РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Результаты аналитического исследования)
статья на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей. 

Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отношении обучаемого к объекту исследования, познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_anketam_roditeley.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА
НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

(Результаты аналитического исследования)

Без мотивации человек не сможет работать над собой и достигать важных целей. 

Интерес - мотив деятельности каждого человека, причина поступков. Познавательный интерес школьников проявляется в отношении обучаемого к объекту исследования, познания.

Представим: девочка занимается шитьем: она умеет делать выкройки, у нее получаются ровные строчки, она хорошо подбирает цвета в одежде.

Вот еще девочка: он тоже шьет, но мечтает скорее пойти домой, ведь там ее ждут мольберт и краски: она не умеет делать выкройки, у нее получаются кривые строчки, она неудачно подбирает цвет, другие девочки смеются над ней, а преподаватель недоволен.

Зададим вопрос: кто из девочек добьется больших результатов? Кто будет лучше заниматься?

Ребенок принимает решение: «Хочу заниматься плаванием, научусь лучше всех считать в уме, буду изучать историю, мне это нравится, это мое», - он почти победил. Но интерес может смениться, ребенок переключается с плавания на уроки биологии. Так учащийся идет к самостоятельности, к успеху.

Родители могут помочь ребенку найти любимое занятие: знакомить его с разными темами, вместе посещать выставки, спортивные мероприятия, экскурсии, лаборатории, то есть создавать вокруг ребенка эмоциональное, творческое, интеллектуальное поле.

Например, Артем Оганов, российский химик, физик, кристаллограф-теоретик, изобретатель новых материалов, который входит в десятку самых известных в мире российских ученых и номинировался на Нобелевскую премию, рассказывает, что нашел книгу по химии в шкафу в 4 года, она ему понравилась. Позже выяснилось, что книга оказалась там неслучайно: ее туда положила мама, чтобы посмотреть, какая будет реакция. Брату Артема Оганова она подложила книгу по математике, в результате он стал специалистом в области IT.

Очевидно, что родитель может обеспечить своему ребенку различные импульсы, толчки, предоставить выбор и внимательно следить за результатами.  

Результаты таких наблюдений необходимо знать коллективу школы для организации работы с детьми.

Мы провели исследование, проанкетировав родителей по:

- выявлению запросов в направлении освоения детьми видов различных деятельности

- предпочтению самих детей в выборе видов деятельности (по результатам наблюдения родителей)

- выбору методов воспитания, которые предпочитают родители

Количество участников анкетирования – 128 родителей учащихся
2-х классов и 89 родителей учащихся 6-х, 9-х классов.

1. Развитие способностей детей:

Начальная школа

Средняя школа

Творческие способности - 28,9%

Интеллектуальные - 42,7%

Организаторские способности - 26,6%

Творческие способности - 34%

Интеллектуальные - 18,8%

Организаторские способности - 21,3%

Хореографические - 18,8%

Хореографические - 13,5%

Музыкальные - 7%

Музыкальные - 9%

Из таблицы видно, что большинство родителей начальной школы замечают у детей творческие и организаторские способности, а в среднем звене - интеллектуальные и творческие.

2. Увлечения детей по мнению родителей:

Начальная школа

Средняя школа

Спорт(активные игры, танцы, гимнастика, плавание, футбол)  - 53,1%

Спорт(активные игры, танцы, борьба, плавание, футбол, лыжи)  - 44,9%

Искусство(пение, скрипка, рисование) -28,1%

Искусство(рисование, бисероплетение, работа с деревом) - 42,7%

Техника - 14%

Ничем не увлекается - 19,1%

Чтение - 3,9%

Английский язык - 4,5%

Английский язык - 0,8%

Чтение - 2,2%

Кулинария - 0,8%

Компьютер - 1,1%

Рыбалка - 3,9%

Компьютер - 2,4%

  Сопоставив данные таблицы, можно сделать вывод: половина обучающихся начальной и средней школы увлекаются спортом, многих интересует искусство, это соотносимо с таблицей развития способностей детей.

