Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Пономарева Оксана Валерьевна

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

           Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 36_zanyatiy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"

разработана учителем начальных классов ГБОУ Школы № 281 г. Москвы  I  категории

Пономарёвой Оксаной Валерьевной

Пояснительная записка

             Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку?  

                     Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, математическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.

        При проведении викторин учитель может использовать разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Главное –каждый ответ на вопрос подробно комментировать, чтобы в марафоне подобные вопросы не вызвали затруднения. Проводить викторины лучше в игровой форме, например в форме телевизионной игры «Самый умный», когда ученик или группа за одну минуту отвечает на определенное количество вопросов.

        Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

           Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

         Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Главные принципы реализации программы :

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития                                                               Основные формы работы:

    Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа  рассчитана на 34 занятия. По ней обучаются учащиеся 1 - х классов. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается  несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Планируемые результаты:

       Личностные УУД:

  • Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
  • Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
  • Формирование моральной самооценки.
  • Развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других. 
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности    в 1 классе

1 час в неделю (34 ч)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведе-

ния

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведе-

ния

1

Викторина «Первый звонок»

1

22

Интеллектуальный марафон №7

1

2

Викторина с буквами

1

23

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Хочу всё знать о хищниках»

1

3

Занимательная викторина

1

24

Интеллектуальный марафон №8

1

4

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Откуда берутся сны?»

1

25

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: А водятся ли сейчас драконы?»

1

5

Викторина на сообразительность

1

26

Интеллектуальный марафон №9

1

6

Шуточная викторина

1

27

Интеллектуальный марафон №10

1

7

Загадочная викторина

1

28

Интеллектуальный марафон №11

1

8

Сказочная викторина

1

29

Интеллектуальный марафон №12

1

9

Математическая викторина

1

30

Просмотр журнала «Хочу всё знать»

1

10

Правила игры в шашки

1

31

Интеллектуальный марафон №13

1

11

Викторина на окружающему миру

1

32

Интеллектуальный марафон №14

1

12

Викторина на внимательность

1

33

Интеллектуальный марафон №15

1

13

Викторина по ОБЖ

1

34

Интеллектуальный марафон №16

1

14

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Чем можно резать стекло?»

1

15

Интеллектуальный марафон №1

1

16

Интеллектуальный марафон №2

1

17

Игра «Умники и умницы»

1

18

Интеллектуальный марафон №3

1

19

Интеллектуальный марафон №4

1

20

Интеллектуальный марафон №5

1

21

Интеллектуальный марафон №6

1

Материально-техническое обеспечение :

      Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и

   -  «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.

  -  Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост.  Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.

  -  Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.

   - Интернет

  - 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

   - Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....

Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс

Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс....

Программа внеурочной деятельности "36 занятий с будущими отличниками"

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2  классов. Представляет собой систему занятий по развитию творческих и познавательных способностей учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Индивидуально-групповые занятия" для слабоуспевающих и одаренных детей

В программе содержатся цели и задачи данного курса, календарно-тематическое планирование занятий...

Программа внеурочной деятельности "Индивидуально-групповое занятие" (математика).

4 класс. Для обучающихся в ограниченными возноможностями здоровья 7.2....