РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Волшебный мир книг»
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Терехова Марина Николаевна

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.      Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).

Подбор произведений для изучения в рамках данного курса обусловлен спецификой  школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания. Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа Родины на страницах произведений русских писателей –  но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения.

Цель:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

сохранение истории нашего края для будущих поколений;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Задачи:

·       сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях России.

·       сохранять и развивать  чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

·       воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

·       сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

·       вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Запрудное Питерского района Саратовской области»

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР МОУ «СОШ с.Запрудное Питерского района Саратовской области »

____________/Байгалиева Ю.Ю./

ФИО

 «__»____________2014г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ с.Запрудное Питерского района Саратовской области »

________/Панфиленко А.Ю./

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «Волшебный мир книг»

Автор: Терехова Марина Николаевна,

Ф.И.О. 

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

                                                Срок реализации: 1 год

Направление работы Гражданско-патриотическое

Возраст участников:  8-9 лет

С.Запрудное

2014 год

Пояснительная записка.

Одним из главных изобретений человечества является книга. Книга является средством познания окружающего мира, источником знаний и эмоциональных впечатлений, способствует развитию познавательного интереса младших школьников, воспитанию нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.         Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).

Подбор произведений для изучения в рамках данного курса обусловлен спецификой  школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания. Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа Родины на страницах произведений русских писателей –  но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Программа  построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие  направлено как на  формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на   формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: беседы, коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение  аудиоспектаклей,   устные журналы, встречи с интересными людьми, , публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции,  сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

сохранение истории нашего края для будущих поколений;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию: 

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях России.
  • сохранять и развивать  чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

-учащиеся

- руководитель кружка

- родители

4. Основные формы работы:

беседы

конкурсы

игры

анкетирование

игровые программы

конкурсы

практические и учебные игры

устные журналы

диспуты

викторины

заочные путешествия

экскурсии

презентации

проекты

исследовательские работы

утренники

Цели и прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Оптимальное развитие читательских умений  как основных метапредметных результатов обучения: техника чтения, навыки работы с книгой (оперирование справочным аппаратом для получения необходимой информации о книге), навыки работы с текстом (в соответствии с требованиями ФГОС).
  2. Расширение читательского кругозора (знание авторов, их произведений, жанров литературы, умение выбирать произведения для самостоятельного чтения в соответствии с рекомендациями).
  3. Формирование  таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.
  4. Формирование понимания  значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.
  5. Формирование умения   коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
  6. Развитие традиций семейного чтения.

Диагностические средства.

        Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)


Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к  родному краю,  осознание того,  что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • анализировать художественное произведение;
  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;
  • давать характеристику героев.

Формы контроля:  выставки, инсценирование, концерты, литературные турниры, конкурсы.

Методические рекомендации

Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.

Рекомендации по организации занятий:

  1. Речевые разминки

Речевые разминки могут решать следующие задачи:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
  • формирование умений участия в диалоге;
  • развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
  1. Организация восприятия художественных произведений

Формы деятельности:

  • совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
  • «чтение» - игра;
  • «чтение» - рассматривание;
  • индивидуальное чтение;
  • слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
  1. Решение учебно-художественных задач

Формы деятельности:

  • учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
  • задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
  1. Организация работы с книгой

Формы деятельности:

  • Рассматривание книги.
  • Чтение книг.
  • Работа с выставкой книг.

Алгоритм рассматривания книги:

Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение).

Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается – одно в книге произведение или несколько.

Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

  1. Подведение итогов.

Календарно-тематический план

Название раздела

Всего

ЦЕЛИ

1

Устное народное творчество  

6

1.Учить отличать сказки от других литературных произведений.

2.Учить сравнивать характеры героев, совершенствовать навыки

выразительного чтения и пересказа.

3.Развивать речь детей, пополнять словарный запас, развивать умение

кратко и ясно излагать свои мысли.

4.Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к народному творчеству

2

Авторские сказки

16

показать различия авторской сказки от народной,

пробудить в детях интерес к книге, к чтению; расширить их литературный кругозор, приобщить учащихся к сказкам.

1.Выявить общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.

2.Раскрыть особенности литературной и народной сказки.

