Главные вкладки

    Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы
    консультация по русскому языку (2, 3 класс) на тему

    Пневская Лариса Викторовна

    В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartochki_dlya_domashney_raboty_2_klass.rar63.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Созонова Ю.Г.»

    Города Ханты-Мансийска, ХМАО - Югры

    Домашняя работа, как одна из форм организации самостоятельной работы учащегося

    (из опыта работы)

    подготовила

    учитель начальных классов

    Пневская Лариса Викторовна

    г. Ханты-Мансийск

    2016 год

    В последнее время не утихают споры по поводу необходимости выполнения домашних заданий.

     Газета «Комсомольская правда» попросила оценить «плюсы» и «минусы» домашней работы. Противники считают, что при отмене домашних заданий, у детей появится больше времени для общения с родителями и других полезных дел, а также освободит родителей от долгого сидения со своими чадами за уроками. Ведь большинство родителей вернувшись с работы должны переделать кучу дел и только потом уже сесть за уроки с ребенком. Именно в такой ситуации на просторах интернета  родился каламбур: «Уроки сделаны... Мать охрипла... Сын оглох... Соседи выучили всё наизусть, собака пересказала!!!» (http://www.stranamam.ru/post/8231090/)

    Сторонники домашних заданий утверждают, что без самостоятельного повторения ребенку не хватит глубины полученных знаний.

    Как известно, ребенок в начальной школе забывает почти 70% изученного на уроке материала. Поэтому без домашних заданий урок придется начинать с «чистого листа». С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов  учебные программы невыполнимы без домашней учебной работы. Только при максимальной загрузке на  уроке можно осуществлять учебный процесс без домашних заданий. Но в классе, как правило, есть дети, которые имеют трудности в восприятии учебного материала, и поэтому таким деткам легче повторить и закрепить материал дома в спокойной обстановке. Есть дети, которые отсутствовали на предыдущих уроках по различным причинам и им необходимо восполнить пробелы в знаниях. Такими являются спортсмены, выезжающие на соревнования в другие города, конкурсанты или часто болеющие дети.  Очень часто в класс приходят дети, которые проходили обучение по другим программам.  Грамотный подход к объёму домашних заданий позволяет не только сохранить здоровье, но и восполнить пробелы в знаниях, повысить познавательный интерес к изучаемым предметам. Домашняя работа создает условия для углубления знаний, повышения интереса к учебе, самостоятельности, преодолению трудностей, воспитывает ответственность.

    В педагогике существует такое определение домашней работы: «Домашняя учебная работа – самостоятельное выполнение учащимся заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, под его опосредованным влиянием». (http://studme.org/46484/pedagogika/domashnyaya_uchebnaya_rabota )

    Домашняя учебная работа является одним из видов самостоятельной работы. Каковы же цели домашнего задания?

    • Повторение и закрепление материала, изученного на уроке.
    • Индивидуальное повторение и закрепление учебного материала.
    • Развитие творческих способностей.
    • Развитие творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей.
    • Развитие умений и навыков проектной и исследовательской деятельности в домашних условиях, формирования качеств самообразования.

    (http://sc77.lipetsk.ru/documents/dom_zadanie.pdf )

    При организации домашних заданий необходимо выполнять следующие требования:

    • Учителю необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы выполнение домашней учебной работы не превращалось в тяжкий, совместный с родителями,  труд.
    • Возрастные физиологические особенности детей 7-9 лет таковы, что уровень произвольного довольно низкий, не сформирована способность воспринимать общую инструкцию, затруднено осознание времени и объема. Поэтому необходимо поэтапное обучение выполнению домашних заданий. Для этого существуют инструкции по выполнению домашних заданий.
    • После того как ребенок научится работать с памятками, алгоритмами, инструкциями по выполнению домашних заданий, необходимо включать работу с источниками, словарями, Интернет.
    • Домашние задания должны предопределять его проверку. Это воспитывает исполнительность, старательность и аккуратность его выполнения.
    • В домашних заданиях могут быть как вопросы для повторения и закрепления, так и нестандартные вопросы, для предварительного обдумывания, наблюдений.
    • Домашнее задание должно быть трудным, но посильным. Они могут включать в себя вопросы, требующие от учащегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новой ситуации и т.д.
    • Недопустимо включать в домашнее задание проработку незаконченного на уроке нового материала. Так как непосильные домашние задания приводят к хроническому недопониманию.
    • В Письме  Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 февраля 1999 г № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» говорится, что для обеспечения полноценного отдых детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник. Таким образом на выходные, а также на праздничные дни домашние задания не задаются

    Основным документом, регламентирующим объем домашнего задания являются СанПиН для школ 2.4.2.821-10, утвержденных постановление главного санитарного государственного врача РФ от 29.12.2010 г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». СанПиН устанавливает нормы домашнего задания в зависимости от класса.

    «п.10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):  в первом классе – нет домашних заданий, во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.» Источник: http://www.kudagradusnik.ru/index.php/sanpin/6932-sanpin-2422821-10-dlya-shkol.html 

    Примерный (рекомендуемый) объем домашних заданий для учащихся 2-4 классов.

    Математика

    Русский язык

    Литературное чтение

    Окружающий мир

    2 класс

    Задача или 2 столбика примеров, но не более 12.

    15-17 слов, упражнение для домашней работы может включать один-два грамматических задания

    Не более 1,5 страниц

    Не более 1,5 страниц

    3 класс

    Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16.

    25-28 слов, упражнение может включать не более двух грамматических заданий

    Не более 2,5 страниц

    Не более 2,5 страниц

    4 класс

    Задача и два выражения, или две задачи, или задача и 4 примера.

