Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.
материал (логопедия) по теме
Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_uchiteley_rus.yaz_.docx | 559.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми
Выступление на МО учителей русского языка
Семинар-практикум для учителей
по профилактике и коррекции дисграфии у школьников
общеобразовательной школы
Подготовила и провела:
учитель-логопед Цыпуштанова К.С.
2014г.
Пояснительная записка
Учитель-логопед: Цыпуштанова Клавдия Степановна Образовательное учреждение: МБС (к) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми
Название: Семинар-практикум для учителей русского языка по профилактике и коррекции дисграфии у школьников.
Ученики: Учителя русского языка.
Предмет: логопедия
Форма материала: презентация + практическое задание
Форма проведения: внеклассное мероприятие на МО учителей русского языка
Цель:
Познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.
Продолжительность: по усмотрению логопеда
Авторский медиапродукт:
- презентация /Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция дисграфических ошибок /.
Средства: компьютер, мультимедиа. Практический материал /диктант учащихся 5 класса на листочках/.
План семинара-практикума
1. Теоретическая часть (Вступительное слово учителя-логопеда /лекционный материал+ презентация/).
2. Практическая часть
Работа учителей русского языка (Анализ представленных учителем-логопедом диктанта; выделение из данного диктанта специфических дисграфических ошибок; определение вида дисграфии по конкретному диктанту).
3. Заключительная часть.
Итог семинара. Рефлексия.
Рекомендована литература по предупреждению и устранению дисграфических ошибок,
заинтересовавшимся учителям в данном материале, презентацию и практический материал даны в компьютерном варианте и в письменном виде.
Ход мероприятия
Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников?:
1. Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
2. Особый характер ошибок на письме: - ошибки не на правило; - стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения; - регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребёнка;
- искажение графических образов букв; - искажение звукослоговой структуры слова и замена букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Учителя русского языка обеспокоены таким явлением как дисграфия у школьников общеобразовательной школы. /Презентация/.
Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Из-за чего происходит дисграфия у школьников?
У ребенка недоразвит или не сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух-это:
- способность различать звуки речи;
- опознавать звук в речевом потоке;
- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);
- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….). Фонематическое восприятие - это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.
Сотрудники кафедры логопедии ЛГПИ имени А.И.Герцена выделяют следующие виды дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия.
- Акустическая дисграфия.
- Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
- Аграмматическая дисграфия.
- Оптическая дисграфия.
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.
Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. «салф» вместо «шарф», «колова», «коова», «кохова» - «корова», «ченок» - щенок, «сыплёнок» - цыплёнок, «вось» - «лось».
Акустическая дисграфия.
Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Характерные ошибки:
- Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:
свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА)
звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) («тОча» - туча)
cоноры ( Р – Л; й – Ль)
- Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
Причина возникновения – Нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложения /затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки/. Нарушением звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Характерные ошибки:
- Пропуски, замены гласных, согласных;
- перестановки, добавления букв;
- пропуски, добавления, перестановки слогов;
- слитное написание слов;
- раздельное написание слов;
- слитное написание предлогов с другими словами;
Например: - плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух
- санки - снки, кричат – кичат;
- весна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар, бант - «бонт» , уроки - «ураки». - Белка сидит НАВЕТКЕ.
- Миша вышел на У ЛИЦУ.
Аграмматическая дисграфия.
Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений.
Это выражается в неправильном согласовании и управлении
Характерные ошибки:
- Проявляется – в виде аграмматизмов.
- неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
- пропуск членов предложения;
- нарушение последовательности слов в предложении;
- нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями;
- нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день");
- на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – «козлёнки»);
- нарушение падежных окончаний («много деревов»);
- нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»);
- Изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);
- Числа существительных («дети бежит»).
- Персеверации (застревание).
- «За зомом росла мамина». (За домом росла малина).
Оптическая дисграфия.
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Характерные ошибки:
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш»; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х» - «ж», «и» - «у». - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ».
- Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д.);
- «зеркальное» изображение букв. (З-Е).
Смешенная дисграфия
Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Практическая часть
Проанализировать диктант с целью выявления дисграфических ошибок и определения вида дисграфии.
Каждому учителю дается листок с диктантом учащегося 5 класса.
Обсуждение. Один учитель выступает и перечисляет дисграфические ошибки и называет вид дисграфии.
Правильные ответы проверяются на компьютере.
Анализ письменной работы
Это смешенная форма дисграфии.
Виды дисграфии | Пути коррекции |
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. | Коррекция звукопроизношения. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия /способность правильно слышать и узнавать в потоке речи различные фонемы-звуки/. |
2. Акустическая форма дисграфии. | Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия Фонематический слух- это: - способность различать звуки речи; - опознавать звук в речевом потоке; - способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос); - способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….) Фонематическое восприятие- это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове. -обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. -уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. -выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. -определение положения звука по отношению к другим. |
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза. 1. Приёмы формирования звукового анализа и синтеза: -различать и выделять гласные - согласные; -определять твердость и мягкость согласных; -последовательно называть звуки в слоге, слове и определять каким по счёту стоит заданный звук; -делить слова на слоги; -определять количество слогов и их последовательность; -определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове; -составлять схему слова; -образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов (рот-крот, пол-полка); -образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом -сом, лом; сок -песок -носок); -письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы». 2. Упражнения для преодоления замен букв: -определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый); -графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки; -записать диктуемые слова в два столбика Н-Р: под буквой С или Ш; -выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем - с буквой Ш; -выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука; -вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу . та, ко . ка, .умка). |
4. Аграмматическая дисграфия. | Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря: -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. 2. Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание); 3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении; -сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение. |
5. Оптическая дисграфия. | Развитие зрительно-пространственных функций:
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: -выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв; -узнавание недописанных букв; -узнавание букв, наложенных друг на друга; -конструирование букв из элементов; -найди неправильные буквы; -переделать букву, сделать из одной буквы другую; -письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы; -расшифруй и запиши слова: 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. -исправь ошибки, найди правильное слово: бубина дудина будина бидуна дубина дубна -найди и исправь ошибки: Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд. |
Приемов и методов в работе с дисграфиками существует много. Графический диктант.
Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешанных звуков на сложных по звуковому составу. Способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление.
- Корректурная правка:
- Звуковой анализ слов.
Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.
Словарный диктант: речка Графическая запись . . . . .
- Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.
- Словарный диктант: летний Графическая запись: е и стульчики у и и
Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.
Словарный диктант: заморозил Графическая запись: _ _ _ _
- Дифференциация на письме оптически сходных букв.
Бобры добры идут в боры. б-д. Графическая запись Б б д б д б
На площади растут старые тополя. п-т. Графическая запись: - п тт т тп.
- Дифференциация согласных звуков по артикуляторно-акустическому сходству. Например: л-р. Раз Валера наловил полное ведро раков. Графическая запись: р лр лл л р р.
- Дифференциация согласных звуков по акустическому сходству. з-с. В воздухе заскользили ласточки. з з с з с
- Ударение. Выделение в слове ударного гласного звука. Дети записывают только ударную гласную.
Словарный диктант: Победа, победил. Графическая запись: е и.
В лесу высокие сосны. у-о-о. Графическая запись: у о о.
- Предлоги. В стороне от дороги синел лес. V - V - - -.
- Определение количества слов в предложении.
ПОЖЕЛАНИЕ УЧИТЕЛЯМ /презентация/
Список использованной литературы:
- Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
- Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо-Пресс», 2013 г.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г.
- Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г.
- Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001.
- Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
- Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г.
- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»
В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).
В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...
Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» 2 класс
Консультация для родителей - Дисграфия и дислексия...
Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников
Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
Профилактика и коррекция дисграфии у школьников
Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого хара...