Работа с одаренными детми на уроках математики и во внеурочное время
материал на тему

Фахрисламова Зиля Фатиховна

Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время

(Выступление на семенаре)

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Кавзияковская ООШ»

Фахрисламова Зиля Фатиховна

2012 год

Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время

Введение

  1.  Работа с одаренными детьми на уроках математики.
  2.  Работа с одаренными детьми во внеурочное время.
  3.  Заключение
  4.  Список использованных источников.

Введение.

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Оценка  конкретного  ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным  показателем   его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что  признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при   организации работы  с одаренными детьми.

Проявление детской одаренности зачастую очень трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом благоприятных условий жизни данного ребенка.

Исходя из этого, в практической работе с детьми следует использовать вместо понятия «одаренный ребенок» понятие « признаки одаренности» (или «ребенок с признаками одаренности»).

  Поведение ребенка с признаками одаренности определяется некоторыми отличительными признаками:

  • Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в  заданной ситуации;
  • Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
  • Сформированность качественно  своеобразного индивидуального стиля деятельности , выражающегося в склонности « все делать по- своему» с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции
  • Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют о том, что одаренные дети , как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях , сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
  • Повышенная избирательная чувствительность  к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, растениям и.д.) либо к определенным формам собственной  активности (физической, познавательной, художественно - выразительной и т.д.), сопровождающаяся ,как правило, переживанием  чувства удовольствия.
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким –либо предметом , погруженность в то или иное дело. В связи с этим  как следствие высокая степень трудолюбия и упорства.
  • Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда,  склонность ставит сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.                                                                                                                                                      

Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении .

Работа с одаренными детьми на уроках математики.

Некоторые ученики отличаются от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошей сообразительностью, прекрасной смекалкой, большой изобретательностью, быстрее, чем другие, переходят от конкретного к отвлеченному, вернее других делают обобщения, их внимание привлекают частные и общие свойства чисел и действий.

Дети с повышенными математическими способностями также нуждаются в особом внимании к ним, в специальных занятиях, потому что работа, рассчитанная на так называемого среднего ученика, их не удовлетворяет.

Чтобы не падал интерес к математическим знаниям у наиболее способных детей, необходимо проявлять специальную заботу. На уроке к ним можно предъявлять повышенные требования, предлагая им обосновывать свой ответ, точно выражая свои мысли, выполнить вычисления быстро и безошибочно, дать оригинальное решение задачи; их следует привлекать на помощь другим учащимся.

На занятиях устраиваемых специально для способных учеников, большое место должна занимать работа по изысканию различных способов решения задач разного характера. Детей надо приучить к тому, чтобы они давали сравнительную оценку различным способам решения задач, выбирали из них наиболее рациональное и остроумные.

Очень важно детей, проявляющих интерес к математике, научить находить ответы на свои вопросы в соответствующей математической литературе.

Основной формой организации учебного процесса  остается урок.

Формы проведения  уроков:

  • Урок-лекция
  • Урок-конференция
  • Урок-зачет
  • Урок защиты проектов
  • Урок- семинар

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии , диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках лекционно-семинарской  формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий, в условиях деления класса на подгруппы при изучении  профильных  дисциплин.

Творческие умения самостоятельной работы

  • Уметь видеть проблему;
  • Уметь сформулировать проблему;
  • Уметь выдвинуть гипотезу;
  • Уметь составить план решения проблемы, задачи;
  • Уметь делать обобщение, выводы;
  • Уметь систематизировать материал;
  • Уметь составить доклад по теме ( с использованием разных источников)
  • Уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);
  • Уметь решить задачу;
  • Уметь делать прогноз.

Организационно- рефлексивные умения

  • Уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);
  • Уметь анализировать свою деятельность  ( вычленять успешные и неудачные  способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
  • Уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психические состояния

Методы и средства обучения.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личных качеств. Применительно к обучению

Интеллектуально одаренных учащихся , безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:

  • Проблемные
  • Поисковые
  • Эвристические
  • Исследовательские
  • Проектные    
  • в  сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Работа с одаренными детьми во внеурочное время.

В чем отличие классной работы от внеклассной?

Классная работа ведется по программе, а внеклассная работа строится на основе принципа добровольности, активности и инициативы учащихся. Внеурочные работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах. Внеурочная деятельность по математике предполагает подготовку к олимпиадам по математике и конкурсу «Кенгуру», «Олимпик», «Меташкола».

Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы сказок и стихов и многое другое.

Большую пользу для учеников, имеющих особую склонность к точным наукам принесут беседы по математике, во время которых рассматриваются некоторые свойства чисел и действий и их применения, сообщаются некоторые сведения из истории математики. Содержание бесед должно быть доступным для учеников и по форме изложения, и по объёму, и по трудности.

Заключение.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Что же касается математики, то эта наука всегда будет важной и всегда будет важно уметь считать, кем бы ты ни стал в будущем.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

Список использованных источников

  1. Основы методики начального обучения математике- М., 1982
  2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. 
  4. http://festival.1september.ru/articles/593595/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время

Целью своей педагогической деятельности  при работе с одаренными детьми считаю,                                 ...

Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время

Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...