Повышение качественной успеваемости через формирование и развитие учебной мотивации учащихся путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Лебедева Наталья Владимировна

Статья раскрвает влияние ИКТ на развитие учебной мотивации младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качественной успеваемости через формирование и развитие учебной мотивации учащихся путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь».

Василий Ключевский

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации.

Опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Кроме того, подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них.

Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности.

На интерес школьника к учебной деятельности влияет содержание обучения, способ раскрытия учебного предмета, проблемность обучения, организация работы над предметом малыми группами, игровой характер учебно-познавательной деятельности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода, стиль педагогического взаимодействия, использование наглядности в обучении, творческие работы по разным предметам, участие в предметных олимпиадах, научно – исследовательская деятельность, проектная деятельность учащихся, использование  ИКТ.

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют  преимущества.

 1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

 2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока;

 3. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.

 4. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В том числе и самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний.

 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.

 6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

 - в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную (использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным);

 - большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Также я обратила внимание, что применение полученных знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения:

 1.  занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

 2. ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

 3. мультимедиа - учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок.

 Работа на занятиях младших школьников с использованием ИКТ  чётко продумана и дозирована.    

 ИКТ используется на любом этапе. Проводить занятия с опорой на мультимедиа презентацию; использовать аудио-, видео фрагменты; компьютерные тесты( в частности созданы самим учителем); электронные учебники; электронные сборники-тренажёры; электронные практикумы; кроссворды; электронные информационные издания (словарь, справочник, энциклопедия и т.п.); компьютерные обучающие программы, хрестоматии (сборник оригинальных текстов, иллюстраций); дополнительные учебные материалы (включая учебные пособия); подготовка печатных раздаточных материалов (контрольных, самостоятельных работы, дидактических карточек для индивидуальной работы и т.п.)  

 Использовать ИКТ можно следующими способами:  

 • Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Имеет смысл его использовать при опросе или обобщении.

 • Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.

 • Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

Мультимедийные технологии используют:

 • Для обозначения темы.

 • Как сопровождение объяснения учителя. Создают для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные выводы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.

В ходе медиапрезентации организовывают следующие формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная, работа малыми группами; применяют частично – поисковый и проблемный методы.

 Экономится время для изучения конкретного материала, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Так как повышается эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления  не поворачиваюсь к доске, таким образом, не теряют контакта с классом, не тратят время на выписывание текста на доске и т.д.

Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса.  Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”.  

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.  

 Учащиеся поэтапно знакомятся с программами Word, Power Point и учатся делать презентации и мультимедийные слайд-шоу,  создавать электронные физминутки. Свои работы они используют  на занятиях.  

После этого я пришла к выводу, что совместная работа урочной и внеурочной деятельности с использованием ИКТ очень велика и необходима.

 Таким образом применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует положительной динамике в развитии учебной мотивации младших школьников.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер и педагогической деятельности.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.

    Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...

Влияние групповой работы на формирование и развитие учебной мотивации

В работе рассматривается подход к развитию группового мышления при работе с младшими школьниками. Приводятся пошаговые рекомендации учителю для развития учебной мотивации. Подобная организация группов...

Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.

Как показывает  практика, успехов в обучении детей можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства»....

Доклад "Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике"

Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников можно назвать одной из главных задач школы....

Развитие учебной мотивации и познавательной активности на логопедических занятиях с младшими школьниками с ЗПР

В данной статье представлено теоретическое обоснование и практические приемы формирования и развития учебной мотивации и познавательной активности у детей младшего школьного с задержкой психического р...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Учебная мотивация определяет поведение и деятельность ученика. (Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ...