Концепция содержания начального образования
статья на тему

Эртуганова Светлана Евгеньевна

Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_soderzhaniya_nachalnogo_obrazovaniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Концепция содержания начального образования.

    Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?

Извечный спор и непреходящая проблема учителей школы и воспитателей детского сада, тревога родителей. Как избежать этих споров, волнений, а порой и взаимных упреков.

   Правовыми основами развития и функционирования начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»).

Для концепции  начального образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

  Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе  начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.

Существенные изменения произошли в содержании образования детей  младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание начальной ступени образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей.

   Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:

– гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

– открытость человека изменяющемуся миру;

– самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития

- неоправданность как в инфантилизации образования, так и «забегания вперед»;

– индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

– создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

  Концепция начального образования призвана:

– выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;

– определить психологические и педагогические условия реализации начального образования;

– обозначить вклад каждой образовательной области в развитие младшего школьника;

– дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.

Основной идеей в своей работе считаю личностно-ориентированной подход, ведь каждый ребенок – это однажды свершившееся чудо.

    Приоритетами начального общего образования было и остается формирование общеучебных умений и навыков. И это очень важно. Российская школа всегда стремилась дать ученикам знания, умения и навыки по обозначенным в учебном плане дисциплинам, однако этого недостаточно. 
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Происходящая смена образовательной системы предполагает обновление содержания образования и использование новых технологий. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека. 
Концепция стандартов второго поколения, которые сейчас внедряются в практику начальной школы, базируется на принципах непрерывности образования; учета возрастных возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения и взаимосвязи с окружающим миром; развития творческой, активной личности; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога. 
 Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Цель моей педагогической деятельности:

   Цели и задачи начального образования:

Цели.

·       воспитание нравственного человека;

·       охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·       сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются  в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Задачи:

·                                    осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

·                                    готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

·                                    желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

·                                    инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

·                                    совершенствование достижений

Психолого-педагогические условия:

• личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

• создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

       Основные принципы  педагогической деятельности:

• В основу моей педагогической деятельности положены личностно-ориентированные принципы:
-ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
-  учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
-  учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
· ребенок учится только через действие;
· ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
· ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
· ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
· ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
· ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

                   Принципы, которые лежат в моей работе: *непрерывности образования;*учёта возрастных возможностей ребёнка;*учета его индивидуальных особенностей;*здоровьесбережения;*взаимосвязи с окружающим миром;*развития личности как субъекта творческой деятельности;*признание ребёнка как активного субъекта познания;*доступности и достаточности;*духовно-нравственного воспитания;*психологической адаптации;*взаимосвязи семьи и педагога.

•Основные дидактические принципы: научность, фундаментальность,

доступность, мотивированность, историчность, целостность.

                             Ожидаемые результаты.

                    Содержание начального образования.

Начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.

Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.

Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я – ученик, школьник»).

 В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т.д. невозможно образование на следующих этапах.

В-четвертых, в начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.

Специфика начальной школы как самоценного звена общей системы образования проявляется и в том, что каждый компонент его содержания способен «обслуживать» различные образовательные области и предметы, их составляющие, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Таким образом, содержание начального образования, выполняя одну из важнейших функций – формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, может рассматриваться как пропедевтическое по отношению к содержанию образования в основной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

Презентация по теме: Концепция фундаментального ядра содержания общего образования....

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.

Уже  много лет в педагоги­ческой науке обсуждаются про­блемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способ­ностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением быт...

Консультация для педагогов «Концепция содержания непрерывного образования»

Публикуемый материал раскрывает смысл концепции  содержания непрерывного образования, Косультация раскрывает  психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования, принципы о...

Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.

В докладе рассказано о том, как учитель может дополнить содержание образования, чтобы качественно подготовить ребёнка к аттестации....

Концепция начального образования

Работаем по ФГОС второго поколения....