Выступление на педсовете "Современный учитель"
статья на тему

Азизова Виолетта Станиславовна

Материал предоставлен для учителей. Здесь собраны как исторические факты, так и современное видение проблеммы "Какой должен быть современный учитель". Презентация помогает вспомнить, прочувствовать этапы развития педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_uchitel_no1.doc57.5 КБ
Office presentation icon proishozhdenie_pedagogiki_kak_nauki.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Современный учитель

Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане».

Я.А.Коменский 

Восточная мудрость гласит:

                 « Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека».

              Думать «навек вперёд» - основная профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее и конкретного человека, и государства в целом. От того, каким будет педагог в глазах своих учеников, от его имиджа, зависит многое

              Современный учитель - это тот, кто обучает своих учащихся в соответствии с требованиями, которые существуют в современном обществе. Кроме того, нельзя сказать, что современный учитель не использует традиционную модель обучения, он создает свою собственную уникальную модель обучения в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

               Современный учитель – это, конечно же, человек, шагающий в ногу со временем, принимающий современные достижения. Главным методом современного учителя, как и всегда должно стать убеждение, а не принуждение. Да, современный учитель должен применять современные педагогические технологии, но не в ущерб лучшим человеческим качествам. Учитель на все века остается, прежде всего «наставником души».

                Педагог – человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляют высокие требования, т.к. он воспитывает культуру личности, создаёт культуру последующих поколений. «Учитель создаёт нацию».    В этом древнем изречении состоит социальный и гуманистический смысл учительского труда.

Сегодня мы с вами попробуем определить  универсальный образ учителя. Каким должен быть современный учитель?

Происхождение педагогики как науки

 А) было это ок. 625 лет до н.э. 

«Педагогика» - слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» - дитя и «ago» - веду, воспитываю. Буквальный перевод - «детовождение» или искусство воспитания

  Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле - вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать..
 

Б)Крещение народа князем Владимиром

Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу.

Христианство приобщило  страну к византийской и западноевропейской культурам.  Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах.
В древнерусских училищах изучались такие предметы как грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти же предметы изучаются и в современной школе

В) Игра  «Какие предметы были у первых учеников?»

-Вы называете возможные предметы, их характеристики. Я отвечаю ДА или НЕТ

 АРИФМЕТИКА, ГРАММАТИКА

Мудрые мысли о педагогах

1 лист Выдающийся русский публицист XIX  века В.К. Белинский считал, что: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность».

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)

2 лист «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». (В.А. Сухомлинский)

«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».  (А.С. Макаренко)

3лист  Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».  (К.А. Гельвеций)

 4лист «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».  (И.Г. Песталоцци)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

                                                                     ( А. Дистервег )

Важные профессиональные качества педагога:

Давайте посмотрим на  профессиональные качества учителя со школьным юмором.

Педагогические способности Педагогические способности характеризуют как умственную, так и эмоционально – волевую сторону личности. Все эти качества тесно взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. (за основу взята схема, предложенная Ф.Н.Гоноболиным).


1.Дидактические способности Учитель умеет, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным.

Учительница вносит в класс компьютер. Ставит на стол. Спрашивает у учеников:

- Дети, сколько на столе компьютеров?

- Оди-ин. С трудом учительница вносит в класс второй компьютер.

- Дети, сколько на столе компьютеров?

- Два-а. Выбиваясь из сил учительница втаскивает в класс третий компьютер.

- Дети, ну а теперь сколько на столе компьютеров?

- Три-и. Вытирая пот со лба, учительница шепчет:

- А все ж, с яблоками было как-то легче!

2.Академические способности –учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом, проявляет интерес к исследовательской работе.

Учительница: - Дети, сколько будет пять умножить на пять?

Дети хором: - Семьдесят!

- Ну, что вы, дети! Пятью пять будет 25... ну 26, ну 27, ну в крайнем случае 28, но никак не 70!

Вовочка приходит домой:
- Уж не знаю, верить ли нашему учителю математики. Вчера он сказал, что 10=6+4, а сегодня, что 10=7+3.


3.Перцептивные способности – способности проникнуть во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося

Ребята, составляем задачу. На лесной поляне было двенадцать зайцев. Пять зайцев убежали. Какой надо задать вопрос? 
- Догоним их? 
.


4.Экспрессивные способности –ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики

Учительница: 
- Вовочка, скажи-ка мне быстро, сколько будет 5 + 8. 
- 23. 
- Как тебе не стыдно быть таким бестолковым! Это будет 13, а не 23. 
- Так вы же просили меня ответить быстро, а не точно.

5.Организаторские способности - способности организовать ученический коллектив, сплотить его.

