«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»
статья

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

     2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

     3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

      4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)

      5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.

      6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.

     7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.

       8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

2

«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

     2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

     3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

      4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)

      5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.

      6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.

     7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.

       8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

1.Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Функции личностного подхода

охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);

опора (помощь в самоутверждении);

помощь в становлении положительной Я - концепции.

Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.

Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.

Модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.

Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):

  • наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
  • учащийся - субъект жизни;
  • "реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;
  • принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
  • недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;
  • опора на самоактуализацию личности учащихся.

2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

Концепция основана на принципе субъектности.

Учащийся - субъект познавательной и предметной деятельности, он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение.

Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

Личностно-ориентированное образование - есть системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.

Составляющие технологии ЛОО:

  • система знаний;
  • методика проведения личностно-ориентированного урока;
  • оценка ученика в процессе усвоения знании.

Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова

В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.

Личностно-ориентированное образование - это образование:

устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью,

создающее условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др.

Закономерности ЛОО:

  • при проектировании образования учитывается "событие в жизни личности";
  • проектирование обучения - совместная деятельность учителя и учащихся;
  • образовательный процесс становится источником личностного опыта;
  • обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека;
  • внутренний личностный мир педагога становится частью содержания образования;
  • текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.

3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Педагогическая технология рассматривается:

как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей

как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения.

4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)

Образование - часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.

Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Цель образования - найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Компоненты культурологического подхода к ЛОО:

  • отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;
  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;
  • диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;
  • отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.

Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: - природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.

Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.

Ценности гуманистической педагогической культуры:

  • не знание, а личностные смыслы учения ребенка;
  • не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.

Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.

Цель аксеологического компонента - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.

Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.

5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.

Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью, можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческих способностей.

Вводит категории трех типов развития:

  • категории "изменения" и "самоизменения" для созревания и роста;
  • категории "совершенствования" и "самосовершенствования" - для процессов формирования;
  • категории "развития" и "саморазвития" - для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человека как субъекта собственной жизни).

Главный вопрос - о самостоятельности человека, его самосознании, самобытности, самодеятельности.

Позиция педагога, его личность оказывает влияние на личностно-ориентированное образование.

6 . Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.

Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям, умениям и навыкам - средство образования.

Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностного развития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов в начальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (история Отечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю; учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение; формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; - домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический цикл учебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольное самоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.

7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.

Главная задача педагогов и учащихся саморазвития и самовоспитание.

Условие самовоспитания:

  1. введение в предмет через генетически исходное понятие, что позволяет ученику строить гипотезы;
  2. не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым при инициации сотрудничество и учителем;
  3. взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точек зрения на проблему;
  4. взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения при обнаружении, фиксации и обсуждении содержании "Я - концепции";
  5. обеспечение психологической безопасности работы группы, осуществление педагогической поддержки.

Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания; разрешение этических ситуаций; тренинги.

8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

Справка: синергетика - наука, изучающая системы с самоорганизацией.

Ведущая идея: формирование личностных структур сознания учителя и учащихся.

Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.

Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)

Личностно-отчужденная парадигма

Личностно-ориентированная парадигма

Образовательные практики

Когнитивная

Аффективная

Самоопределения

Самореализации

Субъективная

Валеологическая

Креативная

Воспитательная

Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)

Традиционный подход

Личностно-ориентированный подход

Принцип педагогического общения

Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации

Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех

Учение - тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей

Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития

Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся

Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета

Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению

Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества

На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся

Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда

Принцип опережения в обучении

Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы

Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета

Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода

Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию

Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным

Класс становится думающим, трудолюбивым

Принцип опорных сигналов в обучении

Деление детей на сильных и слабых

Отказ от деления детей на группы сильных и слабых

Отказ от дифференцированных заданий

Основное педагогическое средство - это объяснительно-иллюстративный метод

Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др.

Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения

Опорные сигналы - это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др.

Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать

Развитие у учащихся способности к мышлению

Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных

Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество

Принцип самоанализа в обучении

Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю

Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу

Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу

Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися

Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом

Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской

И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающий отно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа дол...