Программа внеурочной деятельности для 3, 4 класса "Юный кулинар"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Савельева Любовь Константиновна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный кулинар» разработана для занятий с учащимися 3, 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начальной ступени общего образования второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_kulinar.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный кулинар» разработана для занятий с учащимися 3, 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начальной ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на начальной ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного и эстетического воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными продуктами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Юный кулинар» уделяется духовно- нравственному воспитанию школьника.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного приготовления изделий и блюд, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

• ценностного отношения к природе, окружающей среде (бережное отношение к окружающей среде, к пище и результатам чужого труда в процессе работы с продуктами и др.);

• ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с кухонными приборами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых продуктов, ведения здорового образа жизни и питания и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Юный кулинар» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

• интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

• формирование информационной грамотности современного школьника;

• развитие коммуникативной компетентности;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такой дисциплиной, как  окружающий мир (знакомство с ареалом обитания животных и возделывания с\х культур, фруктов и овощей, учащиеся познакомятся с историей различных блюд и продуктов, а так же расширят свои знания о национальных культурах народов России и всего мира).

Системно-деятельностный и личностный подходы на начальной ступени обучения предполагают активизацию познавательной  деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Юный кулинар» предусматривает значительное количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые продукты и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного  школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, рецепты, видеоролики, мастер-классы, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимо- действия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные си- туации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс приготовления пищи невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение блюда, пытается понять, как оно выполнено, из каких продуктов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других продуктах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее извест- ных приемов, а не точное повторение изделия, предложенного учителем. Такой подход позволяет оптимально учиты- вать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать блюда, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие продукты вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Данная программа актуальна тем, что обучение по ней создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Кроме того, она предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска.

Основные воспитательные задачи реализации программы включают в себя:

1. привитие учащимся стремления к здоровому образу жизни;

2. воспитание культуры поведения за столом, в школе, на природе;

3. пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

4. просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Основными образовательными задачами реализации программы являются:

1.расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

2.формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

3.формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса по внеурочной деятельности.

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. В соответствии с ФГОС в программе представлены личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные ууд.

Личностные УУД:

• действие смыслообразования (интерес, мотивация);

• действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

• формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

• формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

• эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

• формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• формирования желания выполнять учебные действия;

• использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника;

• личностная мотивация учебной деятельности;

• ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

• имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

• способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

• составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

• использовать знакосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

• овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

• формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

• формирование умения работать в парах и малых группах;

• формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

• учитывать позицию собеседника (партнера);

• организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

• адекватно передавать информацию;

• отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

• целеполагание;

• планирование;

• прогнозирование;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

• коррекция;

• оценка;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение программы курса внеурочной деятельности «Юный кулинар» в 3,4 классах отводится 34 часа.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование программы составлено с учётом объёма изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся, их интеллектуальных и творческих возможностей и в соответствии с особенностями нашего региона. Данная программа состоит из 14 тем, которые рассчитаны на 34 занятия, включающие практические (П/З) и теоретические (Т/З) занятия.

Название темы

Виды деятельности

Основные понятия

Дата

1. Давайте познакомимся

обобщить имеющиеся у школьников представления о

правилах питания ,

развивать представление о роли правильного питания

для здоровья человека

Здоровье, питание

2-3. Из чего состоит наша пища

формировать представления об основных питательных

веществах и их роли для организма человека, продуктах

и блюдах — источниках питательных веществ,

формировать представления о важности разнообразного

питания для здоровья человека

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион

4-6. Что нужно есть в разное время года

формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года расширять представление о значимости разнообразного питания расширять представление о традиционных кухнях наро- дов нашей страны

Питание, блюда, погода, кулинарные традиции

7-8. Как правильно питаться, если заниматься спортом

развивать представление о зависимости рациона питания

от физической активности человека

развивать представление о важности занятий спортом

для здоровья

Здоровье, питание, спорт,

рацион

9-10. Где и как готовят пищу

формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи,

развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне

Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая

техника

11-13. Как правильно накрыть стол

развивать представление о правилах сервировки стола

развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол)

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

14-15. Молоко и молочные продукты

развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона,

расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе

Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты

16-17. Блюда из зерна

развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона,

развивать представление о пользе и значении продуктов

и блюд, приготавливаемых из зерна

расширять представление об ассортименте зерновых

продуктов и блюд

Зерно, злаки, зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия

18-19. Какую пищу можно найти в лесу

формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области

Дикорастущие растения, съедобные растения, расти- тельные ресурсы

20-21. Что и как можно приготовить из рыбы

развивать представление о пользе и значении рыбных блюд,

расширять представление об ассортименте блюд из рыбы,

формировать представление о природных ресурсах своего края

Рыба, рыбные блюда

22-23. Дары моря

формировать представление о морских съедобных растениях и животных,

о многообразии блюд, которые могут быть их них приготовлены,

формировать представление о пользе морепродуктов,

важности включения их в рацион

Морепродукты

24-26. «Кулинарное путешествие» по России

формировать представление о кулинарных традициях и

обычаях как составной части культуры народа

расширять представление о кулинарных традициях и

обычаях края или области, в которой проживает ученик,

а также о традициях и обычаях, сложившихся в других

регионах нашей страны

Кулинария, кулинарные

традиции и обычаи

27-29. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

расширять представление о блюдах, которые могут быть

приготовлены из традиционных «обычных» продуктов

развивать интерес к приготовлению пищи

Кулинария, питание, здоровье, блюда

30-32. Как правильно вести себя за столом

развивать представление об этикете как норме культуры,

важности соблюдения правил поведения за столом

формировать представление о праздничной сервировке

стола

Этикет, правила поведения

за столом, сервировка

33-35. Проект  «Любимое блюдо моей семьи»

расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов развивать интерес к приготовлению пищи

Кулинария, питание, здоровье, блюда

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• интерес к новым видам деятельности, к новым способам самовыражения;

• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования явлений каждодневной жизни;

• адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств

самовыражения в социальной жизни;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания;

• адекватного понимания причин успешности или неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир

для построения действия;

• владеть монологической и диалогической формами речи.

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и

дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их

результатов;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте;

• обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

• подводить под понятие;

• устанавливать аналогии;

• проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и

повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

_ Сформировать систему суждений о значимости правильного питания ,как составной части сохранения и укреплении здоровья всех членов семьи.

_ Познакомиться с традициями  русской и зарубежной кухни.

_ Узнать о культуре здоровья, осознавать здоровье как одну из главных человеческих ценностей.

Также ожидается:

_ Повышение интереса учащихся к изучению правил рационального питания, укрепление уверенность в своих силах, развитие творческого потенциала школьников,

_  Расширение  круга общения родителей, увеличение возможностей  воздействовать на детей в сфере

формирования культуры питания и соблюдения норм здорового образа жизни.

Список используемой литературы.

1.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

2.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

3.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

4.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В

5.Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996.

6. Предметная линия учебников «Технология. Технологии ведения дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) для 5-7 класса общеобразовательной школы. М.: Вентана-Граф, 2012-2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...