Программа внеурочной деятельности "36 занятий с будущими отличниками"
рабочая программа (2 класс) по теме

Ширяева Елена Валерьевна

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2  классов. Представляет собой систему занятий по развитию творческих и познавательных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_otlichniki.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Рассмотрено                               Согласовано:                                                   Утверждаю:

на заседании МО                       Заместитель директора по УВР                     Приказ .2015г    

протокол № 1 от.2015г      ______________                                             Директор МОУ СОШ № 1

                                                                                                                               ______________

Рабочая программа внеурочной деятельности

«36 занятий для будущих отличников»

2 класс

уровень образования:  начальное  общее

нормативный срок освоения: 1 год

І.Пояснительная записка

Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности  курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма –   «З6 занятий для будущих отличников»  для 2  класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС).

ІІ. Общая характеристика

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федерального государственного стандарта  в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы. 

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
  • безотметочная система обучения.
  • обогащение окружающей ребёнка среды. разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
  • поощрение высказывания оригинальных идей.
  • широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
  • использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Основные цели и задачи:

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора учащихся.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

ІІІ. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с авторской программой на изучение  курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»  (РПС) «З6 занятий для будущих отличников» во 2  классе рекомендовано отводить 34 часа в год (включая резерв), 1 час в неделю.

 В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с санитарными нормами    одно занятие длится 35- 40 минут.  

ІV. Основное содержание

Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний:    русского языка, литературы,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Содержание

  1. Снова в школу. Числовая викторина. Веселые задачи. Составление слов из перепутанных   букв. Решение кроссвордов. Иллюстрации стихотворений.
  2.  Как из рога изобилия. Определение свойств предметов.  Ребусы. Рисуем по клеточкам.
  3. Кое-что о школе. Криптограмма. Расшифруй слова. Загадки. Танграм.
  4. Овощи с грядки. Соединение групп овощей. Принцип разделения овощей на группы. Фантазирование несуществующих овощей.
  5. Курам на смех. Небылицы о животных. Абракадабра- слова составленные из нескольких  частей.  Инсценирование веселых диалогов.
  6. Сказочный листопад.  Определение предметов из сказок. Определение предмета по сказочному рисунку. Решение занимательных задач.
  7. Развиваем воображение и фантазию. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека.  Нахождение ошибок в цитатах к стихотворениям.
  8. Морские обитатели. Названия животных.  Определение названия животных по признакам.
  9.  Бьем баклуши. Расшифровка рассказов с рисунками. Сказки и пословицы. Небылицы.

10 .      Экологические ассорти . Нахождение лишнего предмета в группе.  Загадки, скороговорки.

  1. Клуб юных живописцев. Определение жанров живописи. Ребусы. Рисование снеговика по этапам.
  2. Цветочная  угадайка.   Названия цветов.  Рисование узоров по образцу. Инсценирование веселых диалогов.
  3. Открываем долгий ящик. Игры со словами. Узоры по клеточкам. Расшифровка поговорки с помощью стрелочек. Определение порядка в расположении фигур
  4. Звездный дождь. Рассуждаем логически. Достраивание фразы. Рисование по клеточкам.  Запоминание пар сло.,
  5. Елочка с волшебными шишками.. Развитие внимания, логики. Собирание слов обозначающих названия птиц. Решение кроссворда. Расшифровка выражения.
  6. Учимся быть внимательными и заботливыми. .Определение главной мысли в пословицах и стихах. Характеристика- описание для мамы и папы. Определение по рисункам проявления заботы родителей.
  7. Засучив рукава.  Достраивание фразы. Построение узоров по клеткам. « Закончи пословицу».  Танграмы.  Криптограммы. Фантазирование на тему «Безобидные существа»
  8. Сундучок занимательных заданий. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Головоломки.Кроссворды.
  9. Симметрия. Логические игры. Знания геометрических фигур. Понятия «симметрия», «ось симметрии», «симметричные фигуры».
  10. Герои сказок в ребусах и загадках .  Жанровые особенности загадок и сказок.
  1. Учимся быть честными.  Беседа-размышление о честности. Криптограммы.
  2. Учитесь властвовать собой».  Понятия «настроение», «комплимент».  Ролевые игры. Соединялки. Развитие добрых чувств, положительных эмоций.
  3. Учимся управлять своими чувствами.  КТД создание коллективного коллажа «Наши добрые дела».
  4. Еще несколько любопытных фактов из жизни животных. Мини проекты. Программа «Изучаем животных». (2ч)
  5. Пятое колесо в телеге.    Занимательные задания, игры. Знакомство с фразеологизмом «пятое колесо в телеге».
  6. Здравствуй, сказка!    Вопросы-шутки. «Расшифруй, название сказки».  Развитие памяти, внимания.
  7. О водных судах.   Задания на развитие  нестандартного мышления, конструкторских способностей. Ребусы, расшифровка названий.
  8. Китайская грамота.  Интеллектуальные и логические игры.
  9. По тропинкам математики.  Задачи на сообразительность. Конструкторские способности. Умение разгадывать загадки, ребусы, логические задания
  10. Сказки А.С. Пушкина. Закономерности в сказках. Развитие эмоциональных чувств Распознавание цитат к сказкам. Узнавание героев сказок.
  11. На загадочной волне.  Понятие «акростих». Разгадывание кроссвордов, восстановление загадок.
  12. Загадочки-загадки для умственной зарядки! Объединение предметов в пары. Работа над рифмой и ритмом в загадках.
  13. Самолетик  Нескучалкин.  Тренировка памяти. Установка связей между предметами. Разгадывание кроссвордов.
  14. На даче.   Расширение кругозора детей. Загадки о саде и огороде. Развитие внимания. Пространственные представления.
  15. Согласись или поспорь со мной.  Развитие умения выражать и доказывать свою точку зрения. Развитие внимательности, логического мышления.

V. Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: 

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД:

  • умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: 

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
  • планирование своих действий под руководством учителя;
  • приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  •  способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
  • Формирование рефлексии. 

Учёт сформированности  познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования. 

VІІ. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся:

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

Литература для учителя:

  1. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Интерактивная доска.
  5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.

Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности  курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма –  «З6 занятий для будущих отличников» (автор ...

Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс

Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"  3 класс...