Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств
статья на тему

Белугина Татьяна Анатольевна

В статье дается определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах, раскрываются инновационные пути преодоления этих нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах.
Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств

                                                                                                  Детский невролог  А.Ю. Ратнер                                                                « все мы родом из родов»

Так, Александр Юрьевич Ратнер перефразировал Антуана де Сент-Экзюпери « все мы родом из детства».

  В последние 25-30 лет во всем мире резко увеличилось число случаев проблем с поведением и нарушением развития речи,  чтения и письма у детей. Что же изменилось за последние 30 лет? Изменился наш образ жизни. Телевизор, видео, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, а также снизился моральный и нравственный уровень людей.

Ратнер считал, что в основе нарушений развития нервной системы ребенка лежат события, произошедшие во время беременности и родов. Минимальные осложнения влияют на дальнейшую судьбу ребенка, нарушают развитие его органов и систем, прежде всего - нервной системы.

Типы органических поражений ЦНС:

- механический;

- токсический;

- инфекционный;

- гипоксический

Механический

- во время родов

Неправильное нахождения плода (ведутся исследования о влиянии положения плода вовремя родов на неврологическую симптоматику), стремительные, затяжные роды, кесарево сечение, кесарево в родовой деятельности (особенно опасно) использование механического воздействия на плод – выдавливание, щипцы, вакуум.

в раннем возрасте

черепно-мозговая травма

Токсический

- При табакокурении, алкоголизме, наркомании, пищевые интоксикации, медикаментозные лечения, нарушение функционирования почек, гепатиты, резус конфликты

Инфекционный

Инфекционные заболевания матери во время беременности

- краснуха, свинка, ветрянка, урогенитальные инфекции, герпес, прививки (осторожно проводить алергенным детям).

Гипоксический

- у матери анемия, гипертония, пороки развития сердечно-сосудистой системы

- в родах:

обвитие пуповиной

затяжные роды

длительный безводный период

Роды сложнейшее испытание для будущего ребенка, головной мозг редко травмируется при родах, чего нельзя сказать о спинном мозге. В области шеи также имеются нервные узлы, выполняющие регуляторную функцию, перераспределение крови между всем организмом. Во время родов страдают чаще всего позвоночные артерии, наступает спазм этих артерий, и стволовые структуры мозга оказываются на голодном пайке. Нервные клетки теряют свою активность, глиальная ткань перестает вырабатывать достаточное количество миелина, что приводит к ухудшению проводимости нервного импульса. Происходит резкое уменьшение числа мотонейронов - двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию.

Если количество кислорода снижается ниже 15-20% от нормы, то в клетках начинается так называемый апоптоз: клетки сами себя разрушают, разваливаясь на части – апоптозные тельца, которые незаметно поглощаются лимфоцитами. Поэтому даже при  очень критическом для нервной системы состоянии у ребенка не возникает внешних признаков – ни воспалительного процесса, ни высокой температуры, ни интоксикации.

При неблагополучном течении родов эти структуры наиболее ранимы, поскольку интенсивно функционируют и требуют большого количества кислорода; недостаток же кислорода в системе кровоснабжения и вызывает в дальнейшем различные нарушения.

При этом поражение захватывает не отдельные участки целиком, а как бы повреждает часть нейронов в шахматном порядке, гнёздно.

Если в крови мало кислорода, клетки мозга реагируют на это возбуждением, если ничего не делать, она будет прогрессировать и приведет к катастрофе. Чтобы предохранить себя от умирания мозг выключается, а у ребенка концентрация внимания в этот момент равна нулю.

У абсолютного большинства детей вследствие патологии беременности или в процессе родов происходит, в той или иной степени, нарушение кровотока в артериальной и венозной системах, в основном вертебазилярного бассейна. От этого зависит моторное, психическое, эмоциональное и речевое развитие ребенка.

Между тем современная диагностическая аппаратура позволяет производить оценку мозгового кровотока в различных магистральных артериях и венах головного мозга, что дает возможность наблюдать и измерять степень кровоснабжения различных его участков.

Медицинские методы исследования функционирования КГМ и  проводящих путей

ЭЭГ

Биоэлектрическая активность мозга, определение степени кровоснабжения различных его областей

Доплерография (определение венозного тока в шейном отделе).

Нейросонография (УЗИ головного мозга) Хорошо определяются размеры желудочков мозга, состояние сосудистых сплетений, наличие кист в них, определение гидроцефального синдрома.

Методика вызванных стволовых потенциалов

(используется центром «Прогноз» г. Санкт - Петербург)

В Великобритании метод вызванных стволовых потенциалов является скрининг-тестом для выявления нарушений слуха у новорожденных. В центре «Прогноз» он используется также для диагностики центральных нарушений восприятия речи и стволовой недостаточности. Метод СВП дает представление о функционировании каждого из шести нейронов слухового пути.

Неврологический аспект дизартрии

это расстройство артикуляции речи, связанное с нарушением функций языка, губ,  мягкого неба, гортани, участвующих в артикуляции, вследствие поражения 9;10;12 пар черепно-мозговых нервов, их ядер либо корково-ядерных путей.

Ядра этих нервов находятся в стволе мозга, имея связь с корой головного мозга.

А потому дизартрия- это нечто иное, как стволовая или корково-стволовая дисфункция мозга.

Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова выделели тяжести неврологической патологии:

легкую- гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, ММД, синдромы гипервозбудимости, негрубая неврологическая симптоматика в виде нарушений мышечного тонуса, тремора;

среднюю - синдромы двигательных расстройств, эписиндром(судорожный синдром), церебрастенический синдром;

тяжелую- ДЦП,

органическое поражение ЦНС

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен         О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления                             « псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления.

При этом у детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде

-«стертых» парезов (ограничение подвижности) речедвигательных мышц - девиации, апраксии (невозможность выполнения каких либо произвольных движений руками и органами артикуляции;

-гиперкинезов (дрожания языка, тремора языка и голосовых связок)

-нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (спастичность и паретичность)

- гиперсаливация (повышенное слюноотделение)

Комплексный подход при устранении минимальных дизартрических расстройств

1блок - медицинский

который определяет врач-невролог

Медикаментозные средства

ЛФК

Массаж

Рефлексотерапия

Физиотерапия и др.

Мозжечковая стимуляция

Я остановлюсь в данном разделе на логопедическом массаже при дизартрии, который  предлагает Е.Ф. Архипова.

Противопоказания для проведения массажа: инфекционные  заболевания (ОРВИ, грипп) заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, коньюктевит), с осторожностью подходить к детям с эписиндромом, судорогами.

Логопедический массаж имеет свой целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. В логопедической работе практикуется линейный и точечный массаж.

Задачи логопедического массажа при дизартрии:

- нормализация мышечного тонуса

- устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации

- стимуляция положительных кинестезий

- улучшение качеств артикуляционных движений (точность, оббьем, переключаемость)

Увеличение силы мышечных сокращений

- активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых при коррекции звукопроизношения.

Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2-3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната должна быть проветрена, свет не яркий, в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо усадить в удобную позу.

Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (тонических расстройствах) проводится с целью обеспечения успокающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя (мышцы не податливые, оцепенелые, не гибкие, обусловленные напряжением мышц).

Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие судорожную реакцию. Плоскостное поглаживание, легкое растирание.

Приемы разминания и вибрации не применяются.

Комплекс упражнений при спастико-атактико гиперкинетическом синдроме.

Необходимо вначале расслабить руки, т.к. как и при ригидном синдроме в мышцах высокий тонус, проводятся плоскостные поверхностные поглаживания.

При гиперкинетичесом синдроме массаж выполняется в следующей последовательности: мышцы шеи- затылка - плечевого пояса- груди - по ходу лимфатических сосудов.

При атактическом синдроме и спастическом парезе (возможна чрезмерная напряженность мышц при прикосновении к лицу ребенка) массаж начинаем с подбородка с двух сторон к височным впадинам, более усиленно надавливаем на места прикрепления мышц и переплетения их, использовать вибрацию, при массаже языка важно детальнее массировать продольные, вертикальную и поперечные мышцы, движение, как по горизонтали, так и по вертикали.

Комплекс упражнений при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж сразу начинается с лицевой мускулатуры.

Я также включаю после массажа перед артикуляционной гимнастикой с функциональной нагрузкой изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления мышц шеи, губ, языка, но избирательно в соответствии с тонусом в мышцах.

При гиперкинетическом синдроме упражнения для мышц шеи.

При повышенном тонусе в трубочку, при пониженном в улыбку.

Но важно помнить, что массажу следует быть обученными. Я прошла  авторский курс Е.Ф. Архиповой при МГГУ им. Шолохова

2 блок - Психолого-педагогический

Развитие сенсорных функций (слуховой гнозис, зрительный, стереогноз)

Коррекция пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков

Развитие памяти, мышления.

3 блок – логопедическая работа

1этап-подготовительный

Нормализация:

мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата, нормализация голоса, речевого дыхания, просодики, мелкой моторики

2 этап- выработка новых произносительных умений и навыков

- Основных артикуляционных укладов

  • Серии последовательных движений
  • Определение последовательности в постановке звуков
  • Уточнение и развитие фонематического слуха
  • Вызывание конкретного звука
  • Закрепление данного звука
  • Дифференциация поставленного звука

3 этап- выработка коммуникативных умений и навыков

Введение звука в речь

( заучивание стихов, составление предложений)

Включение в лексический материал просодических средств  (различной интонации, модуляций голоса, изменения темпа и тембра речи и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...

Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ

Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...

Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе  В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специал...

Цикл занятий по формированию моторного праксиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами средствами художественно - эстетической деятельности

Определение специфики логопедической работы по формированию моторного праксиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами является проблемой, на решение которой нацелена предст...

Особенности структуры урока для детей с расстройством аутистического спектра

В статье описывается структура урока для учащихся с расстройством аутистического спектра, методы и подходы к коррекции нежелательного поведения...

Массаж при дизартрических расстройствах

Представленный ниже фрагмент комплексной методики преодоления дизартрии у детей и взрослых представляет собой описание массажа, который можно осуществить без постоянного контроля со сторон...