Программа модуля "Юный метеоролог
рабочая программа (4 класс) на тему

Журавлева Валентина

Программа модуля "Юный метеоролог" содержит календарнотематическое планировние, работа по группам, с использованием лабораторного оборудования для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_yunyy_meteorolog.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______/_Нагина Н.А./

                              ФИО

Протокол заседания ШМО №1

от «27» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1

__________РыбасоваТ.В./

                                 ФИО

     «28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_________/Ивонина Т.В./

                                   ФИО

Приказ № 144  от «01»сентября 2015 г.

                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный метеоролог» 4 «А » класс

предмет, класс (параллель)

Журавлевой Валентины Ивановны

Ф.И.О. учителя,

учителя начальных классов, 1КК

должность, категория

                                                                                                           Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2015 г.

2015 - 2016 учебный год

1 Пояснительная записка.

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, я увидела, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.

Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили флюгер, почвенные термометры, наружный термометр, снеговую рейку, осадкомер. Живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке. Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность: в течение года.

Образовательная область:

- развивать познавательную активность и любознательность;

- умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;

- расширять словарный запас.

Актуальность проекта:

- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояние от погоды;

- подбирать дидактический и наглядный материал, оказывающий воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;

- научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.

Цель проекта:

- учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный, анемометр, осадкомер, флюгер, барометр.

Задачи:

- Познакомить с профессией метеоролога;

- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

- развивать понимание взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;

- способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;

- познакомить с приборами-помощниками, используемые для определения состояния погоды и прогнозирования;

- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

- воспитание навыков применения знаний на практике.

Предполагаемый результат:

- Создание на территории МКОУ Калачеевская СОШ №1 метеоплощадки;

- умение детьми снимать показания с приборов, составление детьми прогноза погоды.

Участники проекта:

- Дети 4 классов

- Руководитель проекта.

- Родители воспитанников.

2. Структура проекта

• Непосредственная образовательная деятельность с детьми (беседы, рассказы, наблюдения, экскурсии, опыты, дидактические игры, задания и упражнения) ;

• Художественная литература (стихи, загадки, пословицы, рассказы, сказки) ;

• Народные приметы (растения, животные, насекомые, птицы, явления природы) ;

• Исследовательская деятельность детей с приборами (компас, термометр, флюгер, барометр) ;

• Практическая деятельность детей (работа с приборами и определение погоды) .

Работа над проектом осуществлялась в три этапа:

1. Вводный (организационный) этап. Определено место и основные требования к организации и оборудованию метеоплощадки. К оборудованию метеоплощадки были привлечены родители воспитанников. Был составлен перспективный план работы над проектом.

Первый этап проекта «Наши первые открытия». На данном этапе дети узнали: «Кто делает прогноз погоды в нашем городе? », «О погодных явлениях», «О народных приметах. Календарях», «Что такое компас? », «Откуда дует ветер? ».

Второй этап проекта «Приборы – помощники». На этом этапе дети узнали: «Какие бывают термометры? », «Как определить направление ветка? », «Для чего нужен барометр? ».

Третий этап проекта «Метеоплощадка в детском саду». На этом заключительном этапе дети применяли полученные знания на практике.

2. Практический этап. Деятельность родителей: Изготовление приборов-помощников. Оказание помощи в организации и проведении экскурсии на метеостанцию. Деятельность воспитателя: Организация и проведение экскурсий. Знакомство с художественными произведениями и чтение энциклопедий. Работа в уголке природы и в дневнике наблюдений. Проведение с детьми образовательной, самостоятельной и игровой деятельности согласно перспективному плану.

3. Аналитический этап проекта. Определение уровня освоения детьми материала проекта «Юный метеоролог».

3. Тематическое планирование

Подпроект «Наши первые открытия»

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

1

04.09

27.11

26.02

Что такое  погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

2

11.09.

04.12

05.03

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

3

18.09

11.12.

12.03

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие в «Планетарной комнате»

4

25.09

18.12

19.03

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в лес

5

02.10

25.12

02.04.

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории школы

Подпроект «Приборы-помощники»

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

6

09.10

15.01

09.04

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в экологической лаборатории

7

16.10

22.01

16.04

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

8

23.10

29.01

23.04

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

9

30.10

05.02

30.04

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Подпроект «Метеоплощадка в детском саду»

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

10

13.11

12.02

07.05

Кто дает прогноз погоды  калачеевцам?

Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений

Экскурсия на городскую метеорологическую станцию в Калаче

11

20.11

19.02

14.05

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Используемая    литература:

  1. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты /О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
  3. Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Классный час "Как работают метеорологи?"

Классный час посвящен популяризации профессии метеорологи. Возраст 3-4 класс. На классном часе используется просмотр фильма и его обсуждение. В конце занятия изготовление макета флюгера....

Календарно-тематический план кружка "Метеоролог"

План разработан для старшей группы с использованием метеорологических наблюдений и ПИД...

Проект "Метеоролог и я"

Проект "Метеоролог и я"...

Рабочий лист по профессии Метеоролог

Методический материал к программе "Экомир"...