К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВТОРОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
статья на тему

Анциферова Алёна Викторовна

В данной статье описывается проблема развития мотивации второклассников с помощью проблемной технологии, приводятся примеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Анциферова

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВТОРОКЛАССНИКОВ  СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Восточно-Сибирская государственная академия образования,

г. Иркутск

Развитие мотивации учения младших школьников – одна  из центральных проблем современной школы, т.к. учебная мотивация – одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребенка. Целью федерально-государственного образовательного стандарта второго поколения  является становление самоопределения личности учащихся, которое включает в себя  развитие  мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности. С нашей точки зрения, средством, являющимся эффективным для развития у учащихся учебной мотивации, будет   использование проблемно-диалоговой технологии.

В психологии теория становления мотивации школьника разработана достаточно основательно. Выделены и исследованы особенности мотивации учения, определены виды мотивов, исследовано их влияние на успешность обучения, сформулированы общие принципы становления мотивационной сферы учения (А.К. Маркова, Т.А. Матис, М.В. Матюхина,  В.К. Вилюнас). Однако методического решения проблемы  развития положительных мотивов учения в полной мере еще не найдено.  Педагоги практики (Г.И. Щукина, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.В. Савин) основным средством развития положительной мотивации учения считают: игры, занимательный характер заданий, своевременная помощь учащимся при выполнении заданий и т. п. Как показывают современные исследования, все эти средства не создают   значимых и действенных мотивов учения: интереса к содержанию знания, понимание роли знаний как средства познания себя и мира, средства удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью развития мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей  развития учебной мотивации в процессе обучения. В  Стандарте  второго поколения выделяются различные активные методы, современные технологии обучения (информационно-коммуникативная, проблемно-диалоговая технология, проектная, технология уровневой дифференциации, технология формирования типа правильной читательской деятельности).  В нашем исследовании развитие учебной мотивации будем рассматривать на примере использования проблемно-диалоговой технологии.

 Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: « К проблеме развития учебной мотивации второклассников средствами проблемной технологии».

   В исследовательской работе под учебной мотивацией мы будем понимать - положительное отношение учащихся к учебному процессу, их заинтересованность, вовлеченность в выполнение  учебных  заданий и, в общем, в учебную деятельность, а также  мотивация является  основным  источником  активности учащихся (стремление, потребность выполнить какую-либо деятельность).  Авторы  понятие «учебная мотивация» определяют следующим образом:

В. Г. Асеев включает в понятие мотивации все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, мотивационные установки и т.д. [1, с. 7].    

      Согласно А. К. Марковой учебная мотивация –  совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [2, с. 25].      

Согласимся с утверждением В.С. Мерлина: необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний». [3, с. 4] Часто школьники учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Тем самым учебная мотивация  должна идти не через принуждение, а через осознание.

Младший школьный возраст имеет большие резервы  развития  мотивационной сферы учения: начиная с 1 класса, у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.  

Развитие учебной мотивации связано  не только с организацией учебной деятельности, но и с формированием личностных универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями авторы (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская) понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2]. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Для лучшего понимания взаимосвязи личностных УУД и мотивации учения мы проанализировали критерии, которые являются показателями  развития мотивации (А.Г. Асмолов) и выяснили следующее: критерием самопознания является положительное отношение к школе, а критерием  смыслообразования - сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; сформированность учебных мотивов.

Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Следовательно, формирование УУД и развитие мотивации учения – взаимосвязанный процесс.  

В контексте исследуемой проблемы  рассмотрим «проблемно-диалоговую  технологию» (ПДТ). Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога [4, с. 3]. Проблемно-диалоговая технология обеспечивает формирование у учащихся умения решать проблему с помощью диалога. В процессе работы учитель может использовать разнообразные приемы, которые развивают интерес, познавательную потребность, а также формируют личностные универсальные учебные действия («яркое пятно»,  демонстрация непонятных явлений), «актуальность», противоречия и др.). 

Исследование осуществлялось в четыре этапа. На первом, теоретическом этапе, нами были рассмотрены и проанализированы понятия «мотив», «мотивация», «учебная мотивация», «универсальные учебные действия», «проблемно-диалоговая технология», возрастные особенности развития учебной мотивации младших школьников.

Задачей второго, констатирующего, этапа являлось выявление  у младших школьников уровня развития учебной мотивации.  Для достижения задачи второго этапа  нами были выбраны следующие методики: модифицированная методика изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга, анкета Н.Г. Лускановой,  методика изучения мотивации учения [6]; метод наблюдения.

Представим результаты некоторых методик в виде диаграммы 1:

Сравнительные результаты проведенных методик

 по изучению развития мотивации учения

Рис. 1 Сравнительные результаты исходного уровня развития мотивации по результатам методики изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга и анкеты Н.Г. Лускановой.

Таким образом, мы видим, что уровень развития учебной мотивации у второклассников соответствует в большей степени низкому и среднему уровню. Следовательно, необходима работа по развитию учебной мотивации учащихся.

На обучающем этапе экспериментального исследования нами была разработана и апробирована программа развития мотивации учения младших школьников на уроках средствами проблемно-диалоговой технологии.  Покажем обучающий этап эксперимента на примере фрагмента урока по окружающему миру (автор курса О.Т. Поглазова) по теме: «Человек – часть живой природы» с использование приема – столкновение разных мнений учащихся.

Цель:  научить детей  рассуждать, наблюдать, делать выводы

Задача для учителя:  выделить существенные признаки групп животных; определить место человека среди групп животных.

Практическая задача:  разделим животных на группы

Содержание:   картинки животных – окунь, медведь, тигр, муха, лещ, воробей, муравей, человек.

Операционно-деятельностный:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап. Постановка проблемы

Ученики работают возле доски.

Задание: разделите животных на группы

Учитель добавляет картинку с изображением человека.

Задание: Куда поместим эту картинку?

- Задание было одно: к какой группе отнесем человека, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

- Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске

II этап. Решение проблемы. 

Каждой группе  учащихся дается задание на листочках с определенной   группой животных, где указаны отличительные признаки и способности  животных, относящихся к этой группе.

Задание:  Отметьте те признаки и способности животных, которыми обладает и человек. Сделайте вывод: можем ли к этой группе отнести человека.

- Значит, ребята, какой вывод можем сделать?

Задание: прочитайте в учебнике, правильно ли мы сделали вывод.

Ученики по одному выходят к доске и образуют какую-то одну группу, проговаривая общие признаки животных той или иной группы.

Ученики в замешательстве, некоторые предлагают варианты:

- Поместим к рыбам, потому что я слышал по телевизору, что человек произошел от рыб.

- Я думаю, что человек ни к какой группе не относится. Это отдельная группа – люди.

- А мне кажется, нужно поместить к группе млекопитающих.

 Несколько мнений: либо человек относится к группе рыбы, либо к млекопитающим, либо образует отдельную группу.

Мы не знаем, к какой  группе животных отнести человека (формулировка проблемы)

 - К какой группе относится человек

 (формулировка темы урока или вопроса для исследования)

Ученики работают в группах.

Выполнив задание, один представитель из группы выходит рассказывать, доказывая точку зрения своей группы. Если он в чем-то затрудняется, остальные члены группы помогаю ему, что-то поясняют, аргументируют.

Например:

-Мы рассматривали группу животных – рыбы. Отметили, что у человека, как и у рыб, тоже костный скелет. Человек тоже может быстро плавать при условии, если у него есть специальное приспособление – ласты, акваланг.  Но ни чешуи, ни плавников и др., что есть у рыб, у человека нет. То есть схожих признаков у рыб и человека мало. Мы сделали вывод, что человек не относится к группе рыбы.

Так каждая группа защищает свою точку зрения, выделяя общие признаки человека и какой-то группы животных. Приходят к тому, что  лишь одна из всех представленных групп животных имеет больше сходств с человеком и их объединяет главный общий признак – вскармливать детенышей молоком – группа млекопитающих.

- Человек – часть живой природы и относится к группе млекопитающих.

Ученики читают и подтверждают вывод, к которому пришли.

Итак, при  выполнении задания, когда нужно было поместить  картинку с  человеком к одной из групп животных, ученики были очень удивлены: как это человек может относиться к животным и к какой-то группе?! Когда начали предлагать варианты, гипотезы о том, куда поместим картинку с человеком и почему, заметен был неподдельный интерес, каждый предлагал свой вариант, пытался доказать его. Задание в группах ученики выполняли с увлечением, каждый был активным участником учебного процесса  (даже слабенькие ученики высказывали свое мнение, предлагали варианты решения проблемы). Детям было интересно узнать истину, куда же человек (и они в том числе) относится.  

  Следовательно, использование данного приема помогло детям, во-первых, определить тему урока (вопрос для исследования),   во-вторых, «открыть»  знание  самостоятельно. Можно сделать вывод, что ситуация затруднения, недоумения, стремление найти правильный ответ,  потребность   второклассников в  «открытии» еще чего-то нового, незнание сделать знанием, - все это говорит о проявлении у них познавательного мотива и, как следствие, учебной мотивации.

Применяя проблемно-диалоговую технологию, мы заметили, что дети стали увереннее вести себя на уроках:  они не боялись допустить ошибку, предлагая различные варианты решения какой-либо проблемы, так как знают, что товарищи им помогут разобраться в ней. Стали высказывать свою точку зрения не просто так, а, доказывая ее. Дети стали с интересом и увлечением выполнять различные задания, которые помогут им в «открытии» нового знания или способа действия.

На последнем этапе нашего исследования будет проведена контрольная диагностика учащихся, которая позволит оценить уровень эффективности проведенной нами работы.

Литература

  1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  4. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. / Под ред. В. С. Мерлин. – М., 1971. – 332 с.
  5. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.  
  6. http://psycholog-school.ru/diagnostics/diagnostics-to-motivations-of-the-teaching.php