

 

Аудиокассеты для 2 класса

6

Танцы, танцы, танцы (Расширение и углубление знаний)

1

Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразные танцевальной музыки

«Камаринская», «вальс», «Полька» из фортепианного цикла «Детский альбом»  П.И.Чайковского

-«Тарантелла» из фортепианного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьева

Знать разнообразные танцевальные жанры              (народный и классический бальный танец, современный эстрадный)

Уметь петь свободно, легко, пользоваться цепным дыханием

 ЦОР – танец (161)

Аудиокассеты для 2 класса

Рисунок наряда для балла, танцевального вечера.

7

Эти разные марши (Расширение и углубление знаний)

1

Интонация шага. Ритмы марша. Разнообразие маршевой музыки.

-«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского;

-«Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» из фортепианного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьева

Знать понятия

Отличительные черты маршевой музыки: поступ, интонация шага.

Уметь определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера

ЦОР- марш (131)

Аудиокассеты для 2 класса

Передача впечатле-ния от прослушанной музыки в рисунке, придумать к нему название.

8

«Расскажи сказку» (Закрепление знаний, выработка умений и навыков)

1

Сказочные образы в музыке П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева

-«Сказочка» из  фортепианного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьева;

-«Нянина сказка», «Баба-Яга» из  фортепианного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского

Знать понятия

Мелодия, аккомпанемент, вступление.

Уметь называть фамилии композиторов;

-определять общий характер музыки;

-петь легко и свободно

Аудиокассеты для 2 класса

«Нарисуй то, что услышал на уроке» : сочинение сказки по своему рисунку

9

Колыбельные (Расширение и углубление знаний)

1

Колыбельные- самые древние песни. Интонации колыбельной, темп, динамика, выразительность исполнения.

-«Сонная песенка» Р.Паулса, И.Ласманиса;

-«Спять усталые игрушки» А.Островского, З.Петровой;

-«Вечерняя песня» А.Тома, К.Ушинского

Знать понятия

Темп, динамика, фраза, отличительные черты колыбельных песен

Уметь придумывать свои песенки на предложенные стихи;

-петь звонко, с мягкой атакой звука, соблюдать певческую установку

ЦОР – темп (121)

Аудиокассеты для 2 класса

О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ – 7 часов

10

Великий колокольный звон

(Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Разнообразие колокольных звонов, голоса-тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Звучащие картины

-«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского;

-«Колыбельная медведицы» Е.Крылатова, Ю.Яковлева

Знать понятия

Колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; понятия голоса-тембры

Уметь вовремя начинать и заканчивать пение, по фразам четко и ясно произносить слова

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений  характер колокольных звонов.

 

   

Презентация на тему «Великие колокола»

Аудиокассеты для 2 класса

Выучить текст песни

11

12

Святые земли Русской (Сообщение и усвоение новых знаний)

2

Святые земли Русской-Александр Невский и Сергий Радонежский. Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь

-«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;

-«Песнь об Александре Невском»;

-«Рождественская песенка» П.Синявского;

-народные песнопения о Сергии Радонежском

Знать понятия

Кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения.

Уметь называть имена святых;

-соблюдать в пении  певческую установкуЮ петь свободно, ьлегко, звонко, с мягкой атакой звука;

-делать разбор музыкальных произхведений, определять общий характер музыки

Трехчастная форма

Аудиокассеты для 2 класса

Выучить текст песни

13

Молитва

( Расширение и углубление знаний)

1

Страницы «Детского альбома» П.И.Чайковского- день прожитый ребенком, который обычно начинался и заканчивался молитвой

-«В церкви», «Утренняя молитва» из фортепианного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского;

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; характеризовать произведения П.И.Чайковского;

Значение духовной музыки в жизни человека

Аудиокассеты для 2 класса

Подобрать стихи по теме

1415

Рождество Христово (Расширение и углубление знаний)

2

Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник, колядки. Песнопения;

-«Рождественская песенка» П.Синявского;

-«Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», народные славянские песнопения;

-колядки

Знать понятия по теме урока

 Уметь выразительно исполнять рождественские песнопения

 Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради

Праздник «Рождество Христово» в жизни христианина

Аудиокассеты для 2 класса

Выучить и спеть колядки

16

« О России петь- что стремиться в храм…» (Повторение и обоще-ние полученных знаний)

1

Духовная жизнь людей. Значение духовной музыки в жизни людей. -«Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», народные славянские песнопения;

-колядки

Знать понятия

Композиторская музыка, народные песнопения, церковные песнопения

 Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Аудиокассе-ты для 2 класса

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» -4 часа

17

Русские народные инструменты

(вводный)

1

Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Инструментальные импровизации учащихся

-«Светит месяц», вариации на тему р.н.п. (оркестр);

-«Песня-спор» Г.Гладкова, В. Лугового

Знать понятия

Вариации

Уметь определять на слух русские народные инструменты.

Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

 Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. 

 Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы,   Выполнять творческие задания из рабочей тетради. 

Презентация «Русские народные инструменты»

Аудиокассеты для 2 класса

Нарисовать рисунок по теме урока

18

Фольклор- народная мудрость

(Расширение и углубление знаний)

1

Фольклор-народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песен.

«Камаринская», р.н..плясовая;

-«Реченька» А.Абрамова, Е.Карасева;

-«Выходили красны девицы», р.н. песня-игра

Знать понятия

Фольклор

Уметь выразительно разыгрывать народные песни;

-различать музыку по настроению, характеру, определять на слух мажор и минор

Богатство и выразительность музыкального фольклора, связанного с народными образами.

Аудиокассеты для 2 класса

Вспомнить названия нот, придумать ритмиче-ский рисунок

19

Музыка в народном стиле

(Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Авторская музыка  в народном стиле. Инструментальная импровизация учащихся. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок

-«Калинка»,р.н.п.;

-«Бояре, а мы к вам пришли».р.н.песня-игра

Знать понятия

Музыка в народном стиле.

 

Аудиокассе-ты для 2 класса

20

Обряды и праздники русского народа (Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Проводы зимы: Масленица. Встреча весны.

«А мы Масленицу дожидаем», «Едет Масленица дорогая», р.н. масленичные песни;

«Весна идет», «Солнышко, выгляни!», «Жучик-крючик паучок», р.н.песни-заклички

Знать историю и содержание народных праздников

Уметь выразительно исполнять обрядовые песни.

Аудиокассе-ты для 2 класса

Сочинить мелодию к песенке-закличке, с.71 учебника

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ- 6 часов

21

Детский музыкальный театр. Опера.

( вводный)

1

Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Примадонна. Дуэт. Три. Хор. Опера М.Коваля «Волк и семеро козлят»

-«Сказки гуляют по свету» Е.Птичкина, М.Пляцковского;

-«Это очень интересно» С.Никитина, Ю. Мориц

Знать понятия

Опера, музыкальный театр

 Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творчес- кую деятельность.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

 

ЦОР – Муз. театр –опера.

Аудиокассе-ты для 2 класса

22

Балет

(Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Балет. Балерина, танцор. Кордебалет. Драматургия развития балетных сцен в балете С.С.Прокофьева «Золушка»

-«Вальс», «Полночь» из балета С.С.Прокофьева «Золушка»

Знать понятия

Балет

Уметь называть имя композитора

ЦОР – Муз. театр –балет. Презентация на тему «Балет»

Аудиокассе-ты для 2 класса

Нарисовать рисунок по теме

23

Театр оперы и балета (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер и балетов. Песенность, танцевальность, маршевость

-«Марш» из балета «Щелкунчик П.И.Чайковского;

-«Пони»С.Никитина, Ю.Мориц

Знать понятия

Знаменитые театры оперы и балеты всего мира

Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять содержание

 Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

 Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творчес- кую деятельность.

ЦОР-Мариинский театр (623)

Аудиокассеты для 2 класса

Нарисовать рисунок по теме

24

Волшебная палочка (Расширение и углубление знаний)

1

Дирижер- руководитель оркестра. Дирижерские жесты. -«Марш» из балета «Щелкунчик П.И.Чайковского;

-«Пони»С.Никитина, Ю.Мориц

Знать понятия

Дирижер, оркестр

ЦОР – дирижеры (613)

Аудиокассеты для 2 класса

 

25

Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Увертюра. Финал сцены из оперы (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Поэма А.С.Пушкина и опера М.И. Глинка «Руслан и Людмила». Сравнительный анализ

-песня «Весенняя» В.Моцарта

Знать понятия

Опера, солист, контраст, увертюра, финал

Уметь проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов

 Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творчес- кую деятельность.

ЦОР – «Руслан и Людмила» (721)

Презентация на тему: «Руслан и Людмила»

Аудиокассеты для 2 класса

Вспомнить поэму А.С.Пушки-на «Руслан и Людмила»

26

В музыкальном зале (Повторение и обобщение полученных знаний)

1

Мир музыкального театра. Театры оперы и балета. Оркестр. Дирижер. Опера. Балет.

