РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Волшебная кисточка»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Сидорова Светлана Владимировна

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОГОРЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ   ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО

«____»____________20_____г.

Заместитель директора по УВР

МБОУ Погорельская ООШ

/________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_______

от «____» __________20______г.

Директор МБОУ Погорельская ООШ /__________/___________________/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кружок «Волшебная кисточка»

срок реализации 2020-2021уч.год

Сидорова Светлана Владимировна

(Ф.И.О. составителя программы)

Погорелье 2020

Рабочая программа кружка « Волшебная кисточка»  

1 час в неделю (всего 34 часа) 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность – художественно-эстетическое  творчество. 

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена в соответствии с учебным планом МБОУ  « Погорельская ОШ» Велижского района Смоленской области на 2020-2021 учебный год.

Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет).

Период обучения –   1 год (34 часа).

Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  •  ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формирование чувства цвета;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Особенности организации  кружка 

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Ожидаемый результат:

На занятиях рисования дети также  научатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

 

В результате освоения курса «Волшебная кисточка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей.

Метапредметные результаты:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • умение назвать основные и составные цвета и элементарные правила их смешивания;
  • знание основных жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • знание материалов и инструментов, а также их назначение
  • умение определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • умение получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.

 

Выход программы.  Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

 

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Бумага разного формата и цвета.
    2. Акварельные краски.
    3. Тушь разноцветная
    4. Гуашь.
    5. Восковые мелки.
    6. Трубочки для коктейля.
    8. Ванночки с поролоном.
    9. Баночки для воды.
    10. Кисти круглые и плоские разного размера.
    11. Салфетки.
    12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
    13. Клей ПВА.

                                                     Учебно-тематическое  планирование кружка

Тема занятия 

Кол-во часов

   1.

«Чему я научусь»

1 ч  

   2.

 «Радуга», «Цветик- семицветик»

2 ч

   3.

«Праздничный букет»- коллективная работа

2 ч

   4.

«Волшебные листья»

1 ч

   5.

«Капелька за капелькой»  - знакомство с техникой «набрызг»

1 ч

   6.

«Кленовый лист». Конструктивное рисование

2 ч

   7.

Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок».

1 ч

   8.

Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников».

2 ч

   9.

Как украшает себя человек.

1 ч

  10.

Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.

2 ч

  11.

«Карнавальная маска». Смешанные техники

2 ч

  12.

 Создаём праздник сами. « Дворец Зимы.»

1 ч

  13.

Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка.  

3 ч

  14.

 Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность.

2 ч

  15.

 Витражи для замка волшебницы – Весны.

2 ч

  16.

 Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум.

2  ч

  17.

 Красоту надо уметь замечать: украшения птиц.

2 ч

  18.

 Домики, которые построила сама природа.

3 ч

  19.

Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея.

1 ч

  20.

  «Здравствуй, лето!»

1 ч

                                                                                       Итого:

34часа

                                                                               

  Содержание программы.

«Чему я научусь».  Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности.

 «Радуга», «Цветик- семицветик»   Акварель.

«Волшебные листья». Введение в технику печатания листьями.

 «Капелька за капелькой». Упражнения по усвоению техники «Набрызг».

«Кленовый лист». Конструктивное рисование. Акварель. Цветные мелки.

 Конструктивное рисование  осенних листьев.. Использование техники «по-сырому».Акварель.

 Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры.  Учить рисовать с натуры. Иметь представление о  натюрморте, особенности композиции в натюрморте.

Знакомство с техникой «рисование воском» , изображение любимых сказочных героев и их украшений.

  Выполнять элементы городецкой росписи,  создавать из элементов росписи композицию.

  Использование знакомых способов и техник рисования: гуашь, холодная гамма цветов.

 Выполнять элементы росписи (филимоновская, дымковская, богородская), создавать из элементов росписи композицию.

Конструктивное рисование, крыльев бабочки их украшение .Акварель

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

Строить композиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Начальное овладение техникой монотипии( украшение рыбки узорами чешуи.)

Изображение нарядной птицы. Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент.( свободная роспись).

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов. Тестопластика. Гуашь

  Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (произведения и авторов известных полотен).

Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование кружка  внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка» на 2020 - 2021 учебный год. 

  

№ занятия

Тема занятия 

Содержание. Вид деятельности.  Техника выполнения.

Кол-во часов

Дата планируемая

 Примечание

1

«Чему я научусь»

Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

1 часа

2,3

 «Радуга», «Цветик- семицветик»

  Акварель. Смешивание красок.

2 часа

4,5

«Праздничный букет»- коллективная работа

Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер.

2 часа

6

 «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями

Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.

1 час.

7

«Капелька за капелькой»  - знакомство с техникой «набрызг»

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

1 час.

8,9

«Кленовый лист». Конструктивное рисование

Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки.

2 часа.

10

 Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок».

Конструктивное рисование  осенних листьев.. Использование техники «по-сырому».Акварель.

1 час.

11,12

Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников».

 Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры.  Учить рисовать с натуры. Иметь представление о  натюрморте, особенности композиции в натюрморте.

2 часа

13

 Как украшает себя человек.

Знакомство с техникой «рисование воском» , изображение любимых сказочных героев и их украшений.

1 час

14,15

Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.

Уметь выполнять элементы городецкой росписи,  создавать из элементов росписи композицию.

2 час

16,17

«Карнавальная маска». Смешанные техники

 Свободная роспись. Акварель.

2 часа.

18

 Создаём праздник сами. « Дворец Зимы.»

Использование знакомых способов и техник рисования: гуашь, холодная гамма цветов.

1 час.

19-21

Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка.  

 Уметь выполнять элементы росписи (филимоновская, дымковская, богородская), создавать из элементов росписи композицию.

 3часа.

22,23

 Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность.

Конструктивное рисование, крыльев бабочки их украшение .Акварель

2 часа

24,25

 Витражи для замка волшебницы – Весны.

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

2 час

26,27

 Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум.

 Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Начальное овладение техникой монотипии( украшение рыбки узорами чешуи.)

2 часа.

28,29

 Красоту надо уметь замечать: украшения птиц.

Изображение нарядной птицы. Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент.( свободная роспись).

2 часа

 30-32

 Домики, которые построила сама природа.

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов. Тестопластика. Гуашь

3 час.

 33

Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея.

  Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (произведения и авторов известных полотен).

1 часа.

 34

  «Здравствуй, лето!»

 Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

1 час.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Волшебный лоскуток»

Программа «Волшебный лоскуток» предложена для учащихся 7-11 лет и рассчитана на реализацию в течение 4 лет. Программа направлена на формирование художественно-творческих способностей через обесп...

Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный мир оригами"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир Оригами» для  1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...

Программа по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный мир оригами"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮУмелые ручки...

Внеурочная деятельность Курс « Волшебная кисточка »

Внеурочная деятельность Курс « Волшебная кисточка »...

рабочая программа по внеурочной деятельности изостудии "Волшебная кисточка"

Цель программы - формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями....