Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Мы москвичи", 4 класс.
методическая разработка (4 класс) на тему

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на создание условий для культурного самоопределения учащихся., позволяет реализовать социальное направление развития личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_moskvichi.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ                                                                        « Гимназия № 1583 им.К.А.Керимова»

(ГБОУ гимназия № 1583)

 

125493 г. Москва,

ул. Смольная, д.25

 Телефон: (499) 458-02-57

ОКПО 41105290ОГРН1027700556564.ИНН/КПП7743024

Утверждено

решением педагогического совета

от…………2015г. Протокол №1

Председатель

 

 Дворянцева С.Е

                              ______________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

« Мы москвичи»

Уровень образования: НОО, 4 класс

Количество часов : 36 ч.

Преподаватели курса: Царева И.Ю., Евсеева И.М., Сидорова А.И.

Программа разработана на основе авторских программ Гореловой Н.А., Поникаровой Н.М., Кузиной И.Н., Тесленко И.Н.

МОСКВА 2015г.

                                 

                             Пояснительная записка

      Образовательная программа к курсу «Мы москвичи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ Гимназия № 1583 на основе программы «Москвоведение», авторы Горелова Н.А., Поникарова Н.М., Кузина И.Н., Тесленко И.Н.

       Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

      Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призвана осуществить программа дополнительного образования для начальной школы "Мы москвичи".

      Программа кружка «Мы москвичи» является составной частью программы внеурочной деятельности начальной школы гимназии № 1583 и в соответствии с требованиями ФГОС НОО реализует социальное направление развития личности обучающихся.

       Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.

      Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федераль- ного государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).

      Программа определяет содержание и организацию образовательного про- цесса на ступени начального общего образования.

      Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

       – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

      – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

      – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

      - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

      – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

      – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;  

       – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

       – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

       Методологической основой внеурочной деятельности является интегра- ция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в различных жизненных ситуациях (надпредметно).

       Цель программы:  воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития младшего школьника.

      Задачи программы: 

      - знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы;

      - воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;    

      - воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

      - повышение общей культуры и эрудиции школьников;

      - создание условий для социального проектирования.

      Курс внеурочной интегрированной деятельности «Мы москвичи» рассчи- тан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.

       Программа кружка «Мы москвичи» дает широкие возможности для орга- низации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых курсов школьной программы: окружающим миром, литературным чтением, технологией.

      Возраст детей:  программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

      Срок реализации – программа рассчитана на 144 часа – по 1 часу в неделю (36 недель) в 1, 2, 3, 4 классах.

      Планируемые результаты освоения программы

      Личностные результаты  

      Результатом обучения по курсу «Москвоведение» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностями. Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

      Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления ин- формации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

      Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащих- ся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

      В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следу- ющие компетенции:

      высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;

      формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;

      умение анализировать и оформлять полученные знания;

      социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;

      развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

     Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

     Метапредметные результаты

     В результате освоения программы учащиеся получат возможность овладеть: 

      навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (составление таблиц, схем, рефератов);

      элементами исследования и проектирования, связанными с поиском данных, отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного мини-исследования, проекта. 

     Предметные результаты

      В результате освоения программы «Мы москвичи» учащиеся получат возможность узнать:

        исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;

        историю и архитектуру родного города;

        топонимику и историю центральных улиц и районов города;

        быт и нравы жителей древней Москвы;

        имена и биографии знаменитых москвичей;

        «адреса» известных жителей города;

        «литературную и театральную» Москву;

        «военную историю» Москвы;

        правила поведения и безопасности в городе;

Учащиеся получат возможность научиться:

       ориентироваться в городе;

       работать с картой Москвы;

       выбирать наиболее оптимальный вариант;

       отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;

       логически и правильно излагать усвоенный материал;

       использовать навыки исследовательской работы;

       работать с цифрами и датами;

       делать сжатые деловые записи;

       отличать архитектурные памятники один от другого;

       рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу;

       пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе;  

      давать словесное описание объектов;

      наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;

      уметь составлять зрительный ряд;

      работать в коллективе;

Содержание программы

      Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

       Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

      Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

      Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

      Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

      Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

       Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

       Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

       Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

       Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. 

       Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  

       Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового со- общества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. 

       Программа кружка «Мы москвичи» содержит следующие модули:

  «Москвоведение»

  «Безопасносная жизнь москвича»

   Социальное проектирование

       Цель работы по модулю «Москвоведение» - подведение детей к понима- нию того, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

       Работа по модулю «Безопасносная жизнь москвича» и социальное проек- тирование обеспечивает социализацию обучающихся.

       Практической частью реализации программы «Мы москвичи» являются экскурсионные дни. Темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением ознакомления с темами теоретической части программы.

      Экскурсия – результат специфического творчества. Для того, чтобы  хорошо провести экскурсию, начинающий экскурсовод должен хорошо знать материал (исторический, градостроительный, искусствоведческий и др.), уметь анализировать, увлекательно и интересно подавать материал, иметь навыки общения, знать основы психологии, уметь грамотно выражать свои мысли.

      В первом классе дети на экскурсиях преимущественно являются слушате- лями и зрителями, что обеспечивает достижение воспитательных результатов первого уровня. Во втором, третьем классах для достижения воспитательных результатов второго уровня в экскурсии следует включать викторины, конкурсы, интерактивные программы. В четвёртом классе всё чаще педагогу следует создавать условия для того, чтобы дети проектировали экскурсию самостоятельно – индивидуально или в группе, что обеспечит достижение воспитательных результатов третьего уровня.

       Социальное проектирование способствует социализации обучающихся, а также является средством достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Развитие детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

      Содержание модуля «Москвоведение»

       На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, всего культурного наследия в целом. Как извест- но, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

       В данном модуле содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.

       Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

        На 1-2 году обучения (1-2 классы) младшие школьники знакомятся с со- временной Москвой, изучают раздел «Москва – наш город» На 3-4 году обучения (3-4 класс) школьники знакомятся с историей Москвы, изучают раздел «Путешествие в прошлое Москвы».

Содержание модуля «Безопасная жизнь москвича»

НА УЛИЦАХ МОСКВЫ

       Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на дороге. Что делать при ДТП. Правила пользования городским общественным транспортом. Транспортная система Москвы.

       Формирование современной радиально-кольцевой планировки города. Нумерация домов. Что делать, если ты заблудился в городе. Техника безопасности во время экскурсии по городу.  

       Как не быть обманутым. Рынки. Карманники. Питание и здоровье. Как выбирать продукты.

       Опасности во время отдыха. Опасности на воде. Экологические требова- ния и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.

      Практические работы: Решение ситуационных задач (ориентирование в городе), настольные игры по ПДД.

     Экскурсии: «Дорога и её части», «Виды транспорта», «Пешеходные переходы» (наземные, подземные, надземные)», «Светофор», «Где можно, а где нельзя играть», «Где можно, а где нельзя кататься на велосипеде».

      Творческие работы: Составление памяток «Правила пешехода», «Правила по- ведения на транспорте».

ОДИН ДОМА.

      Московские пожары и пожарные. Предупреждение пожара. Действия в случае пожара.    

      Опасные предметы дома.

      Чужие взрослые на улице и дома. Кому открывать дверь?

      Практические работы: Деловые игры «Один дома», «Этого можно было избежать» (на основе анализа материалов СМИ)

     Экскурсия: Мой район.

     Творческие работы: изготовление буклета «Безопасность моего дома".

МОСКВА И МОСКВИЧИ

       Географическое положение Москвы. Факторы окружающей среды, создающие угрозу жизни и здоровью москвичей. Поведение в природе.

       Границы своего района. Службы экстренной помощи москвичам своего района.

       Москвичи. Численность населения Москвы. Правила поведения в обще- ственных местах.

       Социальная структура населения. Занятость москвичей. Многонациональный состав населения. Основные конфессии москвичей. Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий.

       Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Дей- ствия в экстремальных ситуациях.

       Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

       Практические работы: Нанесение на контурную карту своего района служб экстренной помощи москвичам.

       Деловые игры: Как избежать конфликта при общении с ……. 

       Творческие работы: Составление памяток «Правила поведения детей в обще- ственных местах, на пляже; в лесопарке и др.)».

Учебно-тематический план

4 год обучения (4 класс)

Тема

Количество часов

1

Проект «Дорогая моя столица»

1

 Безопасная жизнь москвича

2

Проект «Безопасность на дорогах Москвы»

1

3

Проект «Безопасность на дорогах Москвы»

1

Ученье – свет, а неученье - тьма

4

Чему и как учили детей. На чём и чем писали

1

5

Экскурсия «Как на Руси учили»

1

6

Государев Печатный двор

1

7

Проект «Путешествие по Москве на машине времени»

1

Вехи истории страны в истории Москвы

8

Народное ополчение Минина и Пожарского

1

9

Война 1812 года

1

10

Революции 1917 года

1

11

Проект «История города в названиях улиц»

1

Безопасная жизнь москвича

12

Социальная структура населения. Занятость москвичей.

1

13

Многонациональный состав населения. Основные конфес- сии москвичей.

1

14

Особенности бесконфликтного общения с представителя- ми различных социальных слоев и конфессий.

1

15

Проект «Московская символика»

1

Праздники, забавы и игры москвичей в далёком прошлом

16

Когда и как встречали Новый год

1

17

Святки и масленица – весёлые народные праздники

1

18

Какие праздники были самыми главными

1

19

Проект «Праздники москвичей»

1

Вехи истории страны в истории Москвы

20

Начало Великой Отечественной войны

1

21

Битва за Москву

1

22

Проект «Памятники и мемориалы Москвы»

1

23

Проект «Памятники и мемориалы Москвы»

1

Безопасная жизнь москвича

24

Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях

1

25

Как не быть обманутым. Рынки. Карманники. Питание и здоровье. Как выбирать продукты.

1

 26

Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

1

Москва – так много в этом звуке…

27

Москва литературная

1

28

Москва театральная

1

29

Проект «Московская мозаика»

1

Вехи истории страны в истории Москвы

30

Великие битвы великой войны

1

31

Проект «Герои Великой Отечественной войны в названиях улиц Москвы»

1

32

Этих дней не смолкнет слава

1

33

Проект «История войны в истории моей семьи»

1

34

Летние олимпийские игры 1980 года

1

35

Проект «История Москвы в названиях улиц»

1

36

Проект «История Москвы в названиях улиц»

1

 Методическое обеспечение программы

      1. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 / Под ред. С. И. Козленко;

      2. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007;

      3. Козленко С.И., Святославский А.В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004;

      4. Методика проведения олимпиад и конкурсов школьников по социально- гуманитарным дисциплинам / Под ред. С.И. Козленко, Е.В. Саплиной М.: МИОО, 2006;

       1. Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997;

       2. Программные материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1998;

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу ЗОЖ в 3 классе. ФГОС

По данному курсу ЗОЖ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Умники и умницы в 3 классе. ФГОС

По данному курсу УМНИКИ И УМНИЦЫ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников....

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Риторика", 4 класс.

Цель данного курса как предмета филологического цикла-научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в различных ситуациях, решать коммуникативные задач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Экология нашего края", 4 класс.

Курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм жизни, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое воспр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Я читатель", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на расширение представлений учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей, накопленны...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила  авторская про...