Игровые технологии
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Тугачева Ирина Николаевна

Как использовать игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  игровых технологий  в учебно- воспитательном процессе

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому  у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.

 «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

  Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным

В школе я работаю  более25 лет. За плечами большой практический багаж. За это время произошло много изменений. В своё время использовались различные педагогические технологии, а вот игровые всегда присутствовали, в начальной школе в особенности.

Конечно, время требует новых нетрадиционных педагогических технологий, которые формируют обстановку творческого сотрудничества, активизируют  личность  ребёнка,воспитывают в детях чувства  собственного достоинства и уважения к различиям, дают ощущение творческой свободы и  самое главное приносят радость

Игровая технология- самая актуальная для учителя начальной школы

Игровым  технологиям  я уделяю большое внимание.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать  интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая  посредством  игры, мы учим детей не так, как нанам, взрослым, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно  его взять.

Содержание игры- это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую  им критически оценивать  свои знания в действии, привести эти знания в систему.

На моих уроках не принято смирно сидеть за партами, слушать и выполнять  указания учителя. Дети сами  ставят перед собой цели и отправляются в “путешествие” по Вселенной, устраивают суды над гласными и согласными, являются  активными участниками  КВН, становятся сыщиками, издателями газет. В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работают несколько учащихся, то все остальные выполняют роли контролёра, судьи, учителя.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать следующие цели:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и    ценностям общества, адаптация  к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция,  обучение  общению. 

Одно из эффективных  средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

   Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

 Основные условия проведения дидактической игры:

1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

2. выразительность проведения игры;

3. необходимость включения педагога в игру.

       Учитель является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло.  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, превращая их в игру.

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» «Отвечай сразу!».         

Большинство  видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника”Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ” из серии “Современная  школа”. В книге этой серии содержатся  материалы, разработанные участниками”Сети творчества учителей” сообщества”ИКТ в начальной школе” . В сборнике  есть игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно использовать  при индивидуальной работе или фронтально  с классом на интерактивной  доске.

Дидактические игры можно отнести к следующим группам:

игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.

игры, включающие элементы поиска и творчества.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни

Деловая игра - это форма обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности, система отношений, характерных для данного вида практики.   

В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;

     учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

         игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

     учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся. 

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

Составление плана игры. 
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков. 
3. Подбор информации; средств обучения. 
4. Разработка способов оценки результатов игры. 

Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, учителя  пришли к следующим выводам:

игра стимулирует умственную деятельность

игра активизирует познавательную деятельность учащихся;

игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;

игра- один из приёмов преодоления пассивности учеников

игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...