Урок – путешествие в 1 классе
план-конспект урока (1 класс) на тему

закрепить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, умение делить слова на слоги, грамматически правильно оформлять предложение на письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие в 1 классе

Тема урока: «От А до Я».

Разработала: учитель начальных классов МБОУ «Сафоновская оош»

Цель: закрепить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, умение делить слова на слоги, грамматически правильно оформлять предложение на письме

Задачи:

 Формировать УУД

Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, речь, мелкую моторику.

Актуализировать знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Актуализировать знания о предложении.

Развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, воображение;

Формировать положительную мотивацию учения;

Развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, учить сочувствовать друг другу;

Развивать интерес к урокам русского языка;

Воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование и используемые наглядные пособия.

1.Безруких М.М., Кузнецова М.И.Прописи №3 «Рабочая тетрадь для 1 класса». М.:Вентана –Граф, 2011

2.Наглядный материал, иллюстрации, индивидуальные доски, фишки, аудиозапись «Голубой  вагон».

3.Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними и подарите и свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу.

Психологическая гимнастика.

- Какое сейчас время года?

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят комы друг на друга. Молодцы! Какой красивый снеговик у вас получился. (На магнитной доске появляется снеговик.)

Что за странный человек

Прибыл в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла?

(Снеговик)

Вы пришли веселые домой. С таким же  отличным настроением  мы поработаем на уроке. Я очень рада видеть ваши веселые и внимательные глаза.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель:

На каждом уроке вы совершаете маленькие открытия. С каждым уроком этих открытий становится все больше и больше.

И сегодня нас ждут новые открытия, так как будем учиться анализировать  звуки и буквы, записывать слова и предложения, сочинять стихи, отгадывать загадки. Я желаю вам успеха.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям «От А до Я».

-Вы готовы?

(Звучит песня «Голубой вагон».)

А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

-Какой звук издает поезд? (У-у-у).
1)  И вот 1-ая станция «А Б В Г Д-ейка».

- Сколько букв в русском алфавите?

- С какой буквы начинается алфавит? А заканчивается?

 Прочтите на доске тему урока.

- На какие группы можно разделить все буквы?

-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

Работа в группе.

На столе расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю.

Разделите эти буквы на 2 группы. По какому признаку вы разделили буквы?

Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.

Проверьте с доской. На доске:

З К В Н М

А Е И Ю

 - А теперь поиграем «В снежки».

( Учитель называет твердый согласный звук, а дети – мягкий)

-Молодцы! Навели полный порядок! Можно продолжать наше путешествие.

2)  В путь. Следующая остановка  «Буквостихотворово».

Мы прибыли на станцию, где живут буквы - озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!

Дети на индивидуальных досках составляют из букв- отгадок слово «зима» и звуковую схему.

Учитель:

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3. (З)

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними – поясок,

Натянутый наискосок. (И)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Эта буква …(М)

Вот два столбца наискосок

А между ними -  поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква…(А)

- Вот как здорово вы отгадали буквы!

3)  Продолжаем путешествие. Следующая станция «Орфографическая».

Учитель: Ребята, сейчас работаем самостоятельно по вариантам.

Надо вставить пропущенные буквы.

Самостоятельная работа (по карточкам).

1 вариант

ш__повник

ш__шка

верш___на

тиш___на

ж____раф

пассаж____р

пруж___на

ош___бка

2 вариант

ч__йка

задач___

свеч__

площ__дка

внуч___та

щ__ка

ч__лок

ч__дак

Учитель: Давайте вспомним правописание жи и ши, ча и ща, чу и щу.

Ученики:

В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши.
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У.

3.Гимнастика для глаз.

Мы писали, мы писали,

Глазки наши так устали.

Пусть немножко отдохнут

В путь за цифрами пойдут. (Работа с сюжетными картинками)

4) В путь. Следующая станция «Почтовая».

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему эта станция называется «Почтовая».

Высказывания детей.

Ты лети, письмо, скорей

От моих больших друзей.

Буквы учимся писать,

Чтоб друзей не забывать.

 Учитель: На этой станции нас ожидает письмо  от  Снеговика. (Грустный снеговик)

 Работа  в парах.

Учитель: Что вы получили?

Дети:  Письмо со словами.

Учитель: А что можно составить из слов?

“Соберите” предложения из слов:  1- группа - взяли, Дети, и, лыжи, коньки

 2 группа - снежная, зима, Пришла

Учитель: Как вы думаете, какое предложение должно быть первым?

