Адаптация первоклассников
статья на тему

Клычкова Алла Евгеньевна

В статье освещаются вопросы адаптации первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников

к новым условиям школьной жизни

       Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов  жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.

       Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребенок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Схематически это можно изобразить в виде треугольника.

Ученик

Учитель                                        Родители

        Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации  интеллектуальных и физических сил.

       Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоится в школе по - настоящему.   Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

         В последнее время в школах  России появилось множество образовательных программ.  Так же  широк спектр образовательных программ и в дошкольных учреждениях. Не всегда эти программы имеют стыковку между собой.  Это значительно осложняет процесс адаптации детей на новой ступени обучения. Уже в дошкольных группах воспитатели начинают работу по адаптации ребенка к школе.  Подготовка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучение, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др. Наличие этих качеств будет способствовать успешной адаптации первоклассников.

        Большое количество детей не посещают дошкольные учреждения.  Дети, получившие семейное воспитание, оказываются не готовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.        

        Педагогический коллектив нашей школы ведет целенаправленную  работу  с будущими первоклассниками. Работу можно условно разделить на несколько связанных между собой этапов.

      1 этап.  В  школе работает  подготовительный класс. Это отвечает интересам семьи, школы и самого ребенка. Занятия  проводятся  с октября по май по специальной программе (развитие речи, математика, занятия с психологом, занятия в компьютерном классе). Проводятся  учителем, который будет работать в первом классе.  70 % детей, которые посещали подготовительный класс,  пришли  к нам в школу.  

      2 этап. День открытых дверей. В прошлом году мы провели для детей подготовительных групп детского сада №7   праздник, посвященный Дню космонавтики «Зовут космические дали». Праздник был подготовлен и проведен учащимися четвертого класса. Зав. библиотекой радушно встретила будущих первоклассников и провела  с детьми викторину по сказкам. В кабинете информатики дети познакомились с компьютером и поиграли в компьютерные игры. В завершении дня будущие первоклассники получили подарки и буклет о школе.    

         Прошло уже полгода и можно сказать, что эти дети  быстрее и успешнее адаптируются к условиям школьного обучения.

      3 этап. Сотрудничество с родителями будущих первоклассников. В апреле прошло собрание для родителей будущих первоклассников с представлением образовательных и воспитательных программ в начальной школе, знакомством с учителями.

       Большинство детей в основном «готовы» к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса («я ученик»), готовность к выполнению стоящих перед ним задач поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий.

     Однако учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе  работать.

       Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, однако, некоторые долго не сближаются с одноклассниками и чувствуют себя одиноко, неуютно. Важную роль на этом сложном этапе вхождения в коллектив играет учитель. Поэтому для успешной адаптации первоклассников к  школе я провожу серии занятий «Давайте знакомиться», «Это – Я».  Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками и учителем облегчают адаптацию к школе.

Психолого-педагогической службой школы реализована программа практикума развития толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе.

   Толерантное поведение ребенка является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности. Толерантные установки и способы поведения помогают первоклассникам найти адекватные ситуации резервы собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых, быстрее психологически обжить новое пространство жизнедеятельности.

   Важным в период адаптации к школьной жизни является приобретение ребенком опыта психологически компетентного, конструктивного, толерантного взаимодействия с самим собой, другими и окружающим его миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.

  Предлагаемый практикум включал систему занятий, где в форме игры первоклассники апробировали  способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: "Я - другие", "Я - Я", "Я - культура" и "Я - мир".

  Цель программы: Развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе.

  Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка, расширение набора поведенческих паттернов, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений.  

      Задачи: 1.Развитие позитивного отношения к себе, другим.

                    2.Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.

                    3.Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.

                   4.Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.

                   5.Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".

 Занятия проводились с использованием групповых психологических тренингов, ролевой игры, релаксации.

 Реализация программы расширила образа мира ребенка, дети приобрели навыки толерантного взаимодействия, что облегчило процесс адаптации.

  Для этой же цели  в курс обучения первоклассников была введена программа «Образ и мысль», составленная специалистами американской организации  -  «Визуальное восприятие в образовании». Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства и имеет своей целью формирование  эстетической культуры учащегося. Задачами программы является создание условий для развития личности учащегося, в частности, таких качеств, как независимость и креативность мышления, способность к саморазвитию, решением нестандартных задач, толерантность. Программа  «Образ и мысль» решает целый комплекс педагогических проблем. В процессе ее осуществления дети не только знакомятся с произведениями искусства, учатся внимательно и вдумчиво рассматривать художественные произведения, формируют свое отношение к искусству, но и развивают речь и коммуникативные способности. У детей возрастает уверенность в себе, а это залог успешной адаптации к школе.

    Успешность адаптации во многом будет зависеть  от того, насколько гармонично будут складываться отношения «учитель - ученик». Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что дети разные. В каждом классе есть непоседы и медлительные дети, одним нужно подробно объяснять, помогать, а другие пытаются найти собственное решение самостоятельно, один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, различны внимание и память. Для выяснения особенностей каждого ребенка провожу анкетирование среди родителей в начале учебного года. Оно помогает построить учебный процесс уже с учетом индивидуальных особенностей детей, а также снизить трудности адаптации.    Дети различны по своим способностям и наклонностям, у каждого период адаптации протекает по-своему. Естественно, что необходимо вести индивидуальную работу с учащимися. С дезадаптивными первоклассниками психолого-педагогической службой школы проводятся индивидуальные занятия. Родители первоклассников могут получить  консультацию психолога.

     Следующей гранью взаимоотношений являются взаимоотношения между учителем и родителями. Первое родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников» мы начали с проведения игры-практикума «Корзина чувств». Родители называли чувства, которые они болезненно переживали в тот момент. Это позволило выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить их в ходе собрания. В ходе собрания были выработаны правила, которые помогут детям в общении с одноклассниками. Следующие собрания прошли по темам «Эмоции положительные и отрицательные», «Режим дня школьника». Индивидуальная работа с детьми показывает необходимость проведения индивидуальной работы с родителями. Ознакомившись на первом этапе с условиями жизни моих учеников, получив представление об интересах и наклонностях, я стараюсь давать педагогические  советы родителям  о режиме дня их ребенка, об организации домашних занятий и др.

            Никому не бывает так тяжело, как первокласснику: новый вид деятельности, новая окружающая среда, новые требования, несравнимые с теми, что были раньше, и,  как следствие, новые психологические проблемы, встающие перед ребенком. Помочь первокласснику преодолеть трудности адаптации, обрести себя как личность - это наша главная задача.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...