РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Волшебный лоскуток»
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме

 

Программа «Волшебный лоскуток» предложена для учащихся 7-11 лет и рассчитана на реализацию в течение 4 лет. Программа направлена на формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с тканью¸ нитками, различными лоскутками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок  или игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_loskutok.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на краевой конкурс программ внеурочной деятельности.

Название программы

кружок «Волшебный лоскуток»

Направление внеурочной деятельности

Социальное

Ступень общего образования (начальное или основное)

начальное

ФИО участника (-ов) конкурса

Лозовицкая Валентина Николаевна

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 12

Контактный телефон,  e-mail:

8-(86147)-61-4-84,

School12@kurgan.kubannet.ru

Краткая аннотация программы

Программа «Волшебный лоскуток» предложена для учащихся 7-11 лет и рассчитана на реализацию в течение 4 лет. Программа направлена на формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с тканью¸ нитками, различными лоскутками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок  или игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.

______________________       (Лозовицкая Валентина Николаевна)

Краснодарский край, Курганинский район, ст.Михайловская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

муниципального образования Курганинский район

        

УТВЕРЖДЕНО                  

Решение педсовета протокол № ___                
от ___________ 2012 года  
Председатель педсовета                    
________________    ___________
подпись руководителя  ОУ                     Ф.И.О..

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок « Волшебный лоскуток»

Комплексная

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 7-11 лет

                           

                                                                        Составила: Лозовицкая В.Н.        

                     

                Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или , хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с тканью, нитками, разноцветными лоскутками  имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится, чувства прекрасного.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Создавая и украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Волшебный лоскуток» рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с тканью¸ нитками, различными лоскутками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок  или игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.

удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Должны знать и уметь:

Историю возникновения различных тканей.

Подбирать материал, учитывая его качество, величину, цвет.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани и других материалов.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку или игрушку.

Правила общения.

Правила безопасности труда.

Правила личной гигиены.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми  знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Тематический план программы

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

I  год обучения

1

Введение в учебный курс

2

1

1

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками.

2

Вводное занятие. Как появились ткани. Какие бывают ткани

Особенности работы с тканью

2

1

1

Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью

3

Аппликация

Аппликация из резаных ниток

Аппликация из лоскутков с бахромой Мозаика из кусочков ткани

18

6

12

Осваивать технику выполнения аппликации  и мозаики из ткани.

Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

4

Шитье. Прямая строчка и ее дочки.

4

2

2

Осваивать технику выполнения различных строчек при шитье.

5

Пришивание пуговиц.

Использование пуговиц в поделках

7

2

5

Осваивать технику пришивания пуговиц.

Использовать пуговицы при выполнении аппликаций и поделок

Итого:

33

12

21

II год обучения

1

Из истории вышивки.

2

1

1

Познакомится с историей вышивки.

2

Виды вышивки.

6

3

3

Соблюдать правила безопасности при выполнении вышивки.

Осваивать технику выполнения различных видов вышивки.

3

Вышивка салфеток

6

2

4

Применять различные виды вышивок при изготовлении салфеток

 4

Шитье игольниц, поделок

10

4

6

Осваивать технику выполнения объемных поделок из ткани.

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Осваивать технику раскроя деталей поделок.

5

Аппликация с вышивкой

10

4

6

Моделировать  аппликации с использованием вышивки.

Осваивать технику выполнения аппликаций с применением вышивки

Итого:

34

14

20

III год  обучения

1

Объемная аппликация с использованием вышивки, пуговиц, плетения нитей.

16

6

10

Моделировать  аппликации с использованием вышивки, пуговиц, плетения нитей.

Осваивать технику раскроя деталей аппликации.

Осваивать технику выполнения аппликаций с применением вышивки, пуговиц, плетения нитей.

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и иголкой.

2

Изготовление куклы, шитье одежды для куклы

18

6

12

Моделировать  одежду для куклы из ткани.

Осваивать технику раскроя деталей куклы и одежды из ткани.

Осваивать технику изготовления куклы и одежды для куклы.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

 

Итого:

34

12

22

IV год обучения

1

Шитье из лоскутков

16

6

10

Моделировать  изготовления поделок из лоскутков.

Осваивать технику раскроя деталей изделия из лоскутков.

Осваивать технику изготовления изделия из лоскутков.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

2

Изготовление игрушек из перчаток и других вещей.

18

6

12

Моделировать  изготовления поделок из перчаток или других вещей.

Осваивать технику раскроя деталей изделия.

Осваивать технику изготовления и оформления изделия.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Итого:

34

12

22

Всего за 4 года обучения

135

50

85

Содержание программы 

 1 год обучения

1. Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение  правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом.

2. Вводное занятие. Цель и задачи. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе.

3. Аппликация. Изготовление аппликации из лоскутков, резанных ниток. Скручивание шнура из двух прядей. Выполнение аппликации из кусочков ткани на основе различными способами.

4. Шитье. Прямая строчка и её дочки. Общие сведения о видах тканей и ниток, их свойствах (толщина, цвет) и применении. Стежки и строчки, применяемые при изготовлении поделки.

5. Пришивание пуговиц. Методика пришивания пуговиц. Использование пуговиц при выполнении аппликаций и поделок.

2 год обучения

1.История вышивки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых при выполнении вышивки.

2. Виды вышивки. Знакомство с видами вышивок. Разные виды вышивок, применяемые при изготовлении поделки.  

3. Вышивка салфеток. Моделирование будущего изделия. Выполнение изделий с вышивкой.

4. Шитье игольниц, поделок. Моделирование будущих изделий. Раскрой деталей поделок. Освоение техники объемного изделия.

5. Аппликация с вышивкой. Моделирование, раскрой и изготовление объемной аппликации из кусочков ткани с использованием вышивки.

3 год обучения

1. Объемная аппликация с использованием вышивки, пуговиц, плетения нитей. Моделирование, раскрой, изготовление объемной аппликации с использованием вышивки, плетеных нитей, пуговиц.

2. Изготовление куклы, шитье одежды для куклы.  Моделирование, раскрой материалов для куклы. Классификация деталей и срезов. Лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Изготовление куклы.  Модерирование, раскрой, шитье различной одежды для куклы с применением вышивки, пуговиц, различных материалов, аппликаций.

4 год обучения

1. Шитье из лоскутков. История шитья из лоскутков. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Подбор ткани и цвета лоскутков. Техника безопасности при шитье, работа с ножницами и иголками. Моделирование, раскрой, изготовление шаблонов и изделий.

2. Изготовление игрушек из перчаток и других вещей. Вторая жизнь перчаток и других вещей. Моделирование, раскрой, изготовление плоских и объемных изделий с применением лоскутков, пуговиц, бусинок и других материалов.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в кружке «Волшебный лоскуток» распределяются по трем уровням:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний об уважительном отношении к труду людей, понимания культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, приобретение навыков работы с тканью и приемов безопасной работы с ручными инструментами (линейка, ножницы, швейная игла), о технике безопасности на занятиях и правилах безконфликтного поведения.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему труду и к труду окружающих его людей, к природе и различным ее проявлениям.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации трудовой деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за благополучие других.

Ожидаемые результаты

1 год обучения: приобретение  знаний о правилах трудового воспитания, приобретение знаний об уважительном отношении к труду людей, понимания культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, приобретение навыков работы с тканью и приемов безопасной работы с ручными инструментами (линейка, ножницы, швейная игла), о технике безопасности на занятиях и правилах безконфликтного поведения,  понимание особенности проектной деятельности, осуществление под руководством учителя элементарной проектной деятельности в малых группах: разработка замысла, поиск  пути его реализации, воплощение его в продукте, демонстрация готового изделия, на основе полученных представлений о многообразии тканей, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбор  ткани для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.

2 год обучения: знакомство с вышивкой, освоение различных видов вышивки, применение вышивки при изготовлении поделки, выполнение  оптимальных и доступных технологических приёмов  (разметка деталей, сборка и отделка изделия); применении  безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); применение вышивки при создании изделия.

3 год обучения: выполнение моделирования объемной аппликации, куклы и  одежды для неё и работа с простейшей технической документацией: распознавание простейшего чертежа и эскиза, чтение их и выполнение разметки с опорой на них; изготовление  объёмного изделия (аппликация или кукла) по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; отбор и выстраивание оптимальной технологической последовательности реализации собственного или предложенного учителем замысла; прогнозирование конечного практического результата.

4 год обучения: анализ устройства будущего изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; изготовление несложных конструкций изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу; создание  мысленного образа конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощение этого образа в материале.

Формы и виды контроля

 

Организация и проведение выставок по каждому виду работ, участие в различных конкурсах детского творчества, проведение фотоотчетов, фотовыставок работ.

 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.

1

2

Е. Румянцева. «Украшения для девочек». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.

1

3

Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.

1

4

Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г

1

5

Е.А.Лутцева «Технология» Издательство «Вентана-Граф» г. Москва 2009 г.

1

6

Мэри Энн Грин «Шитье из лоскутков» «Просвещение» Москва 1981г.

1

7

«Путешествие в антресолию или чудесное превращение перчаток» Москва «Авангард» 1990 г.

1

2. Печатные пособия

8

Авторская программа кружка художественного творчества "Фантазия"

Миронова Ирина Алексеевна, воспитатель 

1

3. Технические средства обучения

9

Компьютер

1

4. Экранно-звуковые пособия

10

Интерактивная доска

1

                5.Игры и игрушки

11

Куклы, мягкие игрушки

5

                6.Оборудование кабинета

12

Наглядные пособия, шаблоны, выкройки, пяльца, образцы поделок,фотографии

15

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный мир оригами"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир Оригами» для  1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...

Программа по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный мир оригами"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮУмелые ручки...

Программа по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный листок бумаги" технология

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология»....

Программа по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный листок бумаги" технология

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология»....

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость вклю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Волшебная кисточка»

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она дос...