Занятие внеурочной деятельности по теме "Творчество С.В. Михалкова" (3-4 класс)
план-конспект на тему

Янькова Наталья Ивановна

Материал представляет собой конспект занятия внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" по теме "Творчество С.В. Михалкова". По ходу занятия учитель рассказывает о писателе и его творчестве, дети читают выразительно или наизусть стихотворения, которые готовили в течение недели. После выступления всех учащихся класс делится на группы для выполнения конкурсных заданий, связанных с творчеством данного автора.

  • Цель занятия: обобщение знаний детей о творчестве С.В. Михалкова, развитие интереса к чтению и книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Учебный предмет: внеурочная деятельность «Волшебный мир книг»
  • Класс:  4 класс.
  • Тема занятия: Творчество С.В. Михалкова.
  • Цель занятия: обобщение знаний детей о творчестве С.В. Михалкова, развитие интереса к чтению и книге.
  • Задачи:  - расширить круг читаемых произведений,

- развивать умение выразительно читать, читать по ролям.

- развивать интерес к литературе.

  • Формирование предметных УУД: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, дружбе, честности; формировать потребность в систематическом чтении.
  • Формирование познавательных УУД: уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.
  • Формирование коммуникативных УУД: уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; аргументировать свою позицию, работать в группе.
  • Формирование регулятивных УУД: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
  • Формирование личностных УУД: формировать чувства гордости за свою Родину, участвовать в совместной работе, уметь обосновывать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, адекватно воспринимать оценку товарища, осознавать ответственность за результаты учебной деятельности.

Оборудование:  1. Высказывания С. Михалкова о книге

                                  2. Портрет С.В. Михалкова

                                  3. Выставка книг С. Михалкова (появляется в течение урока из книг, прочитанных детьми к уроку)

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

                - Вам, дети, повезло, что в нашей стране есть такие замечательные поэты, как Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков и много других. Они создали для вас замечательные, звонкие стихи, прекрасные сказки, пьесы, басни, которые запоминаются на всю жизнь.

                Сегодня мы будем говорить о творчестве Сергея Михалкова. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь (96 лет) Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей.

                Сережа Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Писать стихи мальчик начал с 9 лет, пряча их в шкатулочку со своими мальчишескими секретами. Однажды в дом залезли воришки и стащили эту шкатулочку вместе с первыми поэтическими опытами.

        Сергея Владимировича Михалкова очень ценят в нашей стране. Он имеет много наград: ему присвоили высшую награду – Героя Советского Союза, 3 ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, много медалей. Но самая дорогая награда – это любовь его читателей.

                Вы самостоятельно читали разные произведения, в основном стихи, Михалкова. И прежде, чем мы перейдем к его произведениям, прочтем на доске несколько строк (их написал С. Михалков).

(прочитать 1 раз самостоятельно, затем выразительно вместе).

             Книг заветные страницы

                Помогают людям жить –

                И работать, и учиться,

                И Отчизной дорожить.

           Мы дружны с печатным словом

                Если б не было его

                Ни о старом, ни о новом

                Мы не знали б ничего.

                

        - Как вы понимаете эти слова?

  1. Чтение стихотворений детьми.

                - Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят «Дядю Стёпу» С. Михалкова – большого человека по прозванию «Каланча».

В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:

В доме восемь

Дробь один

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

                Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.  

Чтение детьми отрывков из произведения «Дядя Стёпа»

Слово учителя.

Наши папы, наши мамы

Знали Степу хорошо.

Им читали эти главы,

Но хотелось им еще.

                               Михалков решил продолжить

                               Всем ребятам рассказать.

                                И про сына дяди Степы

                                Книжку тоже написать.

У Степана сын родился

Нарекли его Егор

Что Степан, что сын явился

Молодцы, как на подбор.

- Это произведение называется «Дядя Стёпа и Егор». Найдите и прочитайте.

                - Корней Иванович Чуковский так сказал о поэте: «Стих у Михалкова то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его сила».

- Вам понравились стихи С.В. Михалкова?

- В стихах С. В. Михалкова много юмора, он не ругает детей за их проступки, а рассказывает о них так, что нам становится весело и мы понимаем: «Так делать нельзя!»

Чтение детьми стихов о детях.

Слово учителя.

                С. Михалков издавал домашний "литературно-художественный" журнал, сам он был и автором, и редактором, и художником. Читали журнал родственники и друзья.

                Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу. Работал разнорабочим на ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия".

                В 1941 году Михалков выехал на южный фронт. В годы войны он был корреспондентом газеты «Во славу Родины». Был ранен. После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов.

                Гимн нашей страны также написан С.В. Михалковым. Никогда, ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трех державных гимнов (1943, 1977, 2001 годов) написал один и тот же человек, это явление феноменальное.

                Оглядываясь на свой пройденный творческий путь, С.В. Михалков сам задал себе вопрос: «Ради чего я живу? Что для меня важнее всего?» И сам себе ответил: «Ощущение жизни. Ощущение того, что ты нужен людям».

Чтение детьми остальных стихов.

  1. Конкурсные задания (работа в группах).

- А теперь блиц-турнир по произведениям С.В. Михалкова. Разделимся на две команды.

1 задание

- Вспомнить из какого стихотворения эти строки и стрелочкой соединить с названием:

  Это только трус боится      

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

«Где очки?»

 Если утром сладок сон –     

Целый день в кровати он.

Если в тучах небосклон –

Целый день в галошах он.

«Дядя Стёпа»

В доме восемь дробь один   

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью "Каланча",        

«Мимоза»

Обыскала кладовую –        

Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали –

Очевидно, их украли!

