Главные вкладки

    Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств
    статья на тему

    В статье дается определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах, раскрываются инновационные пути преодоления этих нарушений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах.
    Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств

                                                                                                      Детский невролог  А.Ю. Ратнер                                                                « все мы родом из родов»

    Так, Александр Юрьевич Ратнер перефразировал Антуана де Сент-Экзюпери « все мы родом из детства».

      В последние 25-30 лет во всем мире резко увеличилось число случаев проблем с поведением и нарушением развития речи,  чтения и письма у детей. Что же изменилось за последние 30 лет? Изменился наш образ жизни. Телевизор, видео, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, а также снизился моральный и нравственный уровень людей.

    Ратнер считал, что в основе нарушений развития нервной системы ребенка лежат события, произошедшие во время беременности и родов. Минимальные осложнения влияют на дальнейшую судьбу ребенка, нарушают развитие его органов и систем, прежде всего - нервной системы.

    Типы органических поражений ЦНС:

    - механический;

    - токсический;

    - инфекционный;

    - гипоксический

    Механический

    - во время родов

    Неправильное нахождения плода (ведутся исследования о влиянии положения плода вовремя родов на неврологическую симптоматику), стремительные, затяжные роды, кесарево сечение, кесарево в родовой деятельности (особенно опасно) использование механического воздействия на плод – выдавливание, щипцы, вакуум.

    в раннем возрасте

    черепно-мозговая травма

    Токсический

    - При табакокурении, алкоголизме, наркомании, пищевые интоксикации, медикаментозные лечения, нарушение функционирования почек, гепатиты, резус конфликты

    Инфекционный

    Инфекционные заболевания матери во время беременности

    - краснуха, свинка, ветрянка, урогенитальные инфекции, герпес, прививки (осторожно проводить алергенным детям).

    Гипоксический

    - у матери анемия, гипертония, пороки развития сердечно-сосудистой системы

    - в родах:

    обвитие пуповиной

    затяжные роды

    длительный безводный период

    Роды сложнейшее испытание для будущего ребенка, головной мозг редко травмируется при родах, чего нельзя сказать о спинном мозге. В области шеи также имеются нервные узлы, выполняющие регуляторную функцию, перераспределение крови между всем организмом. Во время родов страдают чаще всего позвоночные артерии, наступает спазм этих артерий, и стволовые структуры мозга оказываются на голодном пайке. Нервные клетки теряют свою активность, глиальная ткань перестает вырабатывать достаточное количество миелина, что приводит к ухудшению проводимости нервного импульса. Происходит резкое уменьшение числа мотонейронов - двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию.

    Если количество кислорода снижается ниже 15-20% от нормы, то в клетках начинается так называемый апоптоз: клетки сами себя разрушают, разваливаясь на части – апоптозные тельца, которые незаметно поглощаются лимфоцитами. Поэтому даже при  очень критическом для нервной системы состоянии у ребенка не возникает внешних признаков – ни воспалительного процесса, ни высокой температуры, ни интоксикации.

    При неблагополучном течении родов эти структуры наиболее ранимы, поскольку интенсивно функционируют и требуют большого количества кислорода; недостаток же кислорода в системе кровоснабжения и вызывает в дальнейшем различные нарушения.

    При этом поражение захватывает не отдельные участки целиком, а как бы повреждает часть нейронов в шахматном порядке, гнёздно.

    Если в крови мало кислорода, клетки мозга реагируют на это возбуждением, если ничего не делать, она будет прогрессировать и приведет к катастрофе. Чтобы предохранить себя от умирания мозг выключается, а у ребенка концентрация внимания в этот момент равна нулю.

    У абсолютного большинства детей вследствие патологии беременности или в процессе родов происходит, в той или иной степени, нарушение кровотока в артериальной и венозной системах, в основном вертебазилярного бассейна. От этого зависит моторное, психическое, эмоциональное и речевое развитие ребенка.

    Между тем современная диагностическая аппаратура позволяет производить оценку мозгового кровотока в различных магистральных артериях и венах головного мозга, что дает возможность наблюдать и измерять степень кровоснабжения различных его участков.

    Медицинские методы исследования функционирования КГМ и  проводящих путей

    ЭЭГ

    Биоэлектрическая активность мозга, определение степени кровоснабжения различных его областей

    Доплерография (определение венозного тока в шейном отделе).

    Нейросонография (УЗИ головного мозга) Хорошо определяются размеры желудочков мозга, состояние сосудистых сплетений, наличие кист в них, определение гидроцефального синдрома.

    Методика вызванных стволовых потенциалов

    (используется центром «Прогноз» г. Санкт - Петербург)

    В Великобритании метод вызванных стволовых потенциалов является скрининг-тестом для выявления нарушений слуха у новорожденных. В центре «Прогноз» он используется также для диагностики центральных нарушений восприятия речи и стволовой недостаточности. Метод СВП дает представление о функционировании каждого из шести нейронов слухового пути.

    Неврологический аспект дизартрии

    это расстройство артикуляции речи, связанное с нарушением функций языка, губ,  мягкого неба, гортани, участвующих в артикуляции, вследствие поражения 9;10;12 пар черепно-мозговых нервов, их ядер либо корково-ядерных путей.

    Ядра этих нервов находятся в стволе мозга, имея связь с корой головного мозга.

    А потому дизартрия- это нечто иное, как стволовая или корково-стволовая дисфункция мозга.

    Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова выделели тяжести неврологической патологии:

    легкую- гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, ММД, синдромы гипервозбудимости, негрубая неврологическая симптоматика в виде нарушений мышечного тонуса, тремора;

    среднюю - синдромы двигательных расстройств, эписиндром(судорожный синдром), церебрастенический синдром;

    тяжелую- ДЦП,

    органическое поражение ЦНС

    Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен         О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления                             « псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления.

    При этом у детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде

    -«стертых» парезов (ограничение подвижности) речедвигательных мышц - девиации, апраксии (невозможность выполнения каких либо произвольных движений руками и органами артикуляции;

    -гиперкинезов (дрожания языка, тремора языка и голосовых связок)

    -нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (спастичность и паретичность)

    - гиперсаливация (повышенное слюноотделение)

    Комплексный подход при устранении минимальных дизартрических расстройств

    1блок - медицинский

    который определяет врач-невролог

    Медикаментозные средства

    ЛФК

    Массаж

    Рефлексотерапия

    Физиотерапия и др.

    Мозжечковая стимуляция

    Я остановлюсь в данном разделе на логопедическом массаже при дизартрии, который  предлагает Е.Ф. Архипова.

    Противопоказания для проведения массажа: инфекционные  заболевания (ОРВИ, грипп) заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, коньюктевит), с осторожностью подходить к детям с эписиндромом, судорогами.

    Логопедический массаж имеет свой целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. В логопедической работе практикуется линейный и точечный массаж.

    Задачи логопедического массажа при дизартрии:

    - нормализация мышечного тонуса

    - устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации

    - стимуляция положительных кинестезий

    - улучшение качеств артикуляционных движений (точность, оббьем, переключаемость)

    Увеличение силы мышечных сокращений

    - активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых при коррекции звукопроизношения.

    Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2-3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната должна быть проветрена, свет не яркий, в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо усадить в удобную позу.

    Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (тонических расстройствах) проводится с целью обеспечения успокающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя (мышцы не податливые, оцепенелые, не гибкие, обусловленные напряжением мышц).

    Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие судорожную реакцию. Плоскостное поглаживание, легкое растирание.

    Приемы разминания и вибрации не применяются.

    Комплекс упражнений при спастико-атактико гиперкинетическом синдроме.

    Необходимо вначале расслабить руки, т.к. как и при ригидном синдроме в мышцах высокий тонус, проводятся плоскостные поверхностные поглаживания.

    При гиперкинетичесом синдроме массаж выполняется в следующей последовательности: мышцы шеи- затылка - плечевого пояса- груди - по ходу лимфатических сосудов.

    При атактическом синдроме и спастическом парезе (возможна чрезмерная напряженность мышц при прикосновении к лицу ребенка) массаж начинаем с подбородка с двух сторон к височным впадинам, более усиленно надавливаем на места прикрепления мышц и переплетения их, использовать вибрацию, при массаже языка важно детальнее массировать продольные, вертикальную и поперечные мышцы, движение, как по горизонтали, так и по вертикали.

    Комплекс упражнений при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж сразу начинается с лицевой мускулатуры.

    Я также включаю после массажа перед артикуляционной гимнастикой с функциональной нагрузкой изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления мышц шеи, губ, языка, но избирательно в соответствии с тонусом в мышцах.

    При гиперкинетическом синдроме упражнения для мышц шеи.

    При повышенном тонусе в трубочку, при пониженном в улыбку.

    Но важно помнить, что массажу следует быть обученными. Я прошла  авторский курс Е.Ф. Архиповой при МГГУ им. Шолохова

    2 блок - Психолого-педагогический

    Развитие сенсорных функций (слуховой гнозис, зрительный, стереогноз)

    Коррекция пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков

    Развитие памяти, мышления.

    3 блок – логопедическая работа

    1этап-подготовительный

    Нормализация:

    мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата, нормализация голоса, речевого дыхания, просодики, мелкой моторики

    2 этап- выработка новых произносительных умений и навыков

    - Основных артикуляционных укладов

    • Серии последовательных движений
    • Определение последовательности в постановке звуков
    • Уточнение и развитие фонематического слуха
    • Вызывание конкретного звука
    • Закрепление данного звука
    • Дифференциация поставленного звука

    3 этап- выработка коммуникативных умений и навыков

    Введение звука в речь

    ( заучивание стихов, составление предложений)

    Включение в лексический материал просодических средств  (различной интонации, модуляций голоса, изменения темпа и тембра речи и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по здоровьесбережению для детей со сложной структурой дефекта для 5-9-х классов

    В программе представлены темы по здоровьесбережению по классам среднего и старшего звена. Дается краткое описание тем. Что должен знать и уметь ученик класса....

    Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

    Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

    Конспект игрового занятия для учащихся со сложной структурой дефекта

    Игровое занятие для учащихся с умеренной умственной отсталостью, направлено на эмоционально-волевое и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста

    Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...

    Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

    В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

    Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ

    Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...

    Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ.

    Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе  В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специал...