Путешествие по родному краю
рабочая программа (4 класс) на тему

Волченко Наталья Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл путешествие по родному краю34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 пос. Зеленый

Утверждено

 приказом по школе

                                                                                                                                                     от_________г. №____

М,П.

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Путешествие по родному краю»

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год

(базовый уровень)

Составитель:

Волченко Наталья Евгеньевна

2015 год

Пояснительная записка

        Знание прошлого своей страны — ключевое условие в понимании её настоящего и гарантия будущего процветания. Только в этом случае можно добиться успеха в настоящем и создать благоприятные условия для будущего процветания.

Программа «Путешествуем по родному краю» предоставляет возможность учащимся лучше узнать историю родной страны и ее культурное наследие. 

Особенности возрастной группы учащихся

       Данная программа ориентирована на обучающихся 4 классов. В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде. Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими.

Цели и задачи программы

       Цели программы:

 воспитание патриотических чувств у современных школьников;

      пробуждение интереса к изучению культурно-исторического наследия нашей страны;

      формирование гражданской сознательности.

       Задачи программы:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России;

 - сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений  между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

  - способствовать усвоению правил поведения в  музеях,  в общественных местах, в транспорте.

Особенности организации учебного процесса:

Для достижения планируемых результатов используются разнообразные технологии с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:

- игровые (проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира);

- технологии проектного обучения (по каждому разделу программы учащимся предлагается выполнить проект);

- технологии групповой деятельности (программа предусматривает уроки коллективной творческой деятельности);

- здоровьесберегающие.

Место курса    в  программе  внеурочной   деятельности

В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса. В программу включены три экскурсии (общее количество часов – 19). Данное количество часов на экскурсии отводится за счет сокращения учебных часов на аудиторные занятия.

Сроки реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на проведение занятий в течение  учебного года – 35 недель. Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете с игровой зоной,  школьной библиотеке.

Планируемые результаты освоения программы:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном аспекте на лучшие примеры исторического наследия страны;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-формирование гражданской сознательности,

-пробуждение интереса к историческому наследию страны.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; а также с использованием знаний, полученных во время экскурсий.

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний, оформлять результаты исследовательской работы;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России и своей малой Родины;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени».

Календарно-тематическое планирование

 урока в году

№ урока в четверти

Тема урока

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

Предметные

Личностные

Метапредметные

I четверть – 9 недель, 9 уроков

Путешествие по Владимирке

1

1

Вводное занятие.

«Мой край. Его прошлое и настоящее»

Осуществлять    поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Узнавать и знать выдающиеся памятники истории и культуры России и своей малой Родины.

Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Формирование

гражданской сознательности.

Пробуждение интереса к историческому наследию страны.

Познавательные УУД.:

Умение перерабатывать полученную информацию.

Умение делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.

Комуникативные УУД.:

Умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы,  донести свою позицию до других,  оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные.:

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

04.09

2

2

Школьный музей.

11.09

3

3

Техника безопасности и правила поведения во время экскурсии.

18.09

4

4

Зелёный (экскурсия) «Путешествие по Владимирке».

25.09

5-8

5-8

«Золотое кольцо Ногинска-обзорная экскурсия по Ногинску с заездом в исторический район Глухово

02.10

9

9

Что увидели, узнали о нашем Богородском крае.

30.10

I I четверть – 7 недель, 7 уроков

За пределами Богородского края.

10

1

Виртуальная экскурсия «Мой славный город»

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека.

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного и здоровьесберегающего

поведения.

Пробуждение интереса к культурному наследию страны.

П.: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение перерабатывать полученную информацию.

К.: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Р.: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

13.11

11

2

Правила поведения  при общении с дикими животными

.

20.11

12-15

3-6

«Путешествие в страну «Олению»-экскурсия в фермерское хозяйство д.Боровково

16

7

«Узнал, посмотрел – умей сказать спасибо.»

25.12

III четверть – 10 недель, 10 уроков

«От Петра до …» (10 ч)

17

1

За пределами Богородского края.

Повышение культурного уровня путем изучения культурного наследия своей страны.

Формирование чувства прекрасного.

Использовать естественнонаучные тексты  с целью поиска информации, создания собственных устных и письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

Осознание необходимости самосовершенствования.

Формирование гражданской позиции.

Пробуждение интереса к научному наследию страны.

П.: Умение строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, строить рассуждения.

К.: Формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р.: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

15.01

18

2

Художественные музеи России.

22.01

19

3

Виртуальная экскурсия «Залы Третьяковской галереи»

29.01

20-24

4-8

«История создания Российского флота»- экскурсия в Кремль в Измайлово.

25

9

Наши проекты:«Российский флот от Петра до …»

11.03

26

10

«Посмотрел, узнал – умей сказать спасибо».

18.03

I V четверть – 9 недель, 9 уроков

Эра космонавтики.

27

1

Наши проекты  «Научные достижения нашей страны».

Иметь представление об основных научных достижениях России

 и основных исторических датах в  жизни своего государства.

Осознание необходимости самосовершенствования.

Формирование гражданской позиции.

Пробуждение интереса к историческому наследию страны.

П.: Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме;

обобщать и делать выводы.

К.: Умение донести свою позицию до других

слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Р.: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного контроля.

Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

01.04

28

2

Викторина «Мы первые в космическом пространстве.»

08.04

29-34

3-8

Экскурсия в музей космонавтики

35

9

Обобщающее занятие. Что узнали. Чему научились.

27.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Интернет-материалы

2. Компьютер

3. Проектор

4. Интерактивная доска

Информационные сайты:

http://www.anoarvt.ru/dorogi-pobedy/o-programme/

            http://www.anoarvt.ru/muzei/

Лист согласования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по родному краю

В 2013ГОДУ КУЗБАССУ ИСПОЛНИЛОСЬ 70ЛЕТ.  мОЖНО ПРОВЕСТИ  ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ " сДНЁМ РОЖДЕНИЯ ,РОДНОЙ КРАЙ!"...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по родному краю"

Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения....

Путешествие по родному краю.

Данное мероприятие имеет краеведческую направленность. Знакомит детей с особенностями родного края....

Проект "Путешествие по родному краю"

Туризм – одна из популярных форм активного отдыха, но изучение природных и исторических объектов Сергиевского района остаётся в стороне....

Урок-путешествие по родному краю

Разработка урока кубановедения. Можно использовать в качестве классного часа....

Путешествие по родному краю

Литературно-музыкальное путешествие по родному краю....

День Знаний в 1 классе. Путешествие по родному краю.

В работе дан сценарий проведения  классного часа у первоклассников. Урок способствует сплочению классного коллектива и знакомству учащихся с малой родиной....