Программа внеурочной деятельности "36 занятий с будущими отличниками"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2 классов. Представляет собой систему занятий по развитию творческих и познавательных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_otlichniki.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора по УВР Приказ .2015г
протокол № 1 от.2015г ______________ Директор МОУ СОШ № 1
______________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«36 занятий для будущих отличников»
2 класс
уровень образования: начальное общее
нормативный срок освоения: 1 год
І.Пояснительная записка
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).
ІІ. Общая характеристика
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
- безотметочная система обучения.
- обогащение окружающей ребёнка среды. разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- поощрение высказывания оригинальных идей.
- широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Основные цели и задачи:
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
ІІІ. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с авторской программой на изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» (РПС) «З6 занятий для будущих отличников» во 2 классе рекомендовано отводить 34 часа в год (включая резерв), 1 час в неделю.
В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с санитарными нормами одно занятие длится 35- 40 минут.
ІV. Основное содержание
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Содержание
- Снова в школу. Числовая викторина. Веселые задачи. Составление слов из перепутанных букв. Решение кроссвордов. Иллюстрации стихотворений.
- Как из рога изобилия. Определение свойств предметов. Ребусы. Рисуем по клеточкам.
- Кое-что о школе. Криптограмма. Расшифруй слова. Загадки. Танграм.
- Овощи с грядки. Соединение групп овощей. Принцип разделения овощей на группы. Фантазирование несуществующих овощей.
- Курам на смех. Небылицы о животных. Абракадабра- слова составленные из нескольких частей. Инсценирование веселых диалогов.
- Сказочный листопад. Определение предметов из сказок. Определение предмета по сказочному рисунку. Решение занимательных задач.
- Развиваем воображение и фантазию. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека. Нахождение ошибок в цитатах к стихотворениям.
- Морские обитатели. Названия животных. Определение названия животных по признакам.
- Бьем баклуши. Расшифровка рассказов с рисунками. Сказки и пословицы. Небылицы.
10 . Экологические ассорти . Нахождение лишнего предмета в группе. Загадки, скороговорки.
- Клуб юных живописцев. Определение жанров живописи. Ребусы. Рисование снеговика по этапам.
- Цветочная угадайка. Названия цветов. Рисование узоров по образцу. Инсценирование веселых диалогов.
- Открываем долгий ящик. Игры со словами. Узоры по клеточкам. Расшифровка поговорки с помощью стрелочек. Определение порядка в расположении фигур
- Звездный дождь. Рассуждаем логически. Достраивание фразы. Рисование по клеточкам. Запоминание пар сло.,
- Елочка с волшебными шишками.. Развитие внимания, логики. Собирание слов обозначающих названия птиц. Решение кроссворда. Расшифровка выражения.
- Учимся быть внимательными и заботливыми. .Определение главной мысли в пословицах и стихах. Характеристика- описание для мамы и папы. Определение по рисункам проявления заботы родителей.
- Засучив рукава. Достраивание фразы. Построение узоров по клеткам. « Закончи пословицу». Танграмы. Криптограммы. Фантазирование на тему «Безобидные существа»
- Сундучок занимательных заданий. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Головоломки.Кроссворды.
- Симметрия. Логические игры. Знания геометрических фигур. Понятия «симметрия», «ось симметрии», «симметричные фигуры».
- Герои сказок в ребусах и загадках . Жанровые особенности загадок и сказок.
- Учимся быть честными. Беседа-размышление о честности. Криптограммы.
- Учитесь властвовать собой». Понятия «настроение», «комплимент». Ролевые игры. Соединялки. Развитие добрых чувств, положительных эмоций.
- Учимся управлять своими чувствами. КТД создание коллективного коллажа «Наши добрые дела».
- Еще несколько любопытных фактов из жизни животных. Мини проекты. Программа «Изучаем животных». (2ч)
- Пятое колесо в телеге. Занимательные задания, игры. Знакомство с фразеологизмом «пятое колесо в телеге».
- Здравствуй, сказка! Вопросы-шутки. «Расшифруй, название сказки». Развитие памяти, внимания.
- О водных судах. Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей. Ребусы, расшифровка названий.
- Китайская грамота. Интеллектуальные и логические игры.
- По тропинкам математики. Задачи на сообразительность. Конструкторские способности. Умение разгадывать загадки, ребусы, логические задания
- Сказки А.С. Пушкина. Закономерности в сказках. Развитие эмоциональных чувств Распознавание цитат к сказкам. Узнавание героев сказок.
- На загадочной волне. Понятие «акростих». Разгадывание кроссвордов, восстановление загадок.
- Загадочки-загадки для умственной зарядки! Объединение предметов в пары. Работа над рифмой и ритмом в загадках.
- Самолетик Нескучалкин. Тренировка памяти. Установка связей между предметами. Разгадывание кроссвордов.
- На даче. Расширение кругозора детей. Загадки о саде и огороде. Развитие внимания. Пространственные представления.
- Согласись или поспорь со мной. Развитие умения выражать и доказывать свою точку зрения. Развитие внимательности, логического мышления.
V. Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя;
- приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
- Формирование рефлексии.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
VІІ. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Литература для учителя:
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» (автор ...
Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс
Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...