«Полезные ископаемые»
план-конспект урока (3 класс) по теме

Кудрявцева Анастасия Геннадьевна

 Цель: Сформировать понятие «полезные ископаемые» и определить их роль в жизни человека.

Задачи: 1. Образовательные:

1.1.Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;

1.2.Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;

1.3.Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;

1.4.Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

2. Развивающие:

2.1. Развитие умения анализировать объекты;

2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;

2.4. Расширение кругозора;

2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

3. Воспитательная:

3.1.Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», рабочая тетрадь, рабочая тетрадь «проверим себя», карточки с тестом, карточки с индивидуальными сообщениями, карточки с планом работы, карта, атласы, лотки, мензурка, гвоздики, салфетки, стаканы с водой, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир

Учитель: Кудрявцева А.Г.

МБОУ «С(К)НШ-ДС 4 вида № 58»

Класс: 3 класс

УМК: «Школа России»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: Сформировать понятие «полезные ископаемые» и определить их роль в жизни человека.

Задачи: 1. Образовательные: 

  1. Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;
  2. Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;
  3. Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;
  4. Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

2. Развивающие: 

2.1. Развитие умения анализировать объекты;

2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;

2.4. Расширение кругозора;

2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

3. Воспитательная: 

  1. Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», рабочая тетрадь, рабочая тетрадь «проверим себя», карточки с тестом, карточки с индивидуальными сообщениями, карточки с планом работы, карта, атласы, лотки, мензурка, гвоздики, салфетки, стаканы с водой, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

Примечания

УУД

Организационный момент.

Повторение изученного

Постановка темы и целей

Изучение нового материала

Физминутка

Закрепление изученного

Домашнее задание

Рефлексия

У: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

Как обычно, урок окружающего мира мы начинаем с прогноза погоды.

Д:

У: Как называет раздел, который мы изучаем?

Д: Чему учит экономика.

У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?

Д: Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.

У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.

Проверка домашнего задания

Тест представлен в Приложении 1

Задания, выполняемые у доски представлено в Приложении 2

Задание в рабочих тетрадях «проверим себя» стр.12 № 1,2

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Д: О полезных ископаемых

У: Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе.

Какие полезные ископаемые вы уже знаете?

Д:

У: Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.

Практическая работа: (на столах лежит оборудование)

У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?

Д: Каменный уголь, известняк, гранит.

У: Давайте откроем учебник на стр.48 и проверим, правильно ли вы определили.

У: А что такое полезное ископаемое?

Д:

У: Прочитайте в учебнике

На какие группы делятся полезные ископаемые?

Д: Жидкие, твердые, газообразные

У: Какие еще полезные ископаемые вы здесь увидели?

Д: Железная руда, нефть, каменный уголь.

У: Кто желает познакомить нас с этими полезными ископаемыми на следующем уроке?

Вы можете воспользоваться атласом-определителем «От земли до неба», а так же воспользоваться материалами, которые я для вас приготовила.(Приложение 3)

У: А у меня сейчас есть возможность показать вам жидкое полезное ископаемое, как вы думаете, какое?

Д:

У: Это нефть!

У: А сейчас вы рассмотрите свойства полезных ископаемых, которые лежат у вас на парте.

У вас перед глазами план работы. Ваша задача - по плану рассмотреть полезное ископаемое, лежащее на парте и заполнить в рабочих тетрадях на стр.26, в №2 первый и второй столбик.

План.

  1. Назови исследуемое полезное ископаемое
  2. Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.
  3. Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.
  4. Сыпучее или несыпучее это вещество?
  5. Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.
  6. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.
  7. Запиши все полученные данные в таблицу.

У: Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.

Д:

У: Аккуратно отодвиньте лотки и стаканы с водой.

Ребята, чтобы познакомиться с месторождениями полезных ископаемых, нам нужно воспользоваться картой, где каждое полезное ископаемое имеет условное обозначение. Откройте атласы. Давайте рассмотрим их.

- Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?

Д: Каменный уголь.

У: Найдите месторождения каменного угля. Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?

Д: Нефть.

У: Найдите месторождения нефти. Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?

Д: Железные руды

У: Найдите месторождения железной руды.

Хорошо! Видите, как богата наша страна. И это еще далеко не все полезные ископаемые, которые есть у нас в земле.

У: Дежурные, проведите разминку.

Откройте ваши учебники на странице в которой 5 десятков и 0 единиц, что это за страница?

Д: 50

У: Хорошо! Прочитайте самостоятельно, как добывают полезные ископаемые.

У: Как называют место, где залегают полезные ископаемые?

Д: Месторождение

У: Как называют людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их?

Д: Геологи

У: Каким образом добывают полезные ископаемые?

Д: В шахтах, в карьерах, строят буровые вышки.

У: Хорошо! А как вы думаете, что добывают в шахтах?

Д: Каменный уголь…

У: А в карьере?

Д: Песок…

У: А с помощью буровых вышек?

Д: Нефть…

У: А как вы думаете, для чего добывают полезные ископаемые? Может это даже и не нужно?

Д:

У: Давайте узнаем, для чего еще нужны полезные ископаемые. Откройте учебник на странице 49 и заполните таблицу в рабочих тетрадях на стр.27 №4.

У: Для чего нужна глина?

  • Известняк?
  • Нефть?
  • Песок?
  • Природный газ?
  • Железная руда?
  • Каменный уголь?

Кроссворд.

(Кроссворд представлен в Приложении 4)

У: Ребята, во всех уголках нашей огромной страны есть полезные ископаемые. Как вы думаете, могут ли они закончиться, если мы будем постоянно их брать из подземной кладовой?

Д:

У: Значит, какой вывод можно сделать?

Д: Мы должны охранять полезные ископаемые.

У: А как, давайте прочтем в учебнике на стр.51.

У: Что мы с вами можем сделать для охраны полезных ископаемых?

Д:

Рабочая тетрадь: № 1,3,5,6,8 на стр. 25-29

У: Ребята, поднимите руку те, кто узнал сегодня на уроке много нового.

А кто ничего нового не узнал?

О чем вам захотелось рассказать родителям дома?

Д:

У: Оценки за урок…Спасибо за работу, урок окончен!

Дежурные рассказывают о погоде

Трое обучающихся получают карточки с тестом, двое выполняют задания у доски,  остальные работают в рабочих тетрадях

Показать глобус

Табличка с темой урока

Рассматривание иллюстрации в учебнике

1 обучающийся читает вслух

Табличка

Отметить желающих

Выставить книгу

Раздать материал

Показать образец нефти

Записать задание на доску

Работа в парах

Самостоятельная работа

Вывесить карту

Спросить 3 обучающихся с разных рядов

Работа с картой, 1 об. у доски

Табличка

Табличка

Табличка

Самостоятельное чтение

Записать задание на доску

Проверка

Чтение вслух

1.3

1.1, 1.2,1.4,2.1,2.3

1.4, 2.4

1.3

2.3

2.4

1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.4

1.1, 1.2, 1.3, 2.3, 2.4

2.4

2.4

2.4

1.1, 1.4, 2.4

1.3

1.4

1.3

2.3, 2.5

1.1, 1.3, 2.2, 3.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...