Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_zanyatiy_dlya_budushchih_otlichnikov._3_klass.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа № 4»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей начальных классов руководитель_________Поцелуева Е.В. протокол № ___ от «___» _____ 2016г. | СОГЛАСОВАНО: на заседании методического совета зам.директора по ВР: Тараненко А.В_________________ протокол № ___ от «___» ______ 2016г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ БСОШ № 4 ____________ В.А.Осипов приказ № ____ от «___» _______ 2016г. |
Рабочая программа учебного курса
«36 занятий для будущих отличников»
для 3 классов
на 2016-2017 учебный год
Разработчик
Шохтина И. И.
учитель начальных классов
п. Березовка, 2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ БСОШ № 4, плана внеурочной деятельности МБОУ БСОШ № 4 и примерной программы курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Общая характеристика КУРСА
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
- безотметочная система обучения.
- обогащение окружающей ребёнка среды. разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- поощрение высказывания оригинальных идей.
- широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Место курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса внеурочной деятельности «З6 занятий для будущих отличников» в 3 классе отводится 34 часа в год - 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные УУД
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя;
- приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
- Формирование рефлексии.
Содержание курса
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
- Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы. Понятие «чрезвычайная ситуация»
- В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье. Дать понятие «страх», «паника».
- Продолжаем разговор о семье. Криптограммма. Как читать криптограммы. Как восстанавливать загадки. Объекты города, представляющие опасность, правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте.
- Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные). Правила поведения при обнаружении возгорания в лесу.
- Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности. Причины возникновения травм.
- В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ. Как оказывать элементарную первую помощь при незначительных травмах
- Старичок-боровичок. Что такое «воображение» и его значение в жизни человека. Цитаты из стихотворений. Понятия «солнечный удар», «удар молнии» и др.
- Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка. Что такое «фауна»? Вредное влияние никотина на организм.
- Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке». Правила поведения около водоема, на льду
10 . Поговорим о поведении. Что такое «Этические нормы поведения»? Как их соблюдать? Безопасное поведение в бассейне и стили плавания.
- Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры. Водные виды спорта.
- Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни» использованием цифровой лаборатории.
- О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории. Простейшие приемы оказания помощи при утоплении.
- Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.
- Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры. Опасные ситуации на дороге, ПДД.
- Арт-студия. Ролевые игры. Виды транспортных средств.
- Зима в загадках. Игры и задания на смекалку. Безопасность при любой погоде.
- Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
- Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории
- Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.
- «Репка» на новый лад. Ролевые игры
Любопытные факты из жизни животных. Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории.
Безопасное поведение при встрече с бездомными собаками.
- Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
- Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
- Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией «Какие бывают куклы». Правильное поведение при встрече с незнакомыми людьми.
- Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».
- Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам Дорога, ее элементы и правила поведения на ней
- Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
- В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку. Безопасное поведение при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами
- Геометрический калейдоскоп. Вопросы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов. Как правильно переходить дорогу (экскурсия).
- Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок.
- Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.
- В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры
- На войне как на войне. Подготовка плаката «Спорь, доказано!» Инсценировка произведения В. Осеевой «Какой день?».
- ПДД на загородной дороге.
Тематическое планирование
№ | Тема | Виды деятельности обучающихся |
1 | Слово о Родине Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. | Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, иллюстрировать стихотворение |
2 | В кругу семьи Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения | Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы. Различать опасность, контролировать себя. |
3 | Продолжаем разговор о семье Уроки городской безопасности. Возникновение пожара в транспорте | Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте |
4 | Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары. | Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует. Уметь правильно вести себя во время пожара, не паниковать |
5 | Дело было в Лукоморье Почему случаются травмы? Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру. Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией |
6 | В космическом пространстве «Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи | Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом. Уметь оказывать первую помощь при незначительных травмах |
7 | Старичок-боровичок Безопасность при любой погоде. | Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов. Знать и применять правила безопасного поведения на солнце, во время грозы. |
8 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка О вреде курения. | Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению. Безопасно и интересно проводить свое свободное время |
9 | Кот в мешке Основные правила безопасного поведения около водоёма, на льду. | Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы. Знать и применять правила безопасного поведения на льду, |
10 | Поговорим о поведении. Умение плавать - основной фактор безопасности на воде.
| Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом. Учиться плавать с тренером в бассейне |
11 | Литературная угадай-ка Безопасность при занятиях водными видами спорта. | Активно участвовать в литературных играх. Учиться плавать с тренером в бассейне |
12 | Береги здоровье | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории |
13 | О воде Оказание первой помощи при утоплении. | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории. Контролировать себя на воде |
14 | Спешим на помощь Кузе.