3. Для развития способностей своих детей родители выбирают:

Начальная школа

Средняя школа

Экскурсии - 26,9%

Экскурсии - 66,3%

Соревнования - 24,2 %

Кружки, секции - 34,8%

Интеллектуальная направленность (научные общества, конференции, олимпиады, исследования) - 34,4%

Интеллектуальная направленность (научные общества, конференции, олимпиады, исследования) - 32,8%

Кружки, секции - 11,7%

Соревнования - 24,7 %

Как показывают данные таблиц, запрос родителей практически подтверждается выбором форм организации деятельности обучающихся, которые предполагают развитие детей в общеразвивающем, творческом, интеллектуальном направлении.

4. При этом родители предпочитают видеть своих детей в качестве:

Начальная школа

Средняя школа

Участников - 46,9%

Участников - 74,1%

Организаторов - 26,6%

Исполнителей - 18%

Исполнителей - 24,2%

Организаторов - 18%

Зрителей - 2,3%

Зрителей - 5,6%

Из данных видно, что большинство родителей хотят видеть своих детей в качестве участников при проведении различного рода мероприятий.

Каковы предпочтения самих учащихся с точки зрения родителей, наблюдавших за своими детьми?

5. Приоритеты детей:

Начальная школа

Средняя школа

Гулять - 26,6%

Гулять - 62,9%

Играть в игры на компьютере, планшете, телефоне - 22,7%

Играть в игры на компьютере, планшете, телефоне - 53,9%

Смотреть телевизор - 21,9%

Помогать по дому - 48,3%

Помогать по дому - 12,5%

Смотреть телевизор - 34,8%

Мастерить, рисовать - 10,2%

Мастерить, рисовать - 33,7%

Читать книги - 8,6%

Читать книги - 27%

Показатели наиболее популярных видов деятельности в свободное время у учеников начального и среднего звена совпадают - гулять и  играть в игры на компьютере, планшете, телефоне. К сожалению, чтение книг у школьников занимает последнее место.

6. Что конкретно интересует детей при просмотре телепередач, использовании компьютера:

Начальная школа

Средняя школа

развлечения (мультфильмы по телевизору, игры на компьютере) - 56,3%

развлечения (мультфильмы по телевизору, игры на компьютере) - 67,4%

познавательная информация (передачи развивающего и обучающего направления, интерактивные экскурсии по различным музеям, работа с электронными энциклопедиями) - 40,6%

познавательная информация (передачи развивающего и обучающего направления, интерактивные экскурсии по различным музеям, работа с электронными энциклопедиями) - 41,6%

Сопоставив результаты 6 таблицы, делаем вывод: современные обучающиеся предпочитают компьютер и телевизор больше как способ развлечения, чем развития и обучения.

7. Игры, в которые предпочитают играть дети:

Начальная школа

Средняя школа

Спортивные - 40,6%

Спортивные - 62,9%

Настольные - 21,1%

Развлекательные - 44,9%

Развлекательные - 19,5%

Настольные - 19,1%

Интеллектуальные - 10,6%

Логические - 15,7%

Логические - 8,6%

Интеллектуальные - 12,4%

Стоит обратить внимание, что около половины родителей, выделили игры спортивные. Это соотносимо с предпочтениями детей в выборе игр.

8. Предпочтения родителей в выборе проведения досуга с детьми:

Начальная школа

Средняя школа

на прогулке - 41,4%

дома - 67,4%

дома - 24,2%

поход по магазинам - 40,4%

в театре, кино - 13,3%

на прогулке - 39,3%

поход по магазинам - 8,6%

у телевизора, компьютера - 14,6%

у телевизора, компьютера - 6,3%

в театре, кино - 11,2%

на совместный досуг нет времени - 1,6%

на совместный досуг нет времени - 2,2%

Большинство  родителей начальной  школы предпочитают проводить время с детьми на прогулке – это соотносимо с точкой зрения детей (26,6%, на первом месте).

Родители среднего звена - дома. Но, дома - не значит у телевизора. Предпочитают смотреть телепередачи с детьми лишь 14,6%, а у детей этот показатель на четвертом месте.

