Главные вкладки

    Статья на тему "Современный урок по ФГОС"
    статья по теме

    Пименова Марина Викторовна

    В данной статье содержится характеристика современного урока, его особенности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок по ФГОС20.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова. Именно такие уроки(поиск знаний самими детьми), влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

    Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

    1.  «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя»

                2.Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

    3.  «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». 

    Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни

      В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС , меняется технология проектирования образовательного процесса. Проектирование  должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.

    Системно-деятельностный подход предполагает технологическую цельность урока, направленную на формирование универсальных учебных действий. Системно – деятельностный подход является основой всех технологий, он включает в себя:

    - технологию традиционного обучения;

    - технологию развивающего обучения;

    - технологию проблемного обучения;

    - технология развития критического мышления;

    - проектная технология;

    - ИКТ технологии.

    В отличие от традиционного знаниево – ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности, то есть осознаёт личный смысл выполняемой работы, чётко представляет  желательный результат своей деятельности (т.е. цель), планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения (УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

    При проектировании урока меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся: консультантом, помощником, создающим условия для формирования  осознанных ЗУН.

      Структура урока в начальных классах.

    I этап. Организация класса (орг.момент)

    II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

    III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

    IV этап. Открытие нового знания.

    V этап.  Первичное закрепление.

    VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .

    VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

    Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

    1. умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
    2. умение ставить перед собой цель, принимать решения;
    3. умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
    4. умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
    5. умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
    6. умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

        Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
    1. Урок изучения нового.  
    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
    2. Урок закрепления знаний. 
     Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
    3. Урок комплексного применения знаний. 
     Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
    4. Урок обобщения и систематизации знаний.
    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
    Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его.

    При подготовке урока ФГОС учителю необходимо чётко рассмотреть этапы конструирования урока:

    1. Определение темы учебного материала.
    2. Определение дидактической цели темы.
    3. Определение типа урока
    4. Продумывание структуры урока
    5. Обеспеченность урока
    6. Выбор методов обучения
    7. Выбор форм организации педагогической деятельности
    8. Оценка знаний, умений и навыков
    9. Рефлексия урока

    Новые стандарты предполагают использование учителем технологической карты урока. Она включает в себя

    - название темы, с указание часов , отведённых на её изучение

    -цель освоения учебного содержания

    - планируемые результаты

    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися на уроке, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

    Таким образом, в основу современный урок теперь действует не по принципу «Чему учить?», а по принципу « как учить?».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС - КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ КЛАССАХ".

    P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; }P.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Deja...

    Статья "Сравнительный анализ ГОС и ФГОС 2 поколения"

    Статья "Сравнительный анализ ГОС и ФГОС 2 поколения": 1. Актуальность2. Деятельность учителя и ученика3. Типы и структура уроков4. УМК...

    Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

    Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

    Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

    Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

    Статья на тему "Урок в контексте ФГОС"

    Данная статья поможет учителю разобраться с новыми требованиями к уроку в соответствии с ФГОС...

    Статья "Как построить урок по ФГОС"

    Статья "Как построить урок по ФГОС"...

    Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

    В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...