Статья "Мотивация учения"
статья на тему

Пономарёва Надежда Ивановна

Статья для учителей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_ucheniya_2.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №83

с углубленным изучением японского и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

   

Статья по теме:

«Мотивация учения»

                                                                                           

                                                                                        Составители:

                                                                                             Пономарева Н.И.

                                                                                             Беспалова С.В.

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Мотивация учения.

Интерес к изучаемому и познаваемому

углубляется по мере того, как истины,

          которыми овладевает ученик, становятся его

                                            личными убеждениями.

Мотивация  - общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.

Классифицировать мотивы обучения можно по различным критериям.

По видам выделяют социальные и познавательные мотивы.

Обучение младшего школьника определяют следующие мотивы:

- чувство долга,

- желание получить похвалу,

- привычка выполнять требования взрослых,

- познавательный интерес,

- честолюбие,

- стремление утвердиться в классе,

- желание порадовать родителей,

- желание получать пятерки,

- желание получить награду.

Они действуют сообща, но среди них можно выделить главный. Составить представление о преобладающем мотиве можно исходя из наблюдений.

Отношение школьников к учению характеризует активность. В структуре активности выделяют следующие компоненты:

- готовность выполнять учебные задачи,

- стремление к самостоятельной деятельности,

- сознательное выполнение заданий,

- систематичность обучения,

- стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана самостоятельность.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:

- отстаивать свое мнение,

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях,

- задавать вопросы товарищам и учителям,

- рецензировать ответы товарищей,

- оценивать ответы и письменные работы товарищей,

- помогать отстающим,

- самостоятельно выбирать посильные задания,

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи,

- создавать ситуации самопроверки.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес.

Среди путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов выделяют:

- увлеченное преподавание,

- новизну учебного материала,

- историзм,

- связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

- показ применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

- использование нетрадиционных форм обучения,

- проблемное обучение,

- использование интерактивных обучающих средств,

- тестирование знаний,

- создание ситуаций успеха,

- соревнование,

- создание положительного микроклимата в классе,

- педагогический такт и мастерство,

- доверие к ученику.

Громадное значение для учеников младшей школы имеет осторожное и мягкое подталкивание стимулирование. Стимулы исключают открытое давление и грубое принуждение.

1. Опирайтесь на желание детей.

2. Сравнивайте ситуации, приводите примеры.

3.Заставляйте учеников страстно чего – то желать.

4. Пытайтесь понять ученика.

5. Говорите о том, что интересует детей.

6. Используйте намерения (на основе потребностей).

7. Поощряйте желание добиться успеха.

8. Показывайте последствия совершаемых поступков.

9. Признавайте достоинства.

10. Ободряйте успехи.

11. Сделайте работу привлекательной.

12. Стимулируйте требованием (иногда говорите «надо»)

13. Дайте ученику шанс.

14. Обращайтесь к самолюбию.

15. Показывайте достижения.

16. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите.

17. Критикуйте сопереживая.

18. Создавайте хорошую репутацию своим ученикам.

Учитель должен постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников. Для этого надо использовать наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Нужно хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Гораздо предпочтительнее понимать ученика, вместо того, чтобы его насильственно изменять. Важно понять, почему он так поступает, и почему не может поступить иначе. Это намного полезней, чем заниматься критикой и понуканием. Именно это развивает в нас сочувствие, терпимость и понимание.

Повышение мотивации к обучению у младших школьников.

Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванне. Мама не тащит его силой, а предлагает: « Пойдем купать рыбку!» И вот малыш с удовольствием плещется с рыбкой, а мама «отстирывает» капризульку.

Умная мама использовала простой педагогический прием, который применим в школе вне зависимости от возраста и предмета.

Вывод: ставим простые, понятные и привлекательные цели! Ничто так не привлекает внимание, как удивительное.

1. Удивляй! Найди такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

2. Отсроченная отгадка (в конце урока или на следующем занятии)

3. Лови ошибку! (намеренная ошибка учителя)

Эти и другие приемы мы все знаем и применяем в уроке, часто не давая себе в этом отчета.

Для развития и поддержки активного интереса младшего школьника к контролю деятельности, важно, чтобы эта деятельность давала материализованный результат, новый продукт.

Ребенок 7 лет, переступив порог школы, еще слабо подчиняет свои потребности воле. Еще трудно удержать внимание и интерес. Скучно каждый день писать «Число. Классная работа».

Вносим разнообразие.

Мир детства – яркий мир (7 – 11 лет).

1. Урок чтения 1-ый класс.

Тетради по чтению.

Рисуем, клеим, раскрашиваем.

2. Списывание (печатание) текста, диктант – поощрение наклейками (помня о материальной ценности, минимум абстрактных понятий).

3. Выделение цветным карандашом орфограмм, правил, схем (в тетрадях по русскому языку и математике).

4. Русский язык, математика – больше предметных уроков (удивляй).

Развитие речи – трогаем, нюхаем, слушаем.

Поощрение – жетоны (копим, меняемся, считаем, преображаем в звезды на стенде).

5. Математика – путешествия по стране «Вычитания», городу «Суммарску».

6. Работа в парах на любом уроке.

7. Связь уроков чтения, Изобразительного искусства, русского языка, математики единой темой («Золотая осень», «Весна» - интегрированные уроки).

В 3-м классе пишем сочинения «Золотая осень», готовясь к этому две недели.

- родители распечатывают репродукции

- оформляем страницу в тетради для творческих работ (наклеиваем репродукции)

- эмоциональный план текста (нужно восхищаться, грустить)

- собираем словарь

- пишем черновик после обсуждения картины, чтения стихотворений к конкурсу чтецов, рисуем на уроке рисования, клеим на уроке труда.

8. На уроке русского языка, математике на полях позволено делать маленькие рисунки к словарным словам, предложениям текстам.

9. Чтение: урок + внеклассное чтение (былины) + фонограмма сказки + картины Васнецова +упражнение в учебнике русского языка + работа в библиотеке.

10. В тетрадях – наклейки за чистописание (иначе нет стимула, т.к. отметка абстрактна и далека).

11. «Английская осень» - стимул выучить песню на английском языке по программе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

«Ученье свет, а не ученье тьма или волшебные приключения Маленькой Бабы-Яги»

Данная игровая программа направлена на приобритение детьми кульурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразовани...