Специальные игры и упражнения как одна из форм организации здоровьесберегающей технологии в работе педагога-психолога
консультация

Галина Владимировна Новикова

Материалы педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_29.03.2019.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные игры и упражнения как одна из форм организации здоровьесберегающей технологии в работе педагога-психолога

выступление подготовила

 педагог-психолог  

ОГБОУ «Центр образования и развития

«Особый ребенок» г.Смоленска»

Новикова Г.В.

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ является приоритетным.

Исходя из имеющихся особенностей умственно отсталых детей, наиболее продуктивный способ реализации  здоровьесберегающей технологии осуществляется через применение специальных  игр и упражнений.

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Так же игра является основным видом деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на протяжение многих лет обучения, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности.

Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д. Дети, конечно, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства.

Для специалистов же игровая деятельность детей носит диагностический, терапевтический, развивающий и коррекционный характер. 

Не секрет, что в процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию. А из этого легко можно сделать вывод, что психологические игры чрезвычайно полезны и, даже можно сказать, просто необходимы для развития ребенка.

Несколько наиболее подходящих видов психологических игр и упражнений.

Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а так же развитию рефлексии и саморефлексии.

Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение его в пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.

Игры-драмы. Эти игры способствуют самоопределению их участников в определенных ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.

Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Все эти виды психологических игр могут применяться и как самостоятельно, так и использоваться в совокупности с другими.

Игра «Светофор».

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Цель – развитие произвольного внимания, развитие саморегуляции.

Оборудование: три круга красного, желтого и зеленого цветов.

Ход игры: Детям предлагается поиграть в «Светофор». На сигнал красного цвета (красный круг) нужно стоять и не шевелиться, на желтый сигнал (желтый круг) подвигать согнутыми руками вперед-назад, а на зеленый сигнал (зеленый круг) маршировать на месте.

Содержание движений можно менять по желанию и в зависимости от возможностей детей.

«Самый умный»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Цель – развитие памяти и скорости реакции.

Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные встают в круг возле него. Ведущий по очереди подходит к каждому из ребят, дотрагивается до него и быстро говорит: «Птица!» Игрок, до которого дотронулся ведущий, должен в течение нескольких секунд назвать какую-то птицу, например беркута. Если он не успеет назвать птицу сразу, то выходит из игры.

Игра продолжается. Ведущий подходит к следующему игроку и дотрагивается до него, говоря, например, «животное» или «рыба», или «растение». Соответственно, в течение нескольких секунд игрок должен назвать либо животное, либо растение, либо рыбу. Тот, кто сразу не может сориентироваться и дать правильный ответ, должен выйти из игры.

Игра с мячом

Цель – развитие коммуникативных навыков.

Для детей 7—10 лет, хотя в нее могут играть и подростки. Число игроков не ограничено, но лучше, чтобы их было как можно больше.

Ход игры: Все желающие играть становятся в круг, диаметр которого должен составлять не менее 3 м. Один из играющих держит в руках мяч. Игра заключается в перебрасывании мяча друг другу, но делаться это должно очень быстро. Тот, кто не поймает мяч, выходит из круга и, соответственно, из игры.

Игру можно усложнить следующим образом: тот, у кого мяч находится в руках, специально смотрит не на того человека, которому собирается бросить мяч, он может произнести какую-нибудь шутку, чтобы отвлечь внимание, а потом резко бросить мяч. Чтобы не выбыть из игры, все должны быть готовы в любой момент поймать его.

Крест-накрест

Цель – развитие памяти и скорости реакции.

Игра для детей от 10 до 15 лет.

Требуются как минимум три человека, но отдача возрастает, если число игроков больше (количество их не ограничено). Ребята садятся на скамью и кладут руки себе на колени так, чтобы они были расположены крест-накрест.

Первый сидящий справа резким движением поднимает левую ладонь вверх и почти сразу же опускает, затем поднимает правую ладонь и снова быстро опускает. Как только первый играющий «выполнил свое задание», эстафету принимает следующий – сидящий слева. Игрок, который начал эстафету, должен следить за тем, чтобы вовремя продолжить ее.

Главное здесь – быстрая реакция.

Игру можно усложнить, когда дети легко станут справляться с заданием. Например, левая рука игрока, сидящего справа, кладется на правое колено соседа слева, а правая остается на его левом колене. В таком положении оказываются только два крайних игрока (у сидящего слева правая рука остается на его левом колене, а левая – на правом колене соседа).

«Репка»

Цель – развитие слухового внимания.

Для детей от 5 до 15 лет. Максимальное число игроков не ограничено, минимальное – 8 человек.

Сначала выбирается ведущий – «сказочник». Все остальные становятся в круг, диаметр которого составляет 5 м. «Сказочник» встает в центр и распределяет роли в соответствии с текстом сказки (роли могут выбираться и по желанию самими игроками): репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Каждый игрок, получив или выбрав роль, запоминает ее. Ведущий «сказочник» начинает читать текст наизусть (у него нет возможности отвлекаться на чтение – ему надо наблюдать за игроками) и довольно быстро.

Когда ведущий произносит какое-либо имя, игрок, которому оно принадлежит, выпрыгивает вперед. Например, если говорится: «Посадил дед репку», к центру круга сначала должен выпрыгнуть «дед», а потом «репка». Если имя произносится несколько раз, столько же прыжков делает и тот, кому принадлежит это имя. При условии, если игрок не успел среагировать и не сделал сразу же прыжок, он выбывает из игры. Когда «сказочник» произносит последние слова текста («И вытянули репку»), все быстро бегут на свое место. Тот, кто прибежит последним, становится ведущим-«сказочником».

Можно выбирать (придумывать) любую сказку (рассказ), в соответствии с интересом и числом игроков.

Литература

  1. Лютова Е. Н., Мотина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. М.: Генезис,2000.
  2. Образцова Т. Психологические игры для детей. М.: «Лада», 2005.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000.
  4. Читякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 199

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.

Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...

Игровые технологии в работе педагога-психолога

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога

Дыхательны и глазодвигательные упражнения, рекомендуемые педагогам для проведения физминуток в начальной школе...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.

Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....

Игра как одна из форм организации работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» разработана как итоговый урок по литературному чтению в 3 классе по программе Школа России. Пословицы и поговорки...