Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.
статья (1 класс) по теме

   Уже  много лет в педагоги­ческой науке обсуждаются про­блемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способ­ностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индиви­дуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педаго­гические инновации последних лет, направленные на преодоление манипули­рования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыбле­мых и не подлежащих критике стерео­типов мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_orientirovannoe_obrazovanie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Концепции, содержание

личностно ориентированного образования

и использование его в условиях

работы  начальной школы.

Автор: Переверзева Нина Александровна

МБОУ Хлебодарная СОШ № 18 с.Хлебодарное

   Уже  много лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индивидуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педагогические инновации последних лет, направленные на преодоление манипулирования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления. Процесс «очеловечивания» образования связан с усилением тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем.

     Я, учитель начальных классов работала над следующей проблемой: «Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы  начальной школы»

    Основной целью этой  работы стала   замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника на личностно ориентированную, утверждающую ценность личности ребенка.

  Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

При этом необходимо решать следующие задачи:

1) Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в:

- активной самостоятельной познавательной деятельности;

- овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, объективно соответствующими характеру познавательных задач;

-  познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика.

2) Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций, что означает:

- учение для ученика приобретает личностный смысл;

-ученик сам определяет цели своего учения (содержание, уровень, специализацию);

-каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм и стиля учения,     самообразования,     темпа,     сотрудничества     и     взаимопомощи и т. д;

-  каждый ученик имеет возможность реализовать в учебном  процессе потребность   в   творческой   деятельности,   т.е.   поощряются   собственные оригинальные решения, идеи, сочинения  и т.д.;

- каждый ученик имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;

-  ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность ученик берет на себя;

      Если говорить о мотивации  поставленных задач, то я считаю, что результатом  личностно – ориентированного обучения должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

          Объектом исследования являются  учащиеся    1-4 класса  начальной школы  

  № 61, проходящие обучение в период с 2001 по 2006 учебные годы.

Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения - давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода. Реализация его осуществлялась в разной мере и различными приемами.

    Мне бы хотелось показать некоторые приемы осуществления такого подхода на уроках природоведения, которые можно  применять, работая по традиционной программе и традиционным учебникам. Для уроков природоведения это особенно актуально.

      Я   применяю в своей работе   определенную систему, которая позволяет   успешно решать следующие задачи:

1.  Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.

2. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно  получать  информацию, работать с дополнительной литературой, писать сочинения  и др.

3.  Поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению данного предмета.

      На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. Например, при проведении опроса по домашнему заданию  используются приемы, которые не позволяют превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности. Я организую работу таким образом, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с товарищами и учителем. При проведении индивидуального устного опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать,  я, во-первых, спрашиваю по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать.

Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома,   в начале опроса предлагается карточка типа «Составь рассказ по плану».

    Например, карточка по теме «Насекомые и птицы летом и осенью» (2 класс) имеет следующие вопросы:

1. Назови пять перелетных птиц.

2. Каких птиц называют перелетными?

3. Что является причиной отлета птиц?

4.  В каком порядке птицы улетают?

5.  Чем объясняется такой порядок отлета?

6. Как птицы ведут себя во время отлета?

       Получив такую карточку, ученик имеет 5-7 мин времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего учитель вызывает его для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами.

     Фронтальный письменный опрос с целью проверки готовности к уроку всего класса   проводится чаще всего после изучения большой темы.   Например, после изучения темы «Полезные ископаемые»  я проверяю знание свойств полезных ископаемых, которые дети изучали на уроках. На доске записываем под номерами название разных свойств.

Например: 1. Горючее; 2. Твердое; 3. Жидкость; 4. Тяжелее воды; 5. Черного цвета; 6. Желтого цвета; 7. Хрупкое; 8. Имеет запах; 9. Хорошо пропускает воду; 10. Сыпучее; 11. Легче воды; 12. Газообразное; 13. Белого цвета; 14. Способно плавиться; 15. Пластичное; 16. Коричневого или белого цвета; 17. Плохо пропускает воду.

Затем учащимся, работающим с первым вариантом, предлагается выбрать свойства каменного угля и песка, а учащимся, работающим со вторым - свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:

каменный уголь - 1, 4, 5. 7; песок -2, 4, 6, 10; нефть- 1, 3, 8, 11; глина-4, 15, 16, 17.

   Кроме этого, можно дать резервные задания для учащихся, которые быстрее всех смогут выполнить это задание. Например, выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом перечне.

     Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала.  

    К предварительной подготовке учащихся относится информационное содержание новой темы, оформленное в виде книжки-раскладушки. Например, к теме «Растения и животные луга» помещаем в нее материал по характеристике отдельных видов растений и животных. Оформленная книжка-раскладушка выставляется в классе не позже, чем за две недели до соответствующего урока, а учащимся дается задание прочитать этот материал. Таким образом, дети получают довольно обширную по объему информацию еще до урока. Это позволяет больше внимания уделять реализации развивающих целей, так как идет систематизация и обобщение этого содержания - на уроке  необходимо вынести на обсуждение вопросы такого вида:

На какие группы можно разделить всех животных луга?

Какая группа животных наиболее характерна для луга?

Почему на лугу встречается большое количество насекомых?

     Домашние задания на всех уроках дифференцированные. Первая группа заданий - традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста,  ответы на вопросы после текста.  Эти задания  должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий - обязательная для группы «сильных»  учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно, пример, подготовить небольшое сообщение заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и пр. Третья группа заданий - задания, желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению природы, если таких учеников в классе всего два-три, - это большая удача для учителя. Данная группа может увеличиться, если учитель систематически работает над развитием познавательного интереса.  

         Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а все в целом - активизировать познавательную деятельность учащихся.

       В моей практике встречались дети, совершенно неподготовленные к обучению в школе, слабоуспевающие. Слабое здоровье школьников становится одной из причин, влияющих на неусвоение школьной программы. Учебные нагрузки и напряженный темп школьной жизни приводят к резкому ухудшению соматического и психического здоровья ослабленного ребенка.

      В этой непростой ситуации  нужно не только обучить каждого ребенка бегло читать, грамотно писать, хорошо считать, но и сохранить, а если нужно, то и восстановить его душевное здоровье и эмоциональное благополучие.  

     С первых же уроков стало ясно, что все дети совершенно не подготовлены к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не могут ни на чем сосредоточиться. Бывало, что ребята на уроке вставали и ходили по классу, или под влиянием  аффекта начинали бить друг друга. Многие дети были неуклюжи, неловки,    не могли самостоятельно надеть обувь, застегнуть пуговицы или молнию на одежде - сказывалось недоразвитие моторики. Дети не знал своих адресов и имен близких. Учебный материал усваивался ими с трудом и только после многократных повторений.  

       Все это вызывало определенные трудности на уроках.   Словарный запас у детей был беден и слабо расчленен: ребята часто путались в обозначении сходных предметов. Например, пальто, шубу, плащ они называли только словом пальто, а свитер, рубашку, куртку обозначали словом кофта.  Таким образом, приступая к работе, я понимала, что недоразвитие познавательной деятельности моих учеников, своеобразие их речи  отрицательно скажутся на всем учебном процессе.

        Как известно, одним из важнейших условий адаптации детей  является овладение грамотой. Поэтому большое внимание я уделяю урокам чтения и развития речи, а также занятиям внеклассным чтением.

       Именно занятия внеклассным чтением (при правильной их организации) позволяют создать условия, при которых ребенок сам начинает постепенно осознавать, что ему  нравится, а что не очень и кто он такой на самом деле.

    Особенности  слабоуспевающих диктуют внесение некоторых изменений в методику работы с детской книгой на подготовительном этапе обучения.

    Поэтому для получения нужного результата я изменила сроки и характер подготовительной работы с детской книгой в начале обучения.  

       Таким образом,  у слабоуспевающих детей  постепенно начала появляться личностная мотивация к запоминанию букв и техническим упражнениям, обеспечивающим правильное и осознанное раскодирование слогов и слов.

     Для активизации познавательной деятельной деятельности,  привития чувства сплоченности и коллективизма в своей работе я применяю приемы индивидуальной, подгрупповой и коллективной деятельности. 

