Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме:
    Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"

    Пономарева Оксана Валерьевна

    Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

               Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 36_zanyatiy.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"

    разработана учителем начальных классов ГБОУ Школы № 281 г. Москвы  I  категории

    Пономарёвой Оксаной Валерьевной

    Пояснительная записка

                 Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку?  

                         Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, математическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.

            При проведении викторин учитель может использовать разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Главное –каждый ответ на вопрос подробно комментировать, чтобы в марафоне подобные вопросы не вызвали затруднения. Проводить викторины лучше в игровой форме, например в форме телевизионной игры «Самый умный», когда ученик или группа за одну минуту отвечает на определенное количество вопросов.

            Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

               Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

             Задачи программы:

    • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
    • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
    • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
    • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
    • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
    • развитие творческого и логического мышления учащихся;

    Главные принципы реализации программы :

    • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
    • Гуманизм в межличностных отношениях.
    • Научность и интегративность.
    • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
    • Применение принципов развивающего обучения.
    • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития                                                               Основные формы работы:

        Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

    Основные направления и содержание деятельности.

    Программа  рассчитана на 34 занятия. По ней обучаются учащиеся 1 - х классов. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

    - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

    - задания с отсроченным вопросом,

    - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

    - решение частично-поисковых задач разного уровня,

    - творческие задачи.

    Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается  несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

    Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

    Направления деятельности:

    - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

    - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

    - проведение массовых мероприятий внутри объединения;

    - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

    Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

    Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

    Планируемые результаты:

           Личностные УУД:

    • Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
    • Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
    • Формирование моральной самооценки.
    • Развитие познавательных интересов.

    Регулятивные УУД:

    Формировать:

    •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
    • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
    • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
    • готовность к преодолению трудностей;
    • умение адекватно оценивать свою деятельность;
    • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
    • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
    • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других. 
    • Слушать и понимать речь других.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
    • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
    • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
    • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
    • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

    • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
    • определять учебную задачу;
    • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • владеть своим вниманием;
    • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
    • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
    • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
    • самостоятельно мыслить и творчески работать;
    • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    внеурочной деятельности    в 1 классе

    1 час в неделю (34 ч)

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Дата

    проведе-

    ния

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Дата

    проведе-

    ния

    1

    Викторина «Первый звонок»

    1

    22

    Интеллектуальный марафон №7

    1

    2

    Викторина с буквами

    1

    23

    Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Хочу всё знать о хищниках»

    1

    3

    Занимательная викторина

    1

    24

    Интеллектуальный марафон №8

    1

    4

    Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Откуда берутся сны?»

    1

    25

    Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: А водятся ли сейчас драконы?»

    1

    5

    Викторина на сообразительность

    1

    26

    Интеллектуальный марафон №9

    1

    6

    Шуточная викторина

    1

    27

    Интеллектуальный марафон №10

    1

    7

    Загадочная викторина

    1

    28

    Интеллектуальный марафон №11

    1

    8

    Сказочная викторина

    1

    29

    Интеллектуальный марафон №12

    1

    9

    Математическая викторина

    1

    30

    Просмотр журнала «Хочу всё знать»

    1

    10

    Правила игры в шашки

    1

    31

    Интеллектуальный марафон №13

    1

    11

    Викторина на окружающему миру

    1

    32

    Интеллектуальный марафон №14

    1

    12

    Викторина на внимательность

    1

    33

    Интеллектуальный марафон №15

    1

    13

    Викторина по ОБЖ

    1

    34

    Интеллектуальный марафон №16

    1

    14

    Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Чем можно резать стекло?»

    1

    15

    Интеллектуальный марафон №1

    1

    16

    Интеллектуальный марафон №2

    1

    17

    Игра «Умники и умницы»

    1

    18

    Интеллектуальный марафон №3

    1

    19

    Интеллектуальный марафон №4

    1

    20

    Интеллектуальный марафон №5

    1

    21

    Интеллектуальный марафон №6

    1

    Материально-техническое обеспечение :

          Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и

       -  «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.

      -  Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост.  Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.

      -  Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.

       - Интернет

      - 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

       - Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к внеурочной деятельности по курсу развития познавательных способностей "З6 занятий для будущих отличников"

    Пояснительня записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики  курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса...

    Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

    Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....

    Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс

    Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"  3 класс...