    35-37 слов, упражнение может включать не более двух грамматических заданий.

    Не более 3,5 страниц

    Не более 3 страниц

    Домашние задания должны быть согласованы по объёму с другими предметами.

    Данные нормы рассчитаны на учащихся с разным потенциалом.  

    В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:

    1. Индивидуальная.
    2. Групповая.
    3. Творческая.
    4. Дифференцированная.
    5. Одна на весь класс.
    6. Составление домашней работы для соседа по парте.

    Индивидуальную домашнюю работу  задаю тем учащимся, знания которых нужно проверить на следующем уроке или тем, которым нужно компенсировать пробелы в знаниях.

    Групповая домашняя работа выполняется в тех случаях, когда задания являются частью общего классного задания. Так, например к  урокам окружающего мира группа детей готовит микро сообщения по темам «Золотое кольцо России», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Достопримечательности Москвы» и т.д.

    Одно и то же задания разные ученики будут выполнять по-разному. Сильный сделает быстрее, так как задание для него может быть лёгким, и вскоре потеряет интерес к таким заданиям. А для слабого это задание будет трудным и вскоре он может потерять уверенность в своих силах. Поэтому домашние учебные задания должны быть дифференцированными. Такие  задания должны быть одинаковыми по содержанию, но разные по способу выполнения. Например, «Начерти прямоугольник, площадь которого равна 36 квадратных сантиметров». Один ученик начертит прямоугольник со сторонами 6 см и 6 см,  другой- со сторонами 9 см и 4 см, третий – со сторонами 12 см и 3 см. Необходимо соблюдать дифференцированный подход к объёму и содержанию домашних заданий, учитывая познавательный интерес и способности учащегося.

    Творческие домашние задания нужно задавать на несколько дней, чтобы дать возможность ребенку поддержать свою творческую идею материалом из библиотечного фонда, обсудить с учителем и друзьями.

    Домашнюю учебную  работу одну на весь класс я не выбрасываю из арсенала своей работы. В Приложении приведены примерные карточки для домашней работы. Все карточки с максимальным объемом и рекомендованными упражнениями к тексту.

    С 2007 года работаю по программе «Начальная школа 21 века». Хочу обратить внимание на учебник русского языка авторов Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В. В этом учебнике есть уроки под рубрикой «Развитие речи». Какие же домашние задания из учебника можно задать на этом уроке, если в учебнике дается один или два текста? Карточки для домашней работы помогают мне не только отработать материал, изученный на уроке, но и закрепить, вспомнить то, что изучалось на предыдущих уроках.  Материал для карточек я беру на просторах Интернет, в старых сборниках диктантов, из произведений детских писателей.

    Предлагаю вашему вниманию карточки для работы по русскому зяыку для 3 класса по программе «Начальная школа», учебник авторов Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В. 

    Работать  с карточками несложно. Вариантов много.

    1 вариант: Дается текст упражнения. К нему нужно выполнить несколько заданий. Можно выполнить все задания, если класс с сильной подготовкой. Если дети со слабым или средним уровнем подготовки, можно к тексту выполнить одно- два задания.

    2 вариант: К тексту упражнения можно выполнить задания по выбору. Я всегда напоминаю учащимся, что они могут выбрать выполняемые задания САМИ.  При проверке письменных домашних работ, мне становится ясно, если ребенок не стал выполнять какое либо задание, значит эта тема ему не совсем понятна.

    3 вариант: Такую работу можно дать и в актированные дни, и ребенку, который пропустил по различным причинам уроки, и тем детям, которые пришли в класс из других школ, где обучались по другим программам.

    Задания к текстам можно менять. Можно уменьшить объем текста. Увеличивать не рекомендую, так как тексты даны в большом объеме. И, наконец, Вы можете придумать вариант использования карточек самостоятельно. Все зависит от уровня подготовки класса.

    Желаю удачи!

    «Любое достижение начинается с решения попробовать.»

    Михаил Барышников, советский и американский артист балета.

    Интернет-ресурсы:

    http://www.e-ng.ru/pedagogika/domashnyaya_uchebnaya_rabota.html

    http://festival.1september.ru/articles/521045/ 

    http://sc77.lipetsk.ru/documents/dom_zadanie.pdf 

    http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/04/05/polozhenie-o-domashnem-zadanii

    http://www.perm.kp.ru/daily/25873/2837505/ 

    http://www.metod-kopilka.ru/organizaciya_domashney_raboty_uchaschihsya.-29716.htm

    https://infourok.ru/domashnyaya-rabota-kak-odna-iz-form-organizacii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-746198.html

    http://school120.edusite.ru/p144aa1.html

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/15/organizatsiya-domashney-uchebnoy-raboty-shkolnikov

    https://khrestomatiya.ru/?yclid=4697942767346649515 

    http://www.bestreferat.ru/referat-397057.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

    В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

    Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

    Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

    Статья "Урок - одна из форм организации учебной работы для достижения планируемых образовательных результатов в начальной школе"

    Статья "Урок - одна из форм организации учебной работы для достижения планируемых образовательных результатов в начальной школе"...

    Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

    Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

    Домашняя работа как одна из форм обучения.

    Эффективность домашней работы, способы ее проверки во время урока....

    Технологическая карта урока с применением парной и фронтальной форм организации самостоятельной работы обучающихся по теме «My favourite animal»

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Цель урока: формирование лексических навыков по теме: «My favourite animal».Формы самостоятельной работы обучающихся: парная,  ...