3.Совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей

3

Книги о защитниках Отечества

5

  1. Формирование  таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.

Формирование понимания  значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.

4

«И в шутку, и всерьез». Рассказы и стихи для детей  

3

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

5

Книги о животных

4

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

Воспитывать бережное отношение к природе

6

Проектная деятельность (в т.числе)

1

Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Цель

Дата

I

Устное народное творчество  6  часов

1

Волшебные сказки. Кузьма Скоробогатый.

Медное, серебряное и золотое царства.

-определить роль русской народной сказки.

-Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

- продолжить знакомить детей с русскими народными

сказками.

-Учить отличать сказки от других литературных произведений.

-Учить сравнивать характеры героев, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.

-Развивать речь детей, пополнять словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли.

-.Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к народному творчеству

2

Волшебные сказки. По колено ноги в золоте.

Семь Симеонов - семь работников.

3

Былины. Илья Муромец и Калин – царь.

Формирование  таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.

Формирование понимания  значе-ния литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.

4

ПРОЕКТ. Загадки о животных, растениях, явлениях природы.

Знакомиться с загадками. Что такое  тема загадок.

5

Пословицы, поговорки.

Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать  по тропинкам фольклора

6

Конкурс скороговорок.

Авторские сказки 16 часов

7

С Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком спасли волка»

показать различия авторской сказки от народной,

пробудить в детях интерес к книге, к чтению; расширить их литературный кругозор, приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина.

 1.Развивать внимание, мышление, речь, память детей.

2. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

 

8

Н.Н. Носов «Незнайка на Луне»

9

10

11-12

В.Бондаренко. Три веселых зайца.

13

С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

14

К.И.Чуковский «Доктор Айболит»

15

16

17

А.Волков «Волшебник изумрудного города»

18

Э.Успенский. Дядя Фёдор , пёс и кот.

19

20

21

П.Бажов. Уральские сказы.

22

Книги о защитниках Отечества 5 часов  

23

Стихи Ю.Бозина, И.Була-новой, Н.Палькина о ВОВ

Формирование  таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.

Формирование понимания  значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.

24-25

С.Алексеев. Рассказы о войне.

26

К. М. Симонов «Сын артиллериста».

«И в шутку, и всерьез». Рассказы и стихи для детей  3 часа

27

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

28

Стихи для детей А. Барто, С.Михалкова

29

В.Драгунский. Денискины рассказы.

Книги о природе и животных 4 часа

30

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Лесная сказка.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

31

В.Бианки. Как Муравьиш-ка домой спешил.

32

Рассказы Н.Дуровой,

В. Чаплиной

33

34

Урок-отчёт «По страницам прочитанных книг»

Описание материально-технического обеспечения программы:

1. Библиотечный фонд школьной библиотеки, СДК.

2. Печатные пособия: портреты писателей, художественные иллюстрации, литературные пособия:

3. Экранно-звуковые пособия: аудио- и видеозаписи, телевизор, магнитофон.

4. Оборудование кабинета: магнитная доска, компьютер.

5.CD диски со сказками и мультфильмами.

Литература:

  1. Кузьма Скоробогатый.
  2. Медное, серебряное и золотое царства.
  3. По колено ноги в золоте.
  4. Семь Симеонов - семь работников.
  5. Илья Муромец и Калин – царь.
  6. Загадки о животных, растениях, явлениях природы.
  7. Пословицы, поговорки.
  8. Скороговорки.
  9. Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком спасли волка»
  10. Н.Н. Носов «Незнайка на Луне»
  11. В.Бондаренко. Три веселых зайца.
  12. С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
  13. К.И.Чуковский «Доктор Айболит»
  14. А.Волков «Волшебник изумрудного города»
  15. Э.Успенский. Дядя Фёдор , пёс и кот.
  16. П.Бажов. Уральские сказы
  17. Стихи Ю. Бозина.
  18. Стихи И.Булановой.
  19. Стихи Н. Палькина.
  20. С.Алексеев. Рассказы о войне.
  21. К. М. Симонов «Сын артиллериста».
  22. Рассказы Н. Носова.
  23. Стихи А. Барто.
  24. Стихи С.Михалкова.
  25. В.Драгунский. Денискины рассказы.