Выступление на педагогическом совете: "Как стать волшебником? (Работа с интерактивной доской)"
статья на тему

Болоболова Людмила Алексеевна

Статья рассказывает о преимуществах использования интерактивной доски на уроке в начальной школе и о возможностях данного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stat_volshebnikom.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 1

 им. М. В. Ломоносова г. Орла

КАК СТАТЬ ВОЛШЕБНИКОМ

(работа с интерактивной доской)

Учитель начальных классов

Болоболова Людмила Алексеевна

Орел

Как стать волшебником

(работа с интерактивной доской)

 

 Новое надо созидать в поте лица,

а старое само продолжает существовать

и твердо держится на костылях привычки.

А. Герцен

Почему такое название? Просто однажды очень эмоциональные первоклассники, которые приходят в школу с верой в чудеса, увидев, как учитель ловко управляется с интерактивной доской, как из-под ее руки возникают, вроде бы из ниоткуда, различные изображения,  как на доске на глазах происходят превращения, воскликнули: «Да Вы волшебница!». Да, волшебница! А через некоторое время и те же малыши тоже становятся волшебниками.

Наверное, уже нет такого учителя, который бы не слышал об интерактивной доске. Но, к сожалению, очень мало педагогов имеют счастье хоть иногда работать на ней, и уж совсем счастливы те, у кого ИД живет в классе. Да, да, именно живет, а не висит, в лучшем случае, экраном. А на самом деле эта волшебная доска пришла в школы, чтобы сделать наш труд более эффективным и уважаемым в глазах детей и родителей.

Одной из доминирующих тенденций цивилизации нашего века является глобальная информатизация общества. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий, возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, соответственно формируется информационное общество. Сведения, интересующие человека, можно сегодня получить из различных источников: СМИ, книги, Интернет, электронные версии энциклопедий и др.

Исходя из того, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы и это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс является также информационным процессом, связанным с производством, хранением обменом и потреблением различной информации, возникает необходимость создания единой информационной среды как необходимого условия успеха в обществе знаний.

Учителя в нашем образовательном учреждении работают творческие, испытывающие постоянную жажду знаний, стремящиеся к постижению нового. Поэтому для исследования данной проблемы в лицее была создана экспериментальная площадка. Изучение нормативно-правовой документации и литературы по теме позволило создать теоретическую модель проекта, которая затем была реализована на практике и привела к определенным результатам. В настоящий момент лицей является муниципальной экспериментальной площадкой. И особый акцент сделан на школу первой ступени обучения. Почему?

Проблема информатизации начального образования все еще не получила системного решения в последние годы, несмотря на проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ. В связи с этим наблюдается возрастающее ощутимое несоответствие между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся, как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов. следует отметить, что ИКТ обновляются значительно быстрее образовательных методик в школе, что влечет снижение активности детей в информационной среде в школе. Поэтому в лицее постоянно проводятся уроки и внеклассные мероприятия с применением ИКТ, введен курс «Информатика и ИКТ» как модуль образовательной области «Технология» (3 – 4 класс), кружок «Занимательная информатика» (2 - 4 класс). Обучающиеся с первого класса в рамках реализации ФГОС второго поколения занимаются по программе «Первые шаги в мире информатики».

Необходимо учитывать и то, что современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизора,  DVD, компьютеров, мобильных телефонов. И родители часто удивляются, откуда ребенок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз. Современные городские дети зачастую не знают, откуда берется молоко, как курица высиживает яйца, чем питается лошадь. Но зато они вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS – сообщение, объяснить, что обозначает то или иное сочетание клавиш компьютера. Психологи даже ввели такой термин как «клиповое мышление», для объяснения психических процессов, происходящих у нынешних детей.

Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска. мел, ручка, тетрадь –  сегодня эти традиционные инструменты представляет в новом исполнении интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Что такое ИД? Комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые шаблоны, а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Преимущества использования интерактивной доски на уроке.

  • Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее сложных
  • Экономия учебного времени, интенсификация обучения
  • Усиление наглядности и яркости (особенно в 1 классе)
  • Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых
  • Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность в изучаемом материале
  • Разнообразие форм контроля
  • Расширение видов деятельности на уроке
  • Возможность предоставить материал, который без ИД практически представить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео- и иллюстративную информацию в систему

Работа с ИД на уроке может быть построена по-разному, в зависимости от цели и задач урока, содержания, предмета.

Используется на любом из этапов урока математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения …

Среди наиболее эффективных форм использования

  • презентация
  • иллюстрации (схемы, картины, фотографии, репродукции, карты, кроссворды и т. д.), подготовленные учителем заранее с возможным многократным использованием нестираемых схем, чертежей, графиков
  • тестовые, проверочные задания, тренировочные упражнения
  • выступления учащихся или дискуссия с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представленных им цитат, моделей и т. д.
  • демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов
  • демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов
  • самостоятельная работа одного учащегося
  • анализ или построение моделей
  • самостоятельная работа группы учащихся с выходом в Интернет (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления)
  • использование учебных энциклопедий («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Детская энциклопедия о животных» и др., словари, готовые программы по изучению и закреплению определенных тем по предметам, другие ЦОР.
  • возможность использования заготовок, заложенных в программе доски
  1. умное перо
  2. клонирование, перемещение, вращение (отображение)
  3. фигуры
  4. картинки
  5. шаблоны – разлиновка – фон
  6. выбор маркера, ластика, цвета
  7. создание новой страницы
  8. работа с документами, созданными в других программах
  9. фото экрана
  10. видеозапись экрана
  • вся информация, появляющаяся на доске в течение урока сохраняется, есть возможность быстро просмотреть задания, выполненные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы

Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.

С помощью электронного маркера учитель может полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу – объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Выполняя компьютерный тест на интерактивной доске, ученики с большим интересом повторяют и закрепляют изученный материал и все сразу видят результат своей работы. На уроках в начальной школе используются различные обучающие игровые программы, так как игра является ведущим видом деятельности детей 6-8 лет. Игровую программу могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден всему классу. Поэтому можно говорить о фронтальной работе на уроке. Так же грамотные обучающие рабочие программы помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

Запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность  бумажных карт, плакатов и т. д. – в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

На базе интерактивной доски можно создать школьный мультимедийный кабинет. Такое решение даст возможность использовать в своих уроках современные интерактивные технологии и мультимедийные обучающие ресурсы преподавателям по разным дисциплинам. А это возымеет свой эффект и для учеников – интересные мультимедийные уроки у них будут по нескольким предметам, и для учителей – обмениваясь друг с другом наработанным опытом и методическими находками, они проще и эффективнее освоят работу с интерактивной доской и смогут быстрее развивать и совершенствовать свои компьютерные знания и навыки работы с инфо-коммуникационными технологиями.

А школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. А главное, каждый из них становится волшебником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...

Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...

Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".

В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к са...

Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"

quot;Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"...

Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....

Выступление на педагогическом совете по теме: Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации

Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации. в современном мире перед педагогом возникает масса проблем:Проблема мотивации активности обучаемых.Ориентация образова...

Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ".

Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"....