- Сколько учеников в вашем классе? 
- С учительницей – восемнадцать. 
- Следовательно, без нее – семнадцать. 
- Э, нет! Без учительницы в классе ни души не останется! 


6.Суггестивные способности –эмоционально – волевого влияния на учащихся

— Слушай, Коля, а если бы ты познакомился со стариком Хоттабычем, какое свое желание ты попросил бы его выполнить?
— Я бы попросил сделать Лондон столицей Франции. 
— Почему? 
— А я так вчера ответил на географии и получил двойку!..

7.Конструктивные способности –прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника

Вовочка, кем бы ты хотел стать? 
— Львом или тигром! 
— Зачем? 
— Чтобы меня все боялись. 
— Даже учительница? 
— Ну, нет! Нашу учительницу ничем не напугаешь.

8.Способности к распределению - внимания одновременно между несколькими видами

Учительница:

-А сейчас я докажу вам теорему Пифагора

Двоечник с последней парты:

-Да не надо. Мы и так вам верим!

9.Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся и их родителям

Приходит сын из школы и говорит отцу: 
- Не знаю, чем ты так понравился  нашей учительнице, но она опять хочет тебя видеть... 

Отец Вовочке: - Двойку исправил? - Исправил! - А ну, покажи! - Вот! – Ну,  кто ж так исправляет?!  Дай-ка сюда!

Педагогический такт-  воздействия учителя на учащихся, результат духовной зрелости учителя

 Просто невероятно, что один человек может сделать столько ошибок! 
— сказала учительница Марату. 
— Почему один? 
Вдвоем с папой, — гордо отвечает Марат.

У учителя спрашивают:
- Назовите три причины, по которым вы любите свою работу?
- Июнь, июль, август...

Калинин Михаил Иванович -  партийный деятель российский профессиональный революционер, советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1944).

Очень точно выразился Калинин М.И.: «Учитель – не только учитель, но и ученик. Учитель отдает свою энергию, все, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. Учитель - с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдает детям».

Не прячьте доброты своей

Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья–то радость отзовётся

Грустить не нужно, верьте вы  мечте
Печаль, как снег весной растает.
Давайте  говорить о доброте,
Которой нам так часто не хватает.

Она несет нам радость и тепло,
Она нам дарит свет, приводит к вере,
Она безжалостно уничтожает зло,
Но видно и сама несет потери.

И нам никто не может объяснить.
С кого спросить, кого призвать к ответу,
Что с каждым днем нам все труднее жить,
И зло все чаще празднует победу.

Обилья серых красок, суета,
Жизнь бледной тенью мчит по кочкам гулким.
Наверно, в наших душах доброта
Под дальнем затаилась закоулком.

И день за днем мы видим это сами.
В плену забот, тревог или сомнений,
Зло измеряется страданьем и слезами,
Добро, как вечность, не имеет измерений.

Но где, же нам найти истоки зла,
Как разорвать порочный этот круг,
Чтоб жизнь цветком весенним расцвела,
И люди все добрее стали вдруг.

Ведь доброта не сложная наука,
И в ней не трудно отыскать резон,
Прости врага – возможно, станет другом,
Будь верен другу, Братом станет он.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный учитель Восточная мудрость гласит: « Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Слайд 2

Происхождение педагогики как науки (ок. 625 г. до н.э.) Педагог Учитель

Слайд 3

Зарождение образования на Руси ( X век) Крещение народа князем Владимиром (988г.) Школа «Книжное учение»

Слайд 4

Каким наукам учили ? А р и ф м е т и к а Грамматика

Слайд 5

Мудрые мысли о педагогах Белинский В.Г. (1811-1848 ) Толстой Л.Н. (1828-1910)

Слайд 6

Мудрые мысли о педагогах Сухомлинский В.А. (1918-1970) Макаренко А.С. (1888-1939)

Слайд 7

Мудрые мысли о педагогах Конфуций (551г до н.э.-479г до н.э.) Гельвеций К.А. (1715-1771)

Слайд 8

Мудрые мысли о педагогах Песталоцци И.Г. (1746-1827) Дистервег А.В. (1790-1866)

Слайд 9

«Попробуем похвалить себя» Ш у т о ч н а я А Б В Г Д Е Й К А

Слайд 10

Интервью Каким должен быть учитель?

Слайд 11

Профессиональные качества педагога Дидактические Академические Перцептивные Экспрессивные Организаторские Суггестивные Конструктивные Способности к распределению внимания Коммуникативные Педагогический такт

Слайд 12

Калинин М.И. (1875-1946) «Учитель не только учитель, но и ученик…»

Слайд 13

«Сердце отдаю детям!» Сердце отдаю детям! Сердце отдаю детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...