«Прививка»

2 задание

                - Угадать произведение:

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал

“А что у вас?”

И про наших двух ужей,
Двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей

“Мы с приятелем”

День лежу, второй лежу,
Третий в школу не хожу.
И друзей не подпускают,-
Говорят, что заражу!...

“Грипп”

Нет, я не спорю, не сержусь –
Я не спеша на
стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.

“Не спать!”

“Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко”.
Перо цепляется за “ко”
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.

“Чистописание”

3 задание

                - Продолжить стихотворение:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью.........              Каланча

Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ......                    ровно пять

- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый ..................            красный шар

Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь.................                 и шучу.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина............................!         нужна самому

Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
............................         Вот компания какая!

Хорошенько посмотрите -
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
.......................         Ничего не хочет есть.

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
- Наступила зима. -
В трусах
На прогулку.......................   выходит Фома.

4 задание

                - ЧИСЛОВОЙ ДИКТАНТ – написать на листке ДА или НЕТ.

1. С. В. Михалков родился 13 апреля 1913 года.

2. Стихи сочинять С.В. Михалков начал уже в 6 лет.

3. Жанры творчества Михалкова: легенды, былины.

4. Слова Гимна России написаны С.В. Михалковым.

5. Раз, два, три, четыре, пять – это имена котят.

6. Из-за крошечного роста дядю Стёпу не могли хорошо разглядеть.

7. Дядя Стёпа был милиционером, спортсменом, моряком.

8. Мимозой - Михалков назвал мальчика, который любил плавать, кататься на лыжах, играть в футбол.

9. Самого упрямого мальчика зовут - Фома.

10. О профессиях мам ребята спорили в стихотворении «А что у вас?».

 

                - Рядом с ДА поставить 1, с НЕТ – 0.

САМОПРОВЕРКА 000 110 1011. Получилось 5 баллов.

Подсчет баллов в каждой команде.

  1. Чтение басен Михалкова С.В. по ролям* (или хорошо подготовленные ученики).

                

                - В 32 года Михалков начал писать басни. Он получил славу лучшего баснописца ХХ века. Прочитать басни Михалкова С.В. по ролям (в зависимости от времени занятия, можно подготовить лучшего чтеца в группе).

«ДРУЗЬЯ В ПОХОДЕ»

        Сговорились Лиса, Бобр и Кабан пойти вместе в дальний поход: по лесам, по горам побродить, новые места посмотреть.

        Собрались они и пошли. Шли, шли, дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроем не пройдешь, надо по одному перебираться.

- Ступай ты первый! - сказал Бобру Кабан. - Ты старше, тебе почет!

- Правильно. Пусть Бобр первый идет! - согласилась Лиса.

Бобр пошел. Вдруг мостик под ним провалился, Бобр полетел в воду.

- Ах, беда! Беда! - завопила Лиса. - Кабан, прыгай в воду, спасай Бобра. Пропадет наш Бобр! Скорей! Скорей!

- Сама за ним прыгай! - прохрюкал Кабан. - Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться.

- Спасибо вам, я уж как-нибудь сам. Я ведь плаваю, - послышался из-под мостика голос Бобра.

Вылез Бобр на берег, откашлялся, отряхнулся.

- Вот и чудесно! - обрадовались Лиса и Кабан. - Пошли дальше.

- Ну нет! - твердо сказал Бобр. - С вами пропадешь!

«ПРОСЧИТАЛСЯ»

        Жил-был в своем логове один Волк. Свое жилище он никогда не чинил и не чистил. Оно было грязное, старое - того гляди, развалится!

        Проходил как-то мимо Волчьего логова Слон. Едва-едва задел за крышу, она и покосилась.

- Прости меня, пожалуйста, дружище! - сказал Слон Волку. - Я ведь нечаянно! Я ее сейчас починю!

        Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток, гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была.

"Ого! - подумал Волк. - Да он меня, видать, испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается!"

- Стой! - закричал он на Слона. - Ты что же это? Ты думаешь от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу набок, кое-как ее гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом! Да поживей, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь.

        Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко схватил Волка поперек живота и швырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на Волчий дом и раздавил его.

- Вот тебе новый дом! - сказал Слон и ушел.

- Ничего не понимаю! - удивился Волк, придя в себя. - То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил... Ничего не понимаю!

- Дурачина ты! - прокаркал старый Ворон, который все это видел. - Ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием!

  1. Итог занятия.

                - Мы  затронули сегодня лишь малую часть творчества С.В. Михалкова. Он был и баснописцем, и сказочником, и поэтом.

                    Мы читали Михалкова,

Мы учили наизусть.

И теперь мы точно знаем,

Что его боится грусть.

Что он любит в детях смелость,

Озорство и шаловливость

И  всегда за справедливость...

- Сергей Михалков писал о себе:

Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.

- Я надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством поэта. Ещё очень много замечательных произведений, написанных им, ждут вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Как люди научились считать" (3 класс)

Презентация к занятию №1 "Как люди научились считать" курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас". Содержит исторический материал по данному вопросу, задания устного типа на счет для третьек...

Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Многоугольники. Проект "Рыцарский замок" (3 класс)

Презентация подготовлена для работы на внеурочном занятии №18 по математике курса "Математика вокруг нас" для 3 класса (рабочая программа курса размещена)....

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Презентация по теме "Язык" к занятию внеурочной деятельности по курсу "Разговор о правильном питании" 1 класс

Презентация позволяет ярко, эффективно и доступно провести знакомство учащихся с особенностями и тайнами органа человека "Язык". Можно использовать на уроках окружающего мира....

Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»

Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»...