внеурочка.цветная мозайка
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сергеева Елена Григорьевна

программа для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_tsvetnaya_mozaika.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

      Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально  существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

       Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана программа «Цветная мозаика», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.

 Дополнительная образовательная программа «Цветная мозаика» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.

        Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

      Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно   сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

     В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

Цель:    раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Развивающая:

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Учебная:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательная:

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих  методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ  технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые   (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной культуры   своего народа.

Обсуждение детских работ  с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая  организация выставок  дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.  Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся  в неделю по 2 часа.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем  с усложнением учебных заданий.

1 год обучения.

       Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:

познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;

изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;

сочетание цветов (холодные, теплые…)

2 год обучения.

      На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводиться изображение человека, частей тела.

умение составить композицию;

понятие о пространстве…

3 год обучения.

       Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…), лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать  свои мысли и переживания в работе.

развивать и совершенствовать чувство цвета;

передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;

творческие работы.

4год обучения.

       Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.

Содержание учебного материала.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Знакомство с искусством              

Виды деятельности: рисование , лепка, декоративное рисование.

Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.

Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.

В мире много интересного        

Виды деятельности: аппликация, лепка, рисование.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.

Практическая работа:  лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства..

Красота в умелых руках        

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.

Практическая работа:  поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.

Весна – Красна                              

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.

Практическая работа: рисование весеннего пейзажа,, попугая. Творческая работа на свободную тему.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Золотой листопад

Виды деятельности: рисование , лепка.

Основные понятия: конус, квадрат. Штрих. Лепка модульная, скульптурная.

Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень. Усложненная лепка.

Любимые сказки и персонажи

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.

Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).

Мир, в котором мы живем

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративная лепка.

Основные понятия: конструктивный, скульптурный способ лепки. Композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Плакат, открытка, шрифты. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.

Практическая работа: рисование, лепка  животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.

Весеннее пробуждение

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Скульптурный способ лепки. Коллективная работа, творческая работа. Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.

Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок. Лепка маски животного, животные в зоопарке

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

И снова наступила осень

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.

Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария. Лепка овощей, фруктов.

Сказка вокруг нас

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративное рисование.

Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.

Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.

Аппликация «динозавры».

В мире волшебных красок

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат. Росписи дымковская, Филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.

Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка парохода, дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.

Весна уж к нам стучится

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: астрологические иероглифы. композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Скульптурная, комбинированная лепка. Построение, фантазия, творческий подход.

Практическая работа: рисование знаков зодиака, цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта, поселка. Лепка котенка, щенка, ракеты. Творческая работа.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

В мире изобразительного искусства

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.

Мир фауны

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами». Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование «древние люди».

Любовь к искусству

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.

Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных. Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».

Планируемые результаты работы, включающие формирование                                  

  универсальных учебных действий.

 Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта соотношения восприятия цвета со своими чувствами и эмоциями, создавать композиции на различные темы, придумывать и изображать то, что каждый хочет.  Результат выражается в понимании детьми сути произведения, умении воспринимать и эмоционально оценивать  творческие  работы.

 Личностными результатами  на данном уровне является формирование следующих умений:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование следующих УУД:

-развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей;

- развитие коммуникативных способностей школьника.

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений;

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;

  • умение наблюдать, исследовать, выделять характерные особенности объектов.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками методов работы, самостоятельном выборе тем , приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. 

Личностными результатами изучения курса во 2-м и 3-м классах является:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметными результатами на данном этапе является:

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.

Предметными результатами изучения курса на данном этапе является:

        - приобретение опыта самостоятельной работы со словарями, энциклопедиями, сказками, загадками, пословицами.

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется он в участии школьников в выставках и конкурсах. 

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

- овладение умением координированной работы.

Предметным результатом изучения данного курса в четвёртом классе является:

– сочинение несложных сказочных историй на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинение и исполнение считалок, подбор  простых рифм в стихотворном тексте;

– оценивание степени вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации картин и поделок, участие в конкурсах и выставках.

Таблица диагностики, средства контроля.

№ пор

Специальные умения и навыки

Высокий

Средний

Низкий

1

Удержание карандаша, кисти.

Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.

2

Работа с красками и карандашом

Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

3

Компоновка листа.

Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.

Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

4

Пластические умения.

Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

5

Умение вырезания.

Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур.

Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур.

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.

6

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

7

Творческий подход.

Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.

Учебно – тематический план и основные виды

деятельности учащихся

Примерные направления деятельности

Общее количество часов

Теорети-ческие

занятия

Практи-

ческие

занятия

Форма проведения занятий

Первый год занятий

Знакомство с искусством  

14

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.                      

1

1

-

Беседа, игра-путешествие

2

Краски радуги, акварель. Приемы.

1

0,5

0,5

Ролевая игра

3

Холодные и теплые краски.

1

0,5

1,5

Игра

4

Снежная королева.

1

0,5

0,5

Игра, конкурс

5

Кувшинчик и дудочка.

1

0,5

0,5

Беседа, игра

7

Осень.

2

0,5

1,5

Ролевая игра

Экскурсия в парк

8

Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок.

2

0,5

1,5

Беседа, игра

9

Мои любимые животные (лепка).

2

0,5

1,5

Игра

Экскурсия в зоопарк

10

Колобок.

1

0.5

0.5

Беседа, игра

11

Орнамент в полосе.

2

0,5

1,5

Игра

Экскурсия в музей

В мире много интересного

14

12

Лепка животных. Домашние животные.

2

0,5

1,5

Игра

13

Рисование открытки к Новому году.

4

1

3

Игра

Экскурсия на новогоднюю ёлку (площадь)

14

Мои любимые животные.

2

0,5

1,5

Беседа, ролевая игра

15

Подводное царство.

2

0,5

1,5

Беседа, игра

16

Мои фантазии.

2

0,5

1,5

Игра

17

Снеговичок.

2

0,5

1,5

Конкурс

на улице

Красота в умелых руках

22

18

 Портрет папы (поздравительная открытка).

2

0,5

1,5

Выставка

19

Портрет мамы (цветные карандаши).

2

0,5

1,5

Конкурс

20

Деревья зимой (акварель).

2

0,5

1,5

Конкурс, игра

экскурсия

21

Веселые человечки.

2

0,5

1,5

Конкурс

22

Мои мечты.

2

0,5

1,5

Ролевые игры

23

Увлекательный космос.

2

0,5

1,5

Ролевые игры

24

Жар – птица.

2

0,5

1,5

Беседа, игры

25

Роспись посуды. Вазочка.

2

0,5

1,5

Игра

Экскурсия в школьный музей

26

Расписной платок, акварель, фломастер.

2

0,5

1,5

Игра

27

Матрешка.

2

0,5

1,5

Беседа, игра-путешествие

Весна – красна

16

28

Как красиво весной (акварель).

4

1

3

Игра

Экскурсия в выставочный зал

29

Весенний букет (цв. карандаши).

2

0,5

1,5

Игра, конкурс

30

Моя любимая игрушка.

2

0,5

1,5

Беседа, игра

31

Попугай (акварель)

2

0,5

1,5

Игра-путешествие

32

Золотая рыбка

2

0,5

1,5

Беседа

33

Тигрёнок

2

0,5

1,5

Беседа, игра

34

Свободная тема (творческая работа). Выставка работ

2

0,5

1,5

Игра

Экскурсия в центральную библиотеку

66

18

48

Список литературы

Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.

Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.

Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.

Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.

Барта Ч. «200 моделей для умелых рук».  Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.

Ланг И. «Поделки из пуговиц».  Москва «Айрис-пресс» 2006.

Хайн Д. «Игрушки-мобиле».  Москва «Айрис-пресс» 2007.

Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочке "Цветной мир".

Цель : Содействие всестороннему развитию личности,формирование  представлений о красоте и научить сотворять красоту....

Конспект урока "Мозайка из круп" во 2 классе.

Материал содержит технику выполнения изделия. Правила работы с клеем. А также историю аппликации и мозайки, как вида аппликации. Соответствует ФГОС НОО....

Геометрическая мозайка

                  1. Разрезаем квадрат по линиям.                         ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическая мозайка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическая мозайка"...

Квест "Осенняя мозайка"

Игра для учащихся 1 класса. Окружающий мир, технология...

Мозайка

Мозайка...

«Мозайка из бумаги».

laquo;Мозайка из бумаги»....