Знать понятия

Театр, опера, балет, оркестр, дирижер, солист, дуэт, трио, хор, балерина, танцор.

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Аудиокассеты для 2 класса

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ -3 часа

27

Симфоническая сказка

(  Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Концертный зал. Большой зал Московской консерватории. Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с инструментами симфонического оркестра

-«Колыбельная» В.Моцарта, Б.Флисса

Знать понятия

Концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; инструменты симфонического оркестра

Уметь различать на слух инструменты симфонического оркестра, выделять  изобразительность и  выразительность в музыке.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

 

 

ЦОР -  «Петя и волк»

Аудиокассе-ты для 2 класса

Нарисо-вать рисунок по теме

28

Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

(Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Музыкальные портреты и образы в сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;

-« Колыбельная» В.Моцарта, Б.Флисса

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; называть имя  композитора,  выделять  изобразительность и  выразительность в музыке.

ЦОР – Взаимодействие видов искусств

Аудиокассеты для 2 класса

Нарисо-вать рисунок впечатление от услышанной музыки

29

Звучит нестареющий Моцарт!

(Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Жизнь и творчество В.А.Моцарта.  

«Симфония№40»,

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

-«За рекою старый дом» И.С.Баха

Знать понятия

Опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра

ЦОР – Моцарт (442)

Аудиокассеты для 2 класса

Выучить текст песни

« ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» -5 часов

30

Волшебный цветик-семицветик.

 « И все это-И.С.Бах» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Музыкальная речь- интонация. Музыкальный  язык. Музыка И.С.Баха. Музыкальный инструмент- орган

-«Менуэт» И.С.Баха(лютня, арфа);

-«Ария» (тенор, виола де гамба, лютня) из альбома «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» И.С.Баха;

 -«За рекою старый дом» И.С.Баха

Знать понятия

Интонация, темп, тембр, регистр, динамика, аккомпанемент

Уметь отличать на слух  тембр органа

Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творчес- кую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками

 

 

 

ЦОР- Средства выразительности (121)

Аудиокассеты для 2 класса

Вспомнить ноты, длительности. Придумать ритмиче-ский рисунок

31

Все в движении (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Сравнительный анализ произведений Г.В.Свиридова, М.И.Глинки

-«Тройка»из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина

-«Метель» Г.В.Свиридова

-«Попутная песня» М.И.Глинка;

-«Большой хоровод» Б.Савельева, А.Хайта

Знать понятия

Изобразительность и  выразительность музыки, темп, контраст

Уметь анализировать произведения

Аудиокассеты для 2 класса

Подобрать стихи по теме урока

32

Музыка учит людей понимать друг друга (Расширение и углубление знаний)

1

Песня. Танец. Марш. Композитор- исполнитель- слушатель. Творчество Д.Б.Кабалевского

-«Клоуны», «Карусель» (песня-игра), «Кавалерийская» Д.Б.Кабалевского;

-«Большой хоровод» Б.Савельева, А.Хайта

Знать понятия

Песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель

ЦОР песня, танец, марш (161)

Аудиокассеты для 2 класса

Выучить текст песни

33

Два лада

(Сообщение и усвоение новых знаний)

1

«Волшебный цветик-семицветик». Музыкальный лад: мажор, минор. Тембр, краска. Выразительность. Сопоставление. Легенда. Природа и музыка.

-«Весна», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.В.Свиридова;

-«Большой хоровод» Б.Савельева, А.Хайта

Знать понятия

Музыкальный лад

Уметь на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности

ЦОР Лад (121)

Аудиокассе-ты для 2 класса

Выучить текст песни

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

(Повторение и обобщение полученных знаний)

1

Международные музыкальные конкурсы. Мир композитора

Музыка М.И.Глинки, П.И.Чайковского

Знать понятия

Интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр оперы , опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал

Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор и минор)

Аудиокассе-ты для 2 класса

ВСЕГО 34 ЧАСА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков музыки в 1 классе

Календарно - тематическое планирование уроков музыки в 1 классе по новым стандартам с УУД....

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Поурочное планирование уроков музыки в четвертом классе четырехлетней начальной школы. Сергеева Г.П., канд. пед. наук, доцент, руководитель проекта УМК «Музыка» для начальной школы.

Поурочное планирование уроков музыки в IV классе является продолжением публикаций серии методических материалов по предмету «Музыка», разработанных на основе программы и учебно-методических комплектов...

Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование по музыке для 3 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...