Домашняя работа как одна из форм обучения.
занимательные факты на тему
Эффективность домашней работы, способы ее проверки во время урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.
Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.
Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.
Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.
Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.
Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.
Проверку домашнего задания можно осуществлять в разных формах:
а) Самопроверка по образцу.
б) Взаимопроверка по образцу.
в) Проверка домашнего задания консультантами.
г) Проверка - консультация.
д) Опрос по парам.
е) Математическая викторина.
ж) Теоретическая разминка.
з) Математическая эстафета.
и) Контрольная работа и её анализ.
Рассмотрим такой пример.[ Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: LINKA-PRESS, 1998.С. 31. ] Дома учащиеся решали задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула больше. Сколько стульев во второй комнате?” Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи, -- формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.
Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель, прежде всего, имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этане, строит свою дальнейшую работу.
Задания выстраиваются в следующей последовательности:
1. Решите устно задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?”
-- Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие классной и домашней задачи? (Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, что во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи -- меньше. Решение задач различно.)
-- Каким действием решалась домашняя задача? Почему?
2. На доске текст: “На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели”.
-- Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?)
-- Можно ли решить эту задачу так же, как домашнюю? (Нет. В домашней задаче 5 + 3 = 8, там есть слово “больше”, а здесь
птички улетели, их стало меньше.)
3. На доске текст: “На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько карандашей лежало на другом столе?”
-- Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя,
Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.
Приведенные способы проверки активизируют деятельность учащихся. Контролируя, учитель обучает. При этом он использует различные методические приемы, способствующие формированию умения решать задачи, -- это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются.
Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-218910-1540400800.jpg)
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-260750-1372308093.jpg)
Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе
В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710836-1447757029.jpg)
Индивидуальная работа как одна из форм внеклассной деятельности
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения. Одним из способов создания м...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-808167-1472208108.jpg)
Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы
В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-62129-1430497166.jpg)
Выступление на педсовете по теме "Работа в группах-активная форма обучения учащихся»
Из опыта моей работы с учащимися начальной школы. Я поделилась с коллегами, как организую и провожу работу в группах с учащимися на уроках окружающего мира, осуществляя системно-деятельностный подход ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-1289083-1605269455.jpg)
Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы
В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....