Программа по внеурочной деятельности 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Первакова Наталья

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс, доработанна мною.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimat_matem.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов,

регламентирующих организацию внеурочной деятельности:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября

2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.,

регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом

Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в

Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части

минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных

помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г.

№ 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г.,

регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы

в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части

охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом

Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в

Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее

образование).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

начального общего образования (гигиенические требования)

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в

образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные

программы начального общего образования

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в

рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное

развитие обучающихся.

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная

математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы

внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа

внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. //

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.

Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

 Отличительной особенностью данной программы является то, что

программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых

определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и

необычностью математической ситуации, что способствует появлению у

учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а

также формированию умений работать в условиях поиска и развитию

сообразительности, любознательности.

 Программа предназначена для развития математических способностей

учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической

грамотности, коммуникативных умений младших школьников с

применением коллективных форм организации занятий и использованием

современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного

поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,

знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение

элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят

обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в

своих силах.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на

воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет-

рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до-

казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть

использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и

умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших

школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной

деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью

в программу включены подвижные математические игры, последовательная

смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия,

что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения

математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах

классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое

общение между детьми (возможность подходить друг к другу,

переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий

целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип

свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного

и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут

принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,

творческое воображение, наблюдательность, последовательность

рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной

математики;

 развитие краткости речи;

 умелое использование символики;

 правильное применение математической терминологии;

 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,

сосредоточивая внимание только на количественных;

 умение делать доступные выводы и обобщения;

 обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической

грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-

гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять

простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного

общения на занятиях.

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года

Программа «Занимательная математика» реализуется в

общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное

время в объеме 25 часов в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная

и любопытная информация, занимательные математические факты,

способные дать простор воображению.

Формы и режим занятий

 Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

 Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это

тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.

Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,

экскурсии по сбору числового материала, сказки на математические темы,

конкурсы газет, плакатов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Занимательная математика»

Личностные результаты:

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и

управлять ими.

- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

-Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов

действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные результаты:

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

- Умение ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева»,

«перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

- Доказывать способ верного решения;

- Опровергать неправильное направление поиска;

- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере;

- Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих

предметах геометрические формы;

-Уметь различать существенные и несущественные признаки.

Учебно-тематический план

Содержание программы

1.Математические игры (10 ч)

Встреча на планете Математика.

Игра на развитие восприятия. «Залатай коврик».

Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке».

«Расставь знаки по образцу».

Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении».

«Запомни пары слов».

Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?»

«Найди ключ к отгадке».

Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля».

«Где произойдёт стыковка космических кораблей?»

2.Сложение и вычитание (11ч)

№ п/п

Темы занятий

Форма занятия

Ко – во часов

Дата

1.

«Вычислительные машины».

Беседа

1

2.

«Лучший лётчик».

Беседа

1

3.

«Как узнать задуманный день недели?»

Практическое занятие

1

4.

Отгадай задуманное число.

Математическая игра

1

5.

Логические задачи на раскрашивание.

Дидактическая игра

1

6.

Игра – путешествие «В цирке».

Игра- путешествие

1

7.

Выпуск математической газеты (устные вычисления).

Практическое занятие

2

8.

Задачи в стихотворной форме.

Игры на развитие смекалки.

1

9.

Занимательные математические игры.

Игра на развитие восприятия.

1

10.

«Кому подаётся мяч?»

Игра на развитие внимания.

1

11.

Математическая эстафета.

Занятие – эстафета.

1

12.

Логические квадраты.

Беседа

1

13.

Математический лабиринт «Догони-ка!».

Практическое занятие.

1

14.

Задачи на сообразительность.

Игры на развитие смекалки.

1

15.

Необычные приёмы устных вычислений.

Практическое занятие

1

16.

Провоцирующие задачи.

Игры на развитие смекалки.

1

17.

«Проведи корабли точно по курсу».

Дидактическое занятие –игра по геометрии

1

18.

Игра «Шифр».

Занятие – игра

1

19.

«В гостях у Золушки» ( решение задач).

Решение занимательных  задач

2

20.

Загадки-обманки.

Беседа

1

21.

Загадки – обманки.

Контрольное занятие

1

22.

Занимательные математические игры.

1

23.

Тест «Проверь себя».

1

Итого:

25 часов

Список литературы

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная

математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и

упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,

1995.

6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:

Академкнига/Учебник, 2002.

7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.:

«Грамотей», 2004.

10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными

вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.

11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе.

М.: «Панорама», 2006.

12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

13. Веденина В.П., Федотова В.А. Математика. Внеклассная работа. М.:

Пособия для детей.

Тренировочные задания по математике. 1 кл. ФГОС . Л.П. Николаева, И. В. Иванова.- М.: Издательство «Экзамен», 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...