(см.  приложения №1, №2)

     Так как одной из целей личностно ориентированного обучения является развитие познавательного интереса и логического мышления ребенка, то на своих уроках я применяю задания, способствующие повышению интереса к предметам, формированию неординарности мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать и применять задания в нестандартных ситуациях (см. приложение №3).  

   При  успешной реализации  этапов обучения, ученики овладевают синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам.  За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно-внимательное.

    Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение молча (про себя) - это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный.  

       Предлагаю ряд заданий, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно. Большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

1. ЧТЕНИЕ ШЕПОТОМ И МЕДЛЕННО:

Да - да - да - из трубы бежит вода.

До - до - до - на дереве гнездо.

Ды - ды - ды - мы пошли по ягоды.

Ду - ду - ду - с мамой я домой иду.  

2.  ЧТЕНИЕ ТИХО И УМЕРЕННО:

арка – арца

 арта — арда

 3. ЧТЕНИЕ ГРОМКО И УВЕРЕННО:

гарь - парь - жарь

дверь - зверь - червь

Использую также игры  на  звукоподражание, например:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра... Кря, кря. кря!

Наши гуси у пруда... Га, га, га!

Наши курочки в окно... Ко, ко, ко!  

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами».

     Много работаю со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма: «В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения».

На первом этапе беру обязательно короткие, а затем - более сложные скороговорки:

 Шашки на столе, Шишки но сосне;  

Кто про Прокопа, кто про Прокопиху, кто про Прокоповых детей. и т.д  

В 1 классе даю такие задания:

1.  Найди (сфотографируй) лишнюю букву: а, о, в, у, и.

2.  Найди лишний слог: во, но, ро, мы, со, ко, л о.

3.  Найди лишнее слово:

река         слон       мама

речка        лев         моль

ручей        мак        мела

 Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы.  

Вот  одна из них. 

КУ

МАН

ТУЗ

КАС

ША

ТА

ТИН

БОЛ

ТО

КАР

ТОН

НА

ФЕЛЬ

ЛИК

КА

НИЗ

   Во 2— 3 классах при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.

 

зачер

    стветь

подбод

    ривший

распусти

    вшийся

почувст

    вовать

     Развитию антиципации (смысловой догадки) способствуют следующие упражнения:

1.   На доске записаны  2-3  пословицы. Предлагаю их закончить.

Делу время -_________.

Кончил дело -_________.

2.  Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.

Готовь  сани  летом/ пока не перепрыгнешь

Не торопись языком/ торопись делом

За твоим языком/ телегу зимой

Не говори «гоп»/ не поспеешь и босиком.

3.  Прочитать загадку, подставив недостающие слова.

Посмотрите дом стоит.

До краев водой____(налит).

В этом домике жильцы –

Все умелые____(пловцы).

     Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, я внимательно изучаю текст и выбираю слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным прочтением слова записываю на доске, дети читают, затем находят слова в тексте и читают их в предложении. Особое внимание здесь уделяю слабым учащимся.

Помогают детям следующие упражнения:

1) Постепенное наращивание слова.

бомба

бомбардир

бомбардировщик

2.  Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шепотом медленно, громко медленно, громко быстро и т.д.

 Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения: чтение «эхо»,  чтение «разведка» и т.д.

  Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать. На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями.

Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

    В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение чтение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение часто использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительностью, пересказом и т.д.Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией.

    Итак, к 4 классу мои ученики усваивают  азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главное в содержании, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому. И для овладения техникой чтения достаточно уроков, на которых знакомство каждым новым текстом проводится с помощью вышеперечисленных упражнений.

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Итак, в работе мы рассмотрели, что наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является модель адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом. Эта концепция содержания образования базируется на:  a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования; б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения; в) принципе структурного единства.

       Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является  расширенная реализация возможностей обучаемых.  

       Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп.-М.: Юристъ,1997. 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели  классного часа: •    формировать у учащихся представление о характере; •...

Личностно-ориентированное обучение на уроках в начальной школе

выступление на республиканской научно-практической конференции...

ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»

Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе....

Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской

И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающий отно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа дол...

«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования     2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской     3. Проективная модель личностно-ориент...

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе.

Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знани...