Программа работы с детьми ОВЗ
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_ovz_itogovyy.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 62 города Тюмени

        

Рассмотрено на МО  

Протокол № ___________

от «______»__________________2014 года

Согласовано.

Зам.директора по УВР ______________

«_____»_______________2014г.

Утверждаю.

Директор МАОУ СОШ № 62

Города Тюмени

______________О.З. Панина

 «____»_____________2014г.

 

                                                                                                         

                                                                                                         

Рабочая программа

3 класс

По педагогической коррекции

русский язык

2014 – 2015 учебный год

                           

                                                                                                 Составитель программы

Учитель начальных классов

                             Крюченкова Мария Игоревна

Тюмень, 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку для  обучающихся по адаптированной  программе для детей с ОВЗ разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2004 года.

Программа рассчитана на учащихся, имеющих задержку психического развития. Следует учитывать следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. 

Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

Ввиду психологических особенностей обучающихся ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

Познавательные задачи:

– формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

– развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

– овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

– обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

– воспитание обучающихся средствами данного предмета;

– развитие их логического мышления;

– обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

– формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, 34 часа в год продолжительность занятия 25 минут, согласно Учебному  плану МАОУ СОШ № 62 города Тюмени

Специальные коррекционные задачи

  • развитие приемов умственной деятельности, необходимых для владения начальным курсом русского языка;
  • развитие умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления;
  • выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала, с целью предупреждения ошибок.
  • активизация устную речь детей: сделать предметом их внимания слово и предложение.
  • уточнение, пополнение словарного запаса, постоянное соотнесение его с предметами, явлениями окружающего мира.

При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:

- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи; успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.

- преподносить новый материал предельно развернуто и доступно;

- значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…

- систематически повторять пройденный материал для изучения нового;

- учитывать индивидуальный подход.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во

Час.

темы

Требования к уровню подготовленности

учащихся

Звуки и буквы.

2

1

Фонетический разбор слов. Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Различие предложений по цели и интонации.

Умение  списывать по слогам с рукописного и печатного текста;      писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;      составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

1

Слова в предложении. Однокоренные слова. Корень. Средства устной и письменной речи.

Адекватное использование средств устной речи.

Орфограммы

6

2

Корень. Безударная гласная в корне слова. Слабые и сильные позиции согласного в корне слова.

Знание порядка букв в русском алфавите, деление слова на слоги, перенос слов, различение твердых и мягких согласных, правописание

 жи-  ши, ча -ща, чу -щу.

1

Сочетание слов в предложении по смыслу.

2

Использование разделительного ъ знака.

Написание слов с ь знаком.

1

Особенности правописания жи-  ши, ча -ща, чу -щу

Слово.

4

1

Слова, обозначающие названия предметов.

Имена собственные.

Умение выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Знание предлогов. Умение пользоваться словарем.

1

Слова, обозначающие действия.

1

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

Предлог.

Предложение

4

1

Построение простых предложений. Дополнение предложений по 1-2 вопросам

Умение закончить  предложение или дополнить его; ответить на заданные вопросы. Умение строить предложение, составлять рассказы. Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и  записать его.

1

 Составление предложений на заданную тему.

1

Составление предложений с употреблением косвенных падежей.

1

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Содержание программы

Связная речь

Составление под руководством учителя плана рассказа при помощи вопросительных или повествовательных предложений; написание изложения данного текста; составление и запись небольшого рассказа по серии картин; описание конкретных предметов; составление и запись под руководством учителя вопросов и ответов (по сюжетным картинам, по серии картин, йо прочитанному, по наблюдениям); написание поздравительной открытки, объявления, почтового адреса дома, школы.

Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего программного материала.

Чистописание

Ускоренное связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Упражнения по каллиграфии проводятся на занятиях  по 5—8 мин.

Слова с непроверяемыми написаниями: быстро, вместе, вокруг, восток, герой, дорога, желтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира, коллекция, комната, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, овощи, огород, огурец, однажды, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, ракета, растение, рисунок, север, сирень, скоро, солома, спасибо, столица, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, черный, четверг, чувство, яблоко1.

Примерное количество слов для словарного диктанта в 3 классе для детей с ОВЗ – 5 – 7.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2.Самостоятель

но предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого


Календарно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во

Темы

Дата

Направление коррекционных занятий

план

факт

Звуки и буквы.

1

Фонетический разбор слов. Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Различие предложений по цели и интонации.

3.09

Развитие слухового восприятия текста и отдельных слов. Развитие внимательности путём  списывать по слогам (комментируя) с рукописного и печатного текста;

Развития восприятия речи и интонаций путём разыгрывания сценок или диалогов, закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. Развитие речи, владение техникой чтения.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1

Слова в предложении. Однокоренные слова. Корень. Средства устной и письменной речи. Адекватное использование средств устной речи.

10.09

Орфограммы

2

Корень. Безударная гласная в корне слова. Слабые и сильные позиции согласного в корне слова.

17.0924.09

Развитие восприятия целостного предмета путем определения корня слова и использования этих корней для создания новых слов. Развитие внимания и мышления у детей с трудностями в обучении благодаря нахождению и объяснению безударных букв, слабых и сильных позиций;
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; Развитие комбинаторных способностей;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1

Сочетание слов в предложении по смыслу.

1.10

2

Использование разделительного ъ знака. Написание слов с ь знаком.

8.10

15.10

1

Особенности правописания жи-  ши, ча -ща, чу -щу

22.10

Слово.

1

Слова, обозначающие названия предметов. Имена собственные.

5.11

Формирование диалогической и монологической речи при использовании слов обозначающих различные части речи.

Формирование навыков соотносительного анализа путем определения частей речи; Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения понятиями и определениями);

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Развитие навыков каллиграфии;

1

Слова, обозначающие действия.

12.11

1

Слова, обозначающие признаки предметов.

19.11

1

Предлог.

26.11

Предложение

1

Построение простых предложений. Дополнение предложений по 1-2 вопросам.

3.12

Формирование умения планировать свою деятельность путём самостоятельной работы на занятии;

Развитие словесно-логического мышления умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями и использовать эту связь составляя свою речь как письменную так и устную.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

1

 Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

10.12

1

Составление предложений с употреблением косвенных падежей.

17.12

1

Составление предложений на заданную тему.

24.12

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО И СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКА

В программе подробно рассматривается работа с детьми шестого и седьмого года жизни, их подготовка к школе...

Программа работы с детьми шестого и седьмого года жизни в школе дошкольника

Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений но и общее развитие мыслительных операций восприятия внимания, памяти и других психических процессов....

Программа работы с детьми "группы риска"

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для ...

Программа работы с детьми группы риска

Представляю вам прогамму работы с детьми группы риска.В которой изложены основные положения и действи япо работе с данной категорией детей. Программа расчитана на один год...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Программа работы с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуации

Рабочая программа по работе с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуациии. Изменения социально-экономической ситуаци с и в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали ...