Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.
методическая разработка на тему

Кузнецова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Выступление на секционном заседании городского методического объединения начальных классов по теме: «Преемственность         в образовании – сотрудничество ради будущего». Подготовила Кузнецова Наталья Валерьевна - учитель начальных классов высшей квалификационной категории   МБОУ «СОШ №1»  

18.08.2016

Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.

Опираясь на результаты мониторинговых исследований, мы можем судить о качестве преподавания предметов в образовательных организациях.

На региональном уровне после анализа ВПР проводится:

  • корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
  • корректировка программ повышения квалификации педагогических кадров;
  • корректировка надзорной деятельности.

На муниципальном уровне:

  • обеспечение адресной поддержки школ с низкими результатами.

На уровне образовательной организации:

  • административный контроль качества преподавания учебных предметов;
  • повышение внутришкольного контроля соответствия качества урока современным требованиям;
  • системная работа по развитию профессиональных качеств педагога;
  • учёт результатов проверочных работ при выставлении годовых отметок по предмету.

Что мы можем сделать, чтобы обеспечить хорошие результаты выполнения ВПР?

 Всероссийская проверочная работа, которую в этом году писали выпускники 4 –х классов, требует от учителя определённой дополнительной подготовки детей. Проверка знаний проводится по трём направлениям: математика, русский язык, окружающий мир. Следовательно, кроме программного материала и традиционных заданий из учебника  учитель подбирает дополнительный тестовый, контрольный материал, который содержит разнообразные виды заданий, отличающихся от  заданий учебника.

      Рассмотрим подготовку к русскому языку. Учитываем и то, что дети пишут диктант. Хорошо, если диктант диктует своя учительница к тембру, голосу, дикции которой дети за 4 года привыкли, а если это аудиозапись или преподаватель из другого класса? Что делать? Чтобы ребёнок привыкал к разному тембру голоса, интонациям, скорости и дикции нужно, чтобы упражнения в письме под диктовку проходили с разными людьми. Здесь можно привлечь всех членов семьи ребёнка, родственников, а в школе диктанты время от времени может диктовать преподаватель из другого класса, то есть на момент написания диктанта происходит обмен учителями в параллели.

Задания после диктанта имеют тестовую форму. Следовательно, необходима постоянная тренировка. В школьных учебниках нет тренировочного материала, не все родители соглашаются на приобретение дополнительных учебных пособий, а содержание тренировочного   программного материала по основным предметам  необходимо дополнить.

  • на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) размещен «Банк заданий» — демоверсии тестов по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен;
  • неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты». Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;
  • также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале. 
  • «Академкнига/Учебник»  разработал систему обучающих работ и тренировочных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру. Материалы   постоянно пополняются.

Рабочие тетради для подготовки к Всероссийским проверочным работам издательства "Просвещение" 

На сайте  http://nashol.com/    вы сможете найти программный и дополнительный материал по всем предметам начальной школы для подготовки детей к ВПР и итоговой аттестации по предметам.

На сайте  http://tumaninoosh.edusite.ru/p155aa1.html   доступны для скачивания рабочие тетради для подготовки к ВПР, а также демоверсии по математике, русскому языку и окружающему миру для 4 класса.

Автор: Волкова Е.В.

Типовые задания

10 вариантов заданий для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку и по математике в 4 классе за курс начальной школы. Все предложенные варианты работ аналогичны по уровню сложности.

С этой информацией необходимо ознакомить родителей на собрании. Практически у каждого  в семье есть компьютеры, планшеты. Заинтересованные родители и дети смогут потренироваться и дома.

Если рассматривать задания тестов на сайте НИКО, то можно обратить внимание на то, что многие из них направлены на проверку общего кругозора ребёнка, а так же проверяют усвоение программного материала. Задания содержат много вопросов, которые формулируются, опираясь на современные картины событий и даже на вещи  привычного  быта. 

Например, один из вопросов по окружающему миру выглядит так: «23 июня отмечается Международный олимпийский день. Что символизируют олимпийские кольца? Почему для человечества важно развитие олимпийского движения?». Или

Еще один вопрос предлагает ответить ученику, что означает этот знак в виде перечеркнутого мороженого на дверях магазина.

Учителю просто нереально дать ребёнку все эти знания в урочное время, их   нет в программе, а объять необъятное не возможно. Вновь многое зависит от родителей. Насколько они уделяют внимание своему ребёнку. Все мы знаем, что хорошо развивает кругозор чтение энциклопедий. Посоветуйте родителям перед сном читать   интересные факты. Результат не заставит долго ждать. Кругозор ребёнка станет значительно шире уже через месяц.

 Есть и другая категория детей, которых мы относим к группе риска, родители которых не уделяют детям должного внимания. Этим детям можно давать   распечатанные задания с этих сайтов домой, а также они могут работать в режиме онлайн после уроков или в гпд.

Ребятам очень нравятся соревновательные формы работы, такие как деловая игра, КВН и различные викторины. Содержания этих учебных игр можно выстраивать из заданий ориентированных на  ВПР.

Комплекс мер, направленных на повышение качества выполнения работы:

Окружающий мир

  • Использовать на уроке разные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
  • Использовать знаково –символические средства для решения задач;
  • учить понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы, таблицы;
  • В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде;
  • Проводить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
  • Включать задания, направленные на развитие вариативности мышления обучающихся и умений применять знания в новой ситуации
  • В рабочей программе по окружающему миру предусмотреть контрольные работы, близкие к текстам ВПР

Математика и русский язык

  • Организовать консультации по русскому языку и математике где   ребята решают задания из пробных вариантов, выставленных на сайте  НИКО    
  • Использовать   демоверсии с сайта Министерства образования РФ. Разбирать каждое задание, выявлять в нем, что понятно, что непонятно. Рассматривать решения, рассуждать, объяснять каждый шаг по выполнению заданий.
  • На уроках включать задания,  подобные пробным версиям. Подбирать их из учебников или дополнительных пособий.  
  • разработка специальных текстов, самостоятельных и проверочных работ, тренировочных упражнений;
  •      работа над ошибками как приём работы над развитием орфографической зоркости;
  •       использование приёма «Работа в парах» (сильный ученик – слабый ученик);
  •   использование карточек-алгоритмов и схем-опор для нахождения по образцу своих ошибок;
  •      комментированное письмо для развития мышления, фонематического слуха и речи; 6) создание ситуации успеха

Можно предложить ещё один вариант подготовки к ВПР. Всю неделю   работать на уроках  по одной из тем и по русскому языку,  и по математике. В конце недели проводить срезы, заносить результаты в индивидуальные карты.   Это позволяет  отследить продвижение ребенка, его рост по той или иной теме или непонимание, и, в соответствии с этим,  спланировать  дальнейшую работу с детьми.

 Таким образом, данная система работы позволяет говорить о том, что подготовка к Всероссийским проверочным работам должна вестись системно. Каждую тему по программе необходимо отрабатывать с ребятами, но,  не «натаскивая» их, а давая возможность осознанного запоминания. Сегодня я рассказала о своём понимании этого вопроса.

Данный вопрос находится под контролем президента РФ.

Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

1. Правительству Российской Федерации:

 разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований. Кузнецова Наталья Валерьевна - учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1»

Слайд 2

На региональном уровне после анализа ВПР проводится: корректировка отдельных аспектов в системе общего образования; корректировка программ повышения квалификации педагогических кадров; корректировка надзорной деятельности. На муниципальном уровне: обеспечение адресной поддержки школ с низкими результатами. На уровне образовательной организации: административный контроль качества преподавания учебных предметов; повышение внутришкольного контроля соответствия качества урока современным требованиям; системная работа по развитию профессиональных качеств педагога; учёт результатов проверочных работ при выставлении годовых отметок по предмету.

Слайд 3

На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования ) размещен «Банк заданий» — демоверсии тестов по всем трем предметам; На сайте «Образовательные тесты» . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; Также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале .

Слайд 4

Дополнительная подготовка детей по направлениям: Математика Русский язык Окружающий мир Диктант Тестовая часть

Слайд 5

Упражнения в письме под диктовку необходимо проводить с разными людьми. В школе диктанты время от времени может диктовать преподаватель из другого класса. Психологическая подготовка

Слайд 6

На сайте http ://nashol. com / вы сможете найти программный и дополнительный материал по всем предметам начальной школы для подготовки детей к ВПР и итоговой аттестации по предметам. На сайте ttp://tumaninoosh.edusite.ru/p155aa1.html доступны для скачивания рабочие тетради для подготовки к ВПР, а также демоверсии по математике, русскому языку и окружающему миру для 4 класса.

Слайд 7

Рабочие тетради для подготовки к Всероссийским проверочным работам издательства "Просвещение"

Слайд 8

Автор: Волкова Е.В. Типовые задания 10 вариантов заданий для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку и по математике в 4 классе за курс начальной школы. Все предложенные варианты работ аналогичны по уровню сложности.

Слайд 9

Комплекс мер, направленных на повышение качества выполнения работы: В рабочей программе по предметам предусмотреть контрольные работы, близкие к текстам ВПР; Активно использовать материалы, расширяющие содержание образования в начальной школе; Организовать консультации по предметам, результаты контрольных срезов заносить в индивидуальные карты; Содержание внеклассных мероприятий «Деловая игра», КВН составлять с учётом заданий ВПР; Активно работать с родителями, с целью обеспечения расширения кругозора детей дома.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Концепция содержания начального образования

Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?...

Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагог...

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Результаты аналитического исследования)

Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей. Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отно...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...