9. Использование досуговых/культурных центров при организации внеурочной деятельности по мнению родителей:

Начальная школа

Средняя школа

Музеи - 61,7 %

Театры - 47,2%

Районная библиотека - 57,8%

Музеи - 46,1 %

Театры - 29,7%

Районная библиотека - 16,4%

КМЖ  - 7,8%

Другое(кинотеатры, спорткомплексы) - 14,6%

Другое:(спорт. комплексы, кинотеатры, питомники, станции юннатов) - 3,9%

КМЖ  - 12,4%

Таблица показывает, что при организации деятельности обучающихся, родители начального и среднего звена предпочитают музеи, театры, библиотеки, в начальной школе наиболее популярны музеи, а в средней - театры.

10. Методы воспитания, которые предпочитают родители:

Начальная школа

Средняя школа

Разъяснения - 31,2%

Разъяснения - 79,8%

Дружеский контакт - 25,8%

Дружеский контакт - 47,2%

Уговоры - 25,8%

Строгие требования - 25,4%

Поощрения - 18,8%

Наказания - 20,2%

Наказания - 4,7%

Уговоры - 16,9%

Строгие требования - 3,1%

Поощрения - 15,7%

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что среди родителей начальной и средней школы преобладают методы разъяснения и дружеского контакта( первое и второе места).

11. Родители готовы помочь школе в организации внеурочной деятельности:

Начальная школа

Средняя школа

Ничем не могут помочь - 39,1%

Сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход - 64%

Сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход - 26,6%

Другое - 13,5%

Разработка проекта - 22,7%

Разработка проекта - 12,4%

Подготовка и проведение классного часа - 11,7%

Подготовка и проведение классного часа - 11,2%

Подводя итог результатов анкетирования родителей по выявлению интересов детей, можно сказать, что соответствия в пожеланиях организации деятельности детей и родителей есть, но и есть направления, над которыми необходимо работать.

Например, поднять процент помощи родителей в подготовке в организации внеурочной деятельности в начальной школе, достичь приоритета по получению полезной информации при работе с компьютером (в предпочтениях обучающихся компьютер - на втором месте), активизировать работу по формированию читательской компетенции (в предпочтениях детей начальной и средней школы - последнее место), увеличить процент посещаемости кружков и секций(начальная школа - 11,7%, средняя - 34,8%), ведь в предпочтениях у учащихся занятия спортом и искусством на первых местах. Имеет смысл скорректировать проведение досуга детей и родителей в среднем звене: родители предпочитают проводить время с детьми дома (67,4%), в то время как обучающихся привлекают спортивные игры(62,9%). Необходимо поддерживать высокий уровень использования культурных центров в организации деятельности детей (начальная школа: музеи - 61,7 %, районная библиотека - 57,8%, театры - 29,7%, средняя школа - театры - 47,2%, музеи - 46,1 %, районная библиотека - 16,4%).

Методы воспитания - это средства, решающие задачи воспитательного процесса, это то, как взаимодействуют родители и обучающиеся, в процессе чего происходят изменения в развитии качеств личности школьника. 

Здесь родители начальной и средней школы предпочитают методы разъяснения и дружеского контакта(первое и второе места), это положительный момент, но желательно уменьшить показатели в среднем звене: на третьем и четвертом местах - строгие требования(25,4%) и наказания(20,2%).

  Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся, коллективу школы важно учить тому, что интересует детей, использовать то, что привлекает их внимание.

 Каковы условия для влияния на мотивационную сферу учащихся?

1.Необходимо привлечь внимание к деятельности, формируя любознательность учащегося.

2.Обучать сотрудничеству, поощряя обучающихся, помогать каждому в поиске своей стези.

3.Учить формулировать цель, предвидеть результат, планировать деятельность.

4.Учить объяснять свои неудачи и победы.

6.Сравнивать результаты ученика не с результатами других, а с его прежними успехами.

7.Поддерживать любопытство и исследовательский интерес.