Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.
статья (1, 2 класс) на тему

Хоршева Елена Петровна

Как показывает  практика, успехов в обучении детей можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Занимательные игры во внеурочной деятельности,

 как средство формирования и развития учебной мотивации.

Хоршева Елена Петровна, учитель  начальных классов

МБОУ  «Основная  общеобразовательная школа  № 33"

Киселёвского городского округа,

Кемеровской области

Как показывает  практика, успехов в обучении детей можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства».

И в качестве эпиграфа к выступлению хочу привести высказывания основоположника отечественной педагогики  Ка́птерева Пётра Фёдоровича 

Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»  

 Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др.  Основой и сутью обучения и воспитания в младшем школьном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие и воспитывающие.  Решение обучающей и воспитывающей задач требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.  То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей  через дидактическую игру, то есть  « учить, воспитывать играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.  С этой целью использую ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей младшего школьного возраста. 

 При введении дидактической игры во внеклассные  занятия, используя различные игровые приемы:

Создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес  к изучаемому материалу. Это могут быть : Зайчик ( игрушка или плоскостное изображение), Незнайка, Почтальон Печкин, Буратино и т.д.  Для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного (или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь  ему выполнить какое – либо задание, или  проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям. 

Настольно – печатные игры  использую как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания:  «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что  сначала, что потом?» (дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета),  «Где это я видел?» и др.

Игры с предметами или игрушками – это сюжетно – дидактические игры и игры инсценировки. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения:  «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Словесные игры способствуют  развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также  развитию связной  речи.  Например, игра: «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож»,  и др.  При помощи этого приема развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,

Используя дидактические игры и упражнения отмечается, что дети быстрее вникают в суть  материала. Кроме того:

  • повышается   речевая  мотивация, успешно развиваются  коммуникативные навыки;
  • обеспечивается психологический комфорт;
  • дети запоминают большое количество речевого материала;
  • активизируются  высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры  универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от  собственной  фантазии и желания работать с детьми  интересно.

 Предлагаю методические рекомендации к использованию                                  дидактических игр в работе 

      1.       Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры в работе.

      2.       Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям.

      3.      В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача;

       4.       При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют формированию, совершенствованию новых знаний,

        5.       Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски ( в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.

        6.      Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься  познавательным  трудом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Статья на тему; «Воспитательная работа во внеурочной деятельности, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.»

Цель данной статьи помочь учителю  организовать воспитательную работу во внеурочной деятельности. Помочь сформировать личность способную к творчеству и самоопределению...