Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Шохтина Ирина Иннокентьевна

Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 36_zanyatiy_dlya_budushchih_otlichnikov._3_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа № 4»

РАССМОТРЕНО:        

на заседании методического объединения  учителей начальных классов

руководитель_________Поцелуева Е.В.

протокол № ___ от «___» _____ 2016г.

СОГЛАСОВАНО:        

на заседании методического совета

зам.директора по ВР:

Тараненко А.В_________________

протокол № ___ от «___» ______ 2016г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ БСОШ № 4

____________            В.А.Осипов  

приказ № ____ от «___» _______ 2016г.

Рабочая программа учебного курса

«36 занятий для будущих отличников»  

для 3 классов

на 2016-2017 учебный год            

Разработчик

Шохтина И. И.

учитель начальных классов

   

п. Березовка, 2016г

Пояснительная записка

           Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма –   «З6 занятий для будущих отличников»  для 3  класса составлена на основе ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ БСОШ № 4, плана внеурочной деятельности МБОУ БСОШ № 4 и примерной   программы курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС).

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора учащихся.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Общая характеристика КУРСА

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
  • безотметочная система обучения.
  • обогащение окружающей ребёнка среды. разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
  • поощрение высказывания оригинальных идей.
  • широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
  • использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Место курса в плане внеурочной деятельности

На изучение  курса внеурочной деятельности «З6 занятий для будущих отличников» в 3 классе отводится 34 часа в год - 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры

—        развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—        формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—        изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—        развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—        развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—        формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—        вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Планируемые результаты освоения курса

Метапредметные УУД

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
  • умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.
  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
  • планирование своих действий под руководством учителя;
  • приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  •  способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
  • Формирование рефлексии.

Содержание курса

Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

  1. Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы. Понятие «чрезвычайная ситуация»
  2. В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье. Дать понятие «страх», «паника».
  3. Продолжаем разговор о семье. Криптограммма.  Как читать криптограммы.  Как восстанавливать загадки. Объекты города, представляющие опасность, правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте.
  4. Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные).  Правила поведения при обнаружении возгорания в лесу.
  5. Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности.  Причины возникновения травм.
  6. В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ.   Как оказывать элементарную первую помощь при незначительных травмах
  7. Старичок-боровичок. Что такое «воображение» и его значение в жизни человека.  Цитаты из стихотворений.  Понятия «солнечный удар», «удар молнии» и др.
  8. Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка. Что такое «фауна»? Вредное влияние никотина на организм.  
  9.  Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке».  Правила поведения около водоема, на льду

10 . Поговорим о поведении. Что такое «Этические нормы поведения»? Как их соблюдать?   Безопасное поведение в бассейне и стили плавания.

  1. Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры.   Водные виды спорта.
  2. Береги здоровье.  Организация исследования «Здоровый образ жизни» использованием цифровой лаборатории.
  3. О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории.   Простейшие приемы оказания помощи при утоплении.
  4. Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.
  5. Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры. Опасные ситуации на дороге, ПДД.
  6. Арт-студия. Ролевые игры. Виды транспортных средств.
  7. Зима в загадках. Игры и задания на смекалку. Безопасность при любой погоде.
  8. Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
  9. Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории
  10. Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.
  11. «Репка» на новый лад. Ролевые игры

Любопытные факты из жизни животных.  Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории.

Безопасное поведение при встрече с бездомными собаками.

  1. Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
  2. Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
  3. Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией «Какие бывают куклы».   Правильное поведение при встрече с незнакомыми людьми.
  4. Золотой дождь.  Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».
  5. Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам Дорога, ее элементы и правила поведения на ней
  6. Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
  7. В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку.  Безопасное поведение при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами
  8. Геометрический калейдоскоп.    Вопросы-шутки.   Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов. Как правильно переходить дорогу (экскурсия).
  9. Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина   герои его сказок.
  10. Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.
  11. В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры
  12. На войне как на войне. Подготовка плаката «Спорь, доказано!»  Инсценировка произведения В. Осеевой «Какой день?».
  13.   ПДД на загородной дороге.

Тематическое планирование

Тема

Виды деятельности обучающихся

1

Слово о Родине

 Основы безопасности человека  в  экстремальных  ситуациях.

Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, иллюстрировать стихотворение

2

В кругу семьи

Умение преодолевать страх.

Навыки безопасного поведения

Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы. Различать опасность, контролировать себя.

3

Продолжаем разговор о семье

 Уроки городской безопасности. Возникновение пожара в транспорте

Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте

4

Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары.

Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует.

Уметь правильно вести себя во время пожара, не паниковать

5

Дело было в Лукоморье

Почему случаются травмы?  Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру.  Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией

6

В космическом пространстве

«Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи

Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом. Уметь оказывать первую помощь при незначительных травмах

7

Старичок-боровичок

Безопасность при любой погоде.

Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений;  зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов. Знать и применять правила безопасного поведения на солнце, во время грозы.

8

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

О вреде курения.

Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению.

Безопасно и интересно проводить свое свободное время

9

Кот в мешке

 Основные правила

 безопасного поведения   около водоёма, на льду.

Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы. Знать и применять правила безопасного поведения на льду,

10

Поговорим о поведении.

 Умение плавать - основной  фактор  безопасности  на  воде.

 

 Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом. Учиться плавать с тренером в бассейне

11

Литературная угадай-ка

 Безопасность при занятиях водными видами спорта.

 Активно участвовать в литературных играх. Учиться плавать с тренером в бассейне

12

Береги здоровье

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории

13

О воде

 Оказание первой помощи при утоплении.

 Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории.

Контролировать себя на воде

14

Спешим на помощь Кузе.

 

 Активно участвовать в интеллектуальных играх

15

Поэтическая карусель «Как пешеходы и водители поделили улицу»

Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх.   Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды. Соблюдать ПДД.

16

Арт-студия

 Виды автотранспорных средств

Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры   Анализировать ситуации давать им оценку. Соблюдать ПДД.

17

Зима в загадках

Безопасность при любой погоде.

Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму. Соблюдать ПДД.

18

Подарки Деда Мороза

Причины детского дорожно-транспортного

травматизма.

Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. Соблюдать ПДД.

19

Что мы знаем о деревьях

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории

20

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

 

Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка,

21

«Репка» на новый лад

Любопытные факты из жизни животных.

Осторожно, бездомные собаки!»

 Инсценировать сказку «Репка» на новый лад  

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории. Разгадывать головоломки, играть в логические игры.  Правильно вести себя при встрече с бездомными собаками

22

Школа искусств

 

23

Спешим в школу искусств.

 Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. Уметь применять правила обеспечения сохранности личных вещей на практике

24

Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми

 Готовить мини проекты «Куклы». Правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми

25

Золотой дождь

 

Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет.

26

Лента занимательных заданий

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму.  Соблюдать ПДД

27

Клуб любителей русского языка Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

Активно участвовать в разработке мини-проектов по русскому языку.   Знать, как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Приводить примеры чрезвычайных происшествий природного и антропогенного происхождения

28

В царстве Лешего. Безопасное поведение дома

Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного

мышления. Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. Соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами

29

Геометрический калейдоскоп

Как правильно переходить дорогу.

Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать. Соблюдать ПДД

30

Магазин головоломок. Отдел художественной литературы

Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._

31

 Магазин головоломок.

Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны

Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки-акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд

32

В поисках цветка папоротника  

Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике,

работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу»

33

На войне как на войне

Инсценировать произведение В. Осеевой «Какой день?», пересказывать рассказы М. Майна, В. Осеевой, Л. Воронковой. Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, разгадывать кроссворд.

34

ПДД

Раскрашивать картинки по заданию. Соблюдать ПДД на загородной дороге

Материально-техническое обеспечение

36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013. Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы

Специфическое сопровождение (оборудование):

Магнитная доска

Компас, микроскоп.

Геометрические фигуры, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Электронно-программное обеспечение:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран

Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Дата

План

Факт

1

Слово о Родине

 Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях.

07.09.16

2

В кругу семьи Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения

14.09.16

3

Продолжаем разговор о семье

 Уроки городской безопасности. Возникновение пожара в транспорте

21.09.16

4

Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары.

28.09.16

5

Дело было в Лукоморье

Почему случаются травмы?  Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

05.10.16

6

В космическом пространстве

«Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи

12.10.16

7

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

О вреде курения.

19.10.16

8

Кот в мешке.  Основные правила безопасного поведения   около водоёма, на льду.

26.10.16

9

Поговорим о поведении. Умение плавать - основной фактор безопасности на воде.

09.11.16

10

Литературная угадай-ка «Безопасность при занятиях водными видами  спорта».

16.11.16

11

Береги здоровье

23.11.16

12

О воде.  Оказание первой помощи при утоплении.

30.11.16

13

Спешим на помощь Кузе.

 

07.12.16

14

Поэтическая карусель Как пешеходы и водители поделили улицу

14.12.16

15

Арт-студия. Виды автотранспортных средств

21.12.16

16

Зима в загадках. Безопасность при любой погоде.

28.12.17

17

Подарки Деда Мороза. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

18.01.17

18

Что мы знаем о деревьях

25.01.17

19

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

01.02.17

20

«Репка» на новый лад. Любопытные факты из жизни животных. Осторожно, бездомные собаки!»

08.02.17

 

21

Школа искусств

15.02.17

22

Спешим в школу искусств.  Правила обеспечения сохранности личных вещей.

22.02.17

23

Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми

01.03.17

24

Золотой дождь

15.03.17

25

Лента занимательных заданий. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

22.03.17

26

Клуб любителей русского языка Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

05.04.17

27

В царстве Лешего.  Безопасное поведение дома

12.04.17

28

Геометрический калейдоскоп. Как правильно переходить дорогу.

19.04.17

29

Магазин головоломок. Отдел художественной литературы

26.04.17

30

 Магазин головоломок.

Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны

3.05.17

31

В поисках цветка папоротника  

10.05.17

32

На войне как на войне

17.05.17

33

34

Правила дорожного движения

24.05.17

26.05.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.

Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности  курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма –  «З6 занятий для будущих отличников» (автор ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"  3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...