Исполльзование кейс-метода на уроках в начальной школе
статья (2 класс) на тему

Вероника Сергеевна Патрова

Доклад и МК об использовании кейс-метода на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Слайд
  1. Слайд

Образовательная технология кейс-метода означает изучение предмета школьниками путём рассмотрения ситуаций или задач. Кейс – это своеобразный учебный пакет, в котором рассматриваются конкретные ситуации, случаи, факты, решения. Данную технологию называют еще методом ситуаций или прецедентов. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

  1. Слайд

+ умение анализировать ситуации, оценивать альтернативы и выбирать пути решения

+ за счёт ориентации на конкретные проблемы повышает мотивацию учения у школьников, т.к. им становится понятно, в какой ситуации им может это пригодиться тот или иной учебный материал, как можно применить его в деятельности.

+ коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать, защищать свою точку зрения

+ вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

  1. Слайд

Применение

Учитель

ученик

задача учителя – подбор материала, направление беседы или дискуссии

задача ученика – разрешение поставленной в этом материале проблемы и получение реакции окружающих.

Оказывает помощь в спорах, но не навязывает свое мнение

Осознание того, что риск принятия решений лежит на них

Формирует межпредметное знание, использует методы активного обучения

Должны обладать базовыми теоретическими знаниями по учебному предмету,  умениями участия в групповой дискуссии.

Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно.

  1. слайд

Этапы реализации технологии

  • Ознакомление с текстом кейса
  • Формулирование темы, над которой предстоит работать и ее цели
  • Запись вопросов, конкретизирующих данную тему (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания учащихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию)

- можно позволить учащимся пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями, видеороликами и т.п.  Реализуется системно – деятельностный подход.

  • Поиск решений проблемной ситуации. Формулирование и запись мнения группы.
  • Представление результатов работы над темой и ее обсуждение
  • Подведение итогов работы учителем.

  1. слайд

Для примера я взяла аналитический печатный кейс.

Мухомор

В этом году Лена пошла в лес, чтобы набрать грибов и порадовать маму. Дождь только прошел, и все грибы как будто ждали встречи с людьми. Они блестели, показывая свои чистые шляпки. Скоро девочка нашла красивые грибы. У них были шляпки красного цвета, усыпанные белыми точками. Потом Лене встретились грибочки с коричневыми шляпками и с толстой плотной ножкой. Под шляпкой похожи на губку или разделены перегородками. Придя домой, Лена почистила, вымыла грибочки, как это делала мама, сварили суп. Лена так хотела порадовать маму. Вечером девочка угощала родителей грибным супом. Через некоторое время всем членам семьи стало плохо. У всех закружилась голова, заболел живот. Мама успела вызвать скорую помощь. Они все оказались в больнице. Врачам чудом удалось их спасти.

  1. Читаем несколько раз. Сначала чтение про себя, затем вслух один человек. После первого прочтения начинаем выделять героев и события.
  2. Как вы думаете, какая сегодня тема? Цель?
  3. Вопросы по кейсу: Куда и зачем отправилась девочка? В какую погоду растут грибы? Как выглядели грибы, которые нашла Лена? Чего Лена не знала, чтоб предотвратить эту проблему? Давайте разберемся в этой проблеме.

  1. слайд

(Можно предложить индивидуальное задание для ребят, заранее подготовить про мухомор дома.)

Ученик: Шляпка у гриба мясистая, иногда более тонкая, может быть с бугорком, легко отделяется от ножки. Кожица различных оттенков белого, красного и зелёного цветов, обычно покрыта различными лоскутами или хлопьями. Край шляпки гладкий или рубчатый. Ножка цилиндрическая, обычно прямая, часто расширенная в основании. Мякоть белая, у некоторых видов окрашивается на срезе, с запахом или без.

Ученик: Русское, а также характерное для большинства славянских языков название «мухомор» возникло из-за массового использования мухомора красного в качестве средства против мух. Первоначально оно относилось только к мухомору красному, а позже было распространено на весь род.

Большинство мухоморов несъедобны или сильно ядовиты, есть опасные смертельно ядовитые виды, которые иногда путают со съедобными грибами (бледная поганка, мухомор вонючий). Общеизвестный мухомор красный, кроме средней токсичности, обладает также галлюциногенным действием.

  1. слайд

Что узнали про мухомор? Как называются грибы, которые нельзя употреблять в пищу? Какие симптомы появились у всех членов семьи?  

Какой вывод можно сделать про эти грибы? (они несъедобные, их нельзя есть).

9 слайд Назовите грибы, которые можно употреблять в пищу? Встретила ли их Лена в лесу? Как они называются? (съедобные) Как их узнать?

Опытный грибник знает, что мухомор ядовитый гриб, поэтому он никогда его в корзинку не положит. Но мухомор служит для нас указателем. Рядом с ним чаще всего растут хорошие грибы - подосиновики и белые грибы. Я всегда рядом с ним нахожу белые грибы.

10 слайд

  1. Решение проблемы для Лены: ответ на вопросы, что нужно в следующий раз сделать Лене, чтоб не столкнуться с такой проблемой? (работа в группах по 5 человек – поиск решения проблемы, запись на листочках)

Вариантов решений много. После выздоровления Лена начала изучать грибы. Прочитала много книг о них и узнала много интересного и полезного.

11 слайд

Вывод:

  1. Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение».
  2. Эта особенность стимулирует поисковую активность участников.
  3. Обращенность в будущее - ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то».
  4. Обучение на своих ошибках.
  5. Задача преподавания отклоняется от классической схемы и пере ориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.
  6. Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и по лученной профессии.
  7. При использовании кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутствием эмоциональности в изложении материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...