ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПОЗИЦИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Андриянова Елена Викторовна

Так, учителя нашей гимназии применяют следующие инновационные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектно- исследовательские технологии, информационно-коммуникативные технологии, технологии деятельностного типа обучения, здоровьесберегающие технологии, мониторинг интеллектуального развития, технология оценивания – направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учащихся, метод (технология) портфолио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПОЗИЦИЙ  ФГОС  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андриянова Елена Викторовна

учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецк

Новый ФГОС  определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения.
Внесены  изменения:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учащегося и преподавателя.

Чтобы уверенно планировать искомый результат, принимать верные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Инновационная образовательная технология- это комплекс из трех составляющих:

-развитие образовательных компетенций;  

-современные методы обучения;

-современная инфраструктура обучения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Современное образование развивает механизмы инновационной деятельности, находит творческие способы решения жизненно важных проблем, способствует превращению творчества в норму и форму существования человека.

Сегодня в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновационные технологии. Это зависит от традиций и вида учреждения.  

Так, учителя нашей гимназии применяют следующие инновационные технологии:

1. Развивающее обучение.

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания  передаются ученикам с применением деятельного подхода.

  1. Проблемное обучение.

Технология проблемного диалога позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Учащиеся ставят и решают проблемы.                                                                                                            Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это открытие и формулирование нового знания.

Слово «диалог» в названии технологии подразумевает, что постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Сначала учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему или вопрос для исследования, вызывая у учащихся интерес к новому материалу, формируя регулятивные УУД. Затем посредством диалога, учитывая разные мнения,  учитель организует поиск решения, «открытие» нового знания, формируя коммуникативные УУД.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с  мотивирующим приемом. 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся затруднение. Это могут быть противоречивые факты, разные точки зрения, столкновение разных мнений учащихся, а также противоречие между житейским представлением ученика и научным фактом.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побуждать репликами: «Кто думает иначе? Кто еще хочет высказаться?»

Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволит учащимся сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. При этом учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес применением  «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, эксперимент и т.д.

Таким образом, технология проблемно – диалогического обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, активизирует  их творческую и познавательную деятельность, формирует универсальные учебные действия.

3. Проектно- исследовательские технологии.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Учителю достаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти берутся из окружающей действительности, из жизни.

Проектно-исследовательские работы стимулируют развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, обучают проведению учебных исследований младших школьников, развивают творческую исследовательскую активность учащихся, стимулируют интерес к фундаментальным и прикладным наукам, вовлекают родителей обучающихся в учебно-воспитательный процесс.

  1. Информационно-коммуникативные технологии.

Им отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения. Сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

Опыт применения информационно-коммуникативных технологий показал, что существенно повышается мотивация учеников к изучению предметных дисциплин. Снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель». Повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы. А информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

  1. Технологии деятельностного типа обучения.

Данная технология предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Предполагает выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия.

Все данные образовательные технологии являются личностно-ориентированными технологиями. Они ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

В связи с введением ФГОС появляются новые (новейшие) педагогические технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии - позволяют создать комфортные условия для обучающихся.

  1. Иинформационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника.

Данная технология позволяет объективно,  проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана.

  1. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

  1. Технология оценивания – направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учащихся.

Какие же образовательные результаты обеспечивает технология оценивания?

Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности

Коммуникативные: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы  Личностные: толерантное отношение к иным решениям.

Существует семь правил данной технологии: ОЦЕНИВАЕМ

ЧТО?   Все действия! Но отметка за решение задачи.

КТО?   Ученик + учитель определяют отметку  в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.

СКОЛЬКО?  Одна задача – одна отметка. Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением.

ГДЕ?   В таблицах образовательных результатов (рабочий журнал учителя, дневник школьника) и в портфолио учащихся.

КОГДА?  Текущие – по желанию ученика, т.к. в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? Отметка ученика определяется  по универсальной шкале трех уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный), с переводом в любой тип отметок.

Итоговые отметки (за четверть, полугодие ) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года, а за блок тем, который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

  1. Метод (технология) портфолио.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки. Интегративность предполагает сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

● обучающую (создает условия для формирования основ ученической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

   Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Таким образом, применение возможностей современных подходов и  инновационных образовательных технологий, позволяет учителям нашей гимназии достигнуть сформированности следующих планируемых результатов и базовых компетентностей современного ученика:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

«Думать легко, действовать трудно, а превратить

                                    мысль в действие – самая трудная вещь на свете».

                                                                                                                 И. Гете  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.

Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проблемно-диалогического обучения младших школьников по предметам «Математика» и «Окружающий мир»...

Использование современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования

В проектной работе рассматриваются современные технологии, которые используются в начальной школе....

Использование современных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО

Опыт работы педагогов МОУ Удельнинская гимназия по использованию в учебной  деятельности современных педагогических технологий....