Тяжело в ученье? Выход есть!
методическая разработка (3 класс) на тему

Дать родителям ответы на наиболее типичные вопросы о причинах возникновения трудностей в усвоении школьной программы и методах их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ А.Н. Мороховца

         с. Прасковея Будённовского района» Ставропольского края.

                                  Тяжело в ученье? Выход есть.

                                   (родительское собрание)

                                           Учитель начальных классов

                                          Юркова Татьяна Викторовна                                    

        2015-2016 учебный год

                                     Тяжело в ученье? Выход есть.

                                     (форма проведения: вечер вопросов и ответов)

                               Учитель: «Сидоров, завтра без родителей в школу    не  приходи!»

                                               Сидоров: «А послезавтра?»

                           ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. Образовательные: дать родителям ответы на более типичные вопросы о причинах возникновения трудностей в усвоении школьной программы и методах её устранения.
  2. Воспитательные: формировать понимание важности создания в семье оптимального микроклимата для устранения школьных трудностей.
  3. Информационные: дать информацию о нормативно-правовой и психолого-педагогической литературе по проблемам школьных трудностей учащихся начальной школы.

Перечень нормативно-правовых и информационн-методических материалов по теме родительского собрания.

  • Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?-М.,1991
  • Волина В. «Праздник числа». – 1993.
  • Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как продолеть трудности в обучении чтению. – М., 1999
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – Киров, 1999.

Подготовка к родительскому собранию

1.Подбор и изучение необходимой литературы.

2. Заранее сообщение родителям темы родительского собрания с просьбой указать интетесующий их вопрос.

3. Подбор наиболее часто задаваемых родителям вопросов.

4. Согласование со специалистами ответов на вопросы родителей.

5. Продумывание и подготовка приглашений на родительское собрание, времени и даты собрания.

6. Подготовка проекта решения родительского собрания.

7. Подгшотовка памятки для родителей в «Дневник родителя»

  Участники родительского собрания

  Классный руководитель, психолог, учитель-логопед, школьтный медработник (круг специалистов, участвующих в родительском собрании, определяется после сбора вопросов родителей), родители учащихся.

    План родительского собрания

  1. Вступительноу слово учителя
  2. Ответы на вопросы родителей
  3. Итог собрания
  4. Индивидуальные консультации специалистов

Проведение родительского собрания

  1. Как часто приходится слышать: мой ребёнок «Ленится», «не старается», «не хочет». Но, увы, при выяснении пирчин чаще всего оказывается, что ребёнок «нехочет», когда не может. «Ленится», когда ему трудно. «Не выполняет», когда не имеет функциональных взможностей «собраться». Собравшиеся сегодня специалисты готовы ответить, как устранить школьные трудности, которые характерны для большинства детей.
  2.  Ответы специалистов на вопросы родителей.

Мой ребёнок переписывает текст из книги и делает массу ошибок. Как бороться с невнимательностью?

Для развития внимания существует огромное количество специальных книг, игр и пособий. Однако, если ребёнок учится в целом хрошо, а поблема проявляется только в списывании текстов, можно посоветовать следующее: необходимо развивать у него внутреннюю регуляцию интеллектуальной активности, смоконтроль. Теорию поэтапного формирования умственных действий предлжил в своё время отечественный психолог П.Я Габперин. Он считал, что научить ребёнка внимательно выполнять любую работу можно в несколко этапов. На превом следует подробно проговрить с ребёнком предстоящее действие. Разъяснить его цель, показавть, на что ориентироваться при выполнении действия, как его надо выполнять. В нашем случае списывани е текстов – следует обратить внимание ребёнка, что нельзя переногсить текст в тетрадь «по буквам»: надо запомнить предложение или его часть и писать, диктуя себе по слогам. На втором этапе ребёнок должен понять и запомнить содержание дейстчвия. Третий этап заключается в том, чтобы научит ребёнка проговаривать совершаемые им действия. И лишь на четвёртом мы можем требовать безошибочного исполнения инструкции.  Кроме того необходимо создать положительную атмосферу при формировании произвольного внимания. Ведь если родители, что назывется, стоят над ребёнком  «с ремнём», то ошибки могут возникать только из-за ситуации повышенной тревожности. Надо предоставить ребёнку необходимую свабоду, заметив: «Если будет что-нибудь трудно или непонятно, скажи, я помогу тебе.»

   Чтобы запомнить стихотворение из восьми строчек, моему ребёнку нужно повторять их раз «дцать». Как развить его память?

  То, что ребёнок плохо запоминает стихи, может свидетельствовать о том, что они ему неинтересны или непонятