К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
статья на тему

Анцифирова Алёна Викторовна

Данная работа представляет собой статью, посвященную актуальной проблеме в современной школе - развитию учебной мотивации младших школьников. Один из путей решения обозначенной проблемы автор видит в применении проблемной технологии на уроках. В статье предлагается пример фрагмента урока по обучению грамоте (УМК "Гармония").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_formirovaniyu_motivatsii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

 Формирование мотивации учения - одна из центральных проблем современной школы, т.к. мотивация – одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребенка. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Целью федерального государственного образовательного стандарта (далее Стандарт) является становление самоопределения личности учащихся, которое включает в себя  развитие  мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.  В соответствии со Стандартом второго поколения, к числу главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Таким образом, работа по новым образовательным стандартам способствует саморазвитию и самореализации учащихся. Ученые, учителя отмечают, что эффективным средством  формирования у учащихся учебной мотивации будет использование  проблемного обучения.

Под учебной мотивацией мы понимаем положительное отношение учащихся к учебному процессу, их заинтересованность, вовлеченность в выполнение  учебных  заданий и, в общем, в учебную деятельность, а также  как   основной источник  активности учащихся, стремление, потребность выполнить какую-либо деятельность. В своем исследовании мы опирались на труды А.К. Марковой, Т.А. Матис, М.В. Матюхиной.

В. Г. Асеев включает в понятие мотивации все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, мотивационные установки и т.д. [1, 7].

А. К. Маркова рассматривает мотивацию как ту психологическую реальность, «которая стоит за положительным отношением школьника к учению» [2, 53].

Согласимся с утверждением В.С. Мерлина: необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний» [3, 4]. Часто школьники учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Тем самым учебная мотивация  должна идти не через принуждение, а через осознание.

Младший школьный возраст имеет большие резервы  развития  мотивационной сферы учения: начиная с 1 класса, у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.  

В контексте исследуемой проблемы  рассмотрим «проблемно-диалоговую  технологию». Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога [4, 3]. Проблемно-диалоговая технология обеспечивает формирование у учащихся умения решать проблему с помощью диалога. В процессе работы учитель может использовать разнообразные приемы, которые развивают интерес, познавательную потребность, а также формируют коммуникативные универсальные учебные действия.

В данной статье мы остановимся на использовании приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, потому что не знаю.

В 1 классе было организовано исследование по данной теме.

Рассмотрим фрагмент  урока по  обучению грамоте. На предыдущем уроке дети изучили разделительный «ь»,  роль мягкого знака перед буквами е, е, ю, я с целью обозначения звука [й'] и своего звука ([э] [о] [у] [а]). Это знание позволит учащимся быть активными участниками диалога.

Цель:  научить детей  рассуждать, наблюдать, делать выводы

Задача для учителя:  изучить разделительный Ъ; изучить новые способы обозначения звука [й'] на письме.

Практическая задача: выполним звуковую схему слов ел и съел.

Содержание:  слова ел, съел

Операционно-деятельностный:

(На доске  двумя учениками выполняется звуковая схема данных слов:  и )

У:  Теперь, ребята, обозначим каждый звук в схеме своей буквой.

(Выходят другие два ученика и обозначают звуки буквами:   и       ).

У:  Хорошо. Посмотрите, что у нас получилось. Все верно? (первое слово «ел» получили правильно, а второе – нет;  когда мы говорим слово «съел»,  то слышим два звука [й'] и [э], которые дает нам буква е, а на схеме получилось слово не «съел» а «сел») - возникновение проблемной ситуации.

У:  Как же быть? (ученики затрудняются)

У: Что сегодня нужно узнать на уроке? (Ученики формулируют тему урока: Какие еще есть способы для обозначения звука [й']?)

(Учитель выкладывает на доске слова «ЕЛ» И «СЕЛ»)

У: Ребята, почему в первом случае буква «е» дает два звука? (буква «е» стоит в начале слова»)

У: А во втором случае, где расположена буква «е»? (в середине слова)

У: Так. Буква «е» стоит в середине слова и должна дать тоже два звука [й'] и [э]. Мы звук [э] слышим в слове «сел», но ведь у нас слово другое, где есть еще звук [й']. У кого есть предположения, как сделать так, чтобы буква «е» дала два звука и у нас получилось нужное слово?

 (Предположения учащихся: нужна какая-то другая буква; буква «ь» помогает обозначить два звука)

У: Проверим, подставив разделительный «ь».

(Ученик выходит к доске и подставляет карточку в слово с буквой «ь» - СЬЕЛ)

У: Прочитаем слово. (Ученики читают, но нужное слово снова не получается).

у: У нас еще есть одна неизученная буква, которая похожа на «ь»! Может быть, она поможет в обозначении звука [й']?

  У: Действительно, у нас осталось последняя неизученная буква. Кто знает, как она называется?

(Некоторые ученики затрудняются, а некоторые говорят, что это буква  твердый знак)

У: Правильно, ребята, это оставшаяся буква называется разделительный твердый знак. А раз твердый знак, то и читать будем…? (твердо)

(Учитель показывает карточку с изображением новой буквы)

У: Попробуем ее подставить в наше слово. (СЪЕЛ)

у: Получилось нужное слово!

у: И буква «е» дает два звука [й'] и [э].

у: Теперь мы обозначили звук [й'].

У: Значит, ребята, какую новую букву мы узнали? (разделительный «ъ»)

У: Какой еще есть способ обозначения звука [й'] на письме? (с помощью «ъ»)

(Затем проводятся наблюдения за тем, где должен стоять «ъ» для обозначения двух звуков букв е, ё, ю, я).

   Итак, при  выполнении задания, когда ученики затруднялись в  обозначении звука [й'] и получить слово «СЪЕЛ»,  видна была их заинтересованность в разрешении проблемной ситуации. Дети были в недоумении, почему же не получается нужное слово.  

  Использование данного приема помогло детям, во-первых, определить тему урока,   во-вторых, «открыть» новый способ действия самостоятельно. Можно сделать вывод, ситуация затруднения, недоумение, стремление найти правильный ответ,  потребность  первоклассников в  «открытии» еще чего-то нового, незнание сделать знанием, - все это говорит о проявлении у них познавательного мотива и, как следствие, учебной мотивации.

Литература

  1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
  2. Маркова, А. К.  Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст] / А. К. Маркова //  Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 47 – 59.
  3. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. / Под ред. В. С. Мерлин. – М., 1971. – 332с.
  4. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»

В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы  как ее повысить....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.

    Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...

Презентация "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке"

Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке....

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВТОРОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье описывается проблема развития мотивации второклассников с помощью проблемной технологии, приводятся примеры...

Современное техническое средство - интерактивная приставка TRIUMPH BOARD PORTABLE SLIM поможет развитию учебной мотивации.

Как использовать интерактивную приставку TRIUMPH BOARD PORTABLE SLIM в начальной школе...

Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.

Как показывает  практика, успехов в обучении детей можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства»....