Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе
материал по теме

Ахметзянова Резеда Рашатовна

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя

Формирование познавательного интереса

на уроках русского языка в начальной  школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса

на уроках русского языка в начальной  школе

1 слайд название темы

Развитие речи - актуальная задача обучения,  ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, возникает необходимость повысить познавательный интерес и побудить учащихся к речевой активности .

Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для  школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у учащегося.

2 слайд

Для формирования познавательного интереса можно на уроках использовать следующие технологии

1 игровые технологии

2. технологии развития критического мышления  

3слайд

Игровые технологии

1.Закрепление темы « Состав слова»

Игра «Собери слово из  частей»

-Давайте поиграем

а)Суффикс тот же, что и в слове  «терпеливый».

Приставка та же ,что и в слове «выход».

Окончание то же , что и в слове «новый».

Корень тот же. что и в слове « вынос».

Ответ: Выносливый.

б) Окончание то же , что и в слове «весна»

Суффикс тот же, что и в слове  «»дедушка».

Приставка та же ,что и в слове «рассказ».

Корень тот же ,что и в слове «склад».

Ответ: Раскладушка»

в) А теперь свое слово придумай по аналогии .Загадай его соседу по парте.

Корень тот же что и в слове……..

Суффикс тот же, что и в слове……  

Приставка та же ,что и в слове…….

Окончание то же , что и в слове…….

2. Закрепление темы  «Имена существительные с щипящим  звуком на конце»

Игра « Подбери слово»

Напиши к данным словам синонимы с щипящим на конце

 Ерунда______________________чушь

Команда_____________________экипаж

Сила_______________________мощь

Трепет______________________дрожь

Призыв______________________клич

Неправда_______________________ложь

Подмога_________________________помощь

Соревнование__________________матч

3.Закрепление темы « Фразеологизмы»

Расшифруй фразеологизм . Для этого выпишите  из  каждой строки только те буквы. которые не повторяются. Придумай предложение с данным фразеологизмом.

т

к

и

у

и

р

а

т

м

в

о

н

т

о

в

о

а

т

в

я

в

с

я

м

е

в

х

Ответ: Курам на смех.

Пример: Миша . ты неаккуратно выполнил задание –курам на смех.

Такие методы в форме игры позволяют учащимся  использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Рассмотрим следующие технологии-Это  технологии развития критического мышления

На таких уроках обучающиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. На каждом из этапов урока я использую определённые приёмы этой технологии, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, способствуют развитию критического мышления, а самое главное — формируют интерес к предмету: -    кластер, -          синквейн,

1Метод кластер

2  Метод синквейн

Кластер помогает

Находить главное в большом объеме учебного материала.Устанавливать причинно-следственные и логические связи.Строить умозаключения.Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.Проводить аналогии.Сравнивать и анализировать.

Пример : метод «кластер» применяю при изучении частей речи следующим образом. На большом листе  ватмана составляется  схема (показываю).

  После составления данной схемы    учащиеся  делятся на группы и получают задание :Подготовьте небольшой рассказ или сказку об имени существительном.  Построить свой рассказ поможет план, который мы с вами составили вместе. Затем эту сказку или рассказ  каждая группа учащихся разыгрывает.

Предлагаю вам разбиться на группы и попробовать сочинить сказку или рассказ об имени существительном.

Сегодня я хочу вам предложить один из методов развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемый на уроке русского языка и литературного чтения. У вас на столах в конвертиках лежат слова . Разделите их на группы. Что у вас получилось? По какому признаку вы их делили? 

Сущ-е Прил-е Глаг-ы

Весна                  долгожданная                                    наступила

Птицы                перелетные                                          прилетели

Цветы                  первые                                                появились

А теперь составьте из данных слов предложения.

Наступила долгожданная весна

Прилетели перелетные птицы.

Появились первые цветы.

Это было легко? Для учащихся 4 класса это тоже уже легко. И поэтому мы усложняем работу. И будем сочинять синквейн.

Синквейн

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

(Слайд ) Правила составления синквейна.

Этому правилу научила ребят.

Синквейн  — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Этот метод можно применять при подготовке к сочинению.

Например на тему «Наступила Зима»

Дети  пробуют сочинить синквейны, затем зачитывают их).

Зима                                                                                   

Румяная, снежная                                      

Морозит, заметает, украшает                  

Снег к лицу земле                                        

Волшебница                                                                                      

Снег

Пушистый, белый.

Падает, хрустит, лежит.

Белоснежный ковёр укрыл землю.

Прелесть!

Зима

Спокойная , грустная.

Ударила, побелила, наступила

Подарила детям Новый год.

Веселье и подарки.

Мороз

Трескучий,сильный

Крепчает,холодит,кусает

Мороз и солнце-день чудесный.

Холод.

Такая работа активизирует словарный запас учащихся и  поможет написать сочинение более красочным.

Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев: возьмем всем знакомое произведение А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Кто главные герои Старик,старуха,рыбка.

Проявите творчество,составте синквейн о каждом из героев

Золотая рыбка
Умная, справедливая
Умеет говорить, награждает хорошие желание. наказывает бабку
"Чего тебе надобно, старче?"
Сказочное существо

Старуха

Грубая, невоспитанная

Ругается, обижает, выпрашивает.

Старуха становилась богаче и злее.

Злость.

Старик

Добрый, вежливый

Ловит, подчиняется, просит.

Старик поймал золотую рыбку.

Доброта.

 Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Одна из актуальных проблем современной педагогики - активизация познавательного интереса у обучающихся. В работе перечислены и описаны некоторые приёмы и методы, развивающие познавательный интерес у м...

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

из опыта работы по формированию познавательного интереса на уроках русского языка через разные занимательные упражнения, головоломки, задания повышенной сложности...

Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

   Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обуче...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...