- О ком говорится в предложении во втором предложении?

- С какой буквы вы напишите 1 слово в предложении?

- Какой знак поставите в конце предложения?

Учитель: Запишите одно предложение с доски  в тетрадь.

 Дети  с  печатного  текста переводят на письменный.

4.Физкультминутка

5)  Следующая станция «Отдыхайка».

Прежде чем отправиться на следующую станцию, я предлагаю вам встать и пройти немного по сугробам.

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело!

Нам в снежки играть не лень,

Мы играем целый день.

Хлоп-хлоп! Не зевай!

Ты скорей в снежки играй!

Хлоп- хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай!

Пусть мороз морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

Ножками затопаем,

Ручками захлопаем.

6)  Продолжаем наше путешествие. Мы прибыли на станцию «Снежная».

-Работа в группе.

- Приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но что-то трудно идти, снежинки так и сыпятся с неба.

Учитель: А теперь посмотрите сюда. Тут  волшебные снежинки. На каждой  снежинке буква, здесь и гласные и согласные. А кто из вас догадался, какое испытание нас ожидает на этой станции?

Дети: Из букв составить слова.

Учитель:  Составьте из этих букв разные слова.

и г р у ш к а (игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак)

Учитель: Какие волшебные снежинки. Их только 7, а сколько разных слов из них получилось. И вы - настоящие волшебники.

А волшебниками мы стали потому, что хорошо учимся и дружим с русским языком. А если не учиться – ничего не получится

7) Станция «Отгадайка».

-Работа у доски и в тетрадях.

Учитель: Как делятся слова? (На слоги)

Как узнать, сколько слогов в слове?

Учитель загадывает загадки, а дети пишут отгадки, ставят ударение и называют количество слогов в слове. (По очереди выходят к доске)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой  его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

Если он зимой ударит,

Спрятать всех носы заставит. (Мороз)

 

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

8) Станция «Лесная».

-Работа в паре.

Снеговик позвал на праздник гостей, но тут подул сильный ветер, началась метель, разлетелись листочки. Давайте поможем  нашему другу!

Вам не сложно угадать?

Помогите их собрать!

Собрать из слогов слова.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Заяц, лиса, медведь, кошка, белка.

-Какое слово лишнее? Почему?

-Как можно назвать одним словом остальные слова?

Задание: запишите слово кошка и рядом кличку своего любимца.

9) Станция «Сочиняйки».

А вот и я, житель «Сочиняйки»

Я – веселый снеговик.

К зиме холодной я привык.

В «Сочиняйке» я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

«Не придет ли новый друг?»

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

Учитель: Не нас ли с вами он высматривает?

- Ребята, Снеговик просит вас помочь ему сочинить стихи.

Вы готовы?

Дети: Да!

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири).

Верещунья, белобока,

И зовут её … (сорока).

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это …(ворона).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись: …(дятел).

Учитель:

- Какие слова вы назвали?

- А что вы можете рассказать о птицах?

Дети: Птицы бывают зимующие и перелетные.

Учитель: Какая из этих птиц перелетная?

5. Рефлексия

10) Станция «Новогодняя».

Учитель:

Здесь нас ожидают наши Снеговики. Они с нетерпением ждут приближающегося праздника.

Ребята, а как вы готовитесь к встрече Нового года?

 Давайте украсим Снеговика, который соответствует вашему настроению и которого вы бы хотели видеть на своем празднике.

Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. Мне было очень приятно с вами работать, моё настроение от вашей хорошей работы  тоже отличное.

Спасибо всем. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие 4 класс "Обобщение знаний о местоимении"

Урок-путешествие в 4 классеТема урока: обобщение знаний о местоимении.Цели урока1.  Углубить знания учащихся о местоимении.2.   Совершенствовать  навыки  учащихся...

"Когда жили динозавры" - урок-путешествие 1 класс

Урок-путешествие по окружающему миру 1 класс...

Урок - путешествие 3 класс "Жизнь и творчество С.Михалкова"

Цель "Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве С.Михалкова...

Урок по теме: «Состав чисел в пределах 10. Закрепление (урок путешествие)» 1 класс

учащиеся научаться решать примеры вида * + - 5, 6, 7, 8, 9;Выполнять задания творческого и поискового характера; составлять и решать задачи изученных видов; аргументировать свою позицию и координирова...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

Презентация Урок - Путешествие 3 класс Литературное чтение Школа России

Презентация. Урок - Путешествие «Мышонок Пик» И.И.Бианки 3 класс Литературное чтение Школа России....