| Активно участвовать в интеллектуальных играх |
15 | Поэтическая карусель «Как пешеходы и водители поделили улицу» | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды. Соблюдать ПДД. |
16 | Арт-студия Виды автотранспорных средств | Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку. Соблюдать ПДД. |
17 | Зима в загадках Безопасность при любой погоде. | Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму. Соблюдать ПДД. |
18 | Подарки Деда Мороза Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. Соблюдать ПДД. |
19 | Что мы знаем о деревьях | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории |
20 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка
| Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка, |
21 | «Репка» на новый лад Любопытные факты из жизни животных. Осторожно, бездомные собаки!» | Инсценировать сказку «Репка» на новый лад Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории. Разгадывать головоломки, играть в логические игры. Правильно вести себя при встрече с бездомными собаками |
22 | Школа искусств |
|
23 | Спешим в школу искусств. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. Уметь применять правила обеспечения сохранности личных вещей на практике |
24 | Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми | Готовить мини проекты «Куклы». Правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми |
25 | Золотой дождь
| Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет. |
26 | Лента занимательных заданий Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму. Соблюдать ПДД |
27 | Клуб любителей русского языка Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | Активно участвовать в разработке мини-проектов по русскому языку. Знать, как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Приводить примеры чрезвычайных происшествий природного и антропогенного происхождения |
28 | В царстве Лешего. Безопасное поведение дома | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления. Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. Соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами |
29 | Геометрический калейдоскоп Как правильно переходить дорогу. | Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать. Соблюдать ПДД |
30 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._ |
31 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки-акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд |
32 | В поисках цветка папоротника | Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу» |
33 | На войне как на войне | Инсценировать произведение В. Осеевой «Какой день?», пересказывать рассказы М. Майна, В. Осеевой, Л. Воронковой. Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, разгадывать кроссворд. |
34 | ПДД | Раскрашивать картинки по заданию. Соблюдать ПДД на загородной дороге |
Материально-техническое обеспечение
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013. Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы
Специфическое сопровождение (оборудование):
Магнитная доска
Компас, микроскоп.
Геометрические фигуры, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Электронно-программное обеспечение:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Дата | ||
План | Факт | |||
1 | Слово о Родине Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. | 07.09.16 | ||
2 | В кругу семьи Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения | 14.09.16 | ||
3 | Продолжаем разговор о семье Уроки городской безопасности. Возникновение пожара в транспорте | 21.09.16 | ||
4 | Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары. | 28.09.16 | ||
5 | Дело было в Лукоморье Почему случаются травмы? Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | 05.10.16 | ||
6 | В космическом пространстве «Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи | 12.10.16 | ||
7 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка О вреде курения. | 19.10.16 | ||
8 | Кот в мешке. Основные правила безопасного поведения около водоёма, на льду. | 26.10.16 | ||
9 | Поговорим о поведении. Умение плавать - основной фактор безопасности на воде. | 09.11.16 | ||
10 | Литературная угадай-ка «Безопасность при занятиях водными видами спорта». | 16.11.16 | ||
11 | Береги здоровье | 23.11.16 | ||
12 | О воде. Оказание первой помощи при утоплении. | 30.11.16 | ||
13 | Спешим на помощь Кузе.
| 07.12.16 | ||
14 | Поэтическая карусель Как пешеходы и водители поделили улицу | 14.12.16 | ||
15 | Арт-студия. Виды автотранспортных средств | 21.12.16 | ||
16 | Зима в загадках. Безопасность при любой погоде. | 28.12.17 | ||
17 | Подарки Деда Мороза. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | 18.01.17 | ||
18 | Что мы знаем о деревьях | 25.01.17 | ||
19 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. | 01.02.17 | ||
20 | «Репка» на новый лад. Любопытные факты из жизни животных. Осторожно, бездомные собаки!» | 08.02.17 |
| |
21 | Школа искусств | 15.02.17 | ||
22 | Спешим в школу искусств. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 22.02.17 | ||
23 | Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми | 01.03.17 | ||
24 | Золотой дождь | 15.03.17 | ||
25 | Лента занимательных заданий. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | 22.03.17 | ||
26 | Клуб любителей русского языка Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | 05.04.17 | ||
27 | В царстве Лешего. Безопасное поведение дома | 12.04.17 | ||
28 | Геометрический калейдоскоп. Как правильно переходить дорогу. | 19.04.17 | ||
29 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | 26.04.17 | ||
30 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны | 3.05.17 | ||
31 | В поисках цветка папоротника | 10.05.17 | ||
32 | На войне как на войне | 17.05.17 | ||
33 34 | Правила дорожного движения | 24.05.17 26.05.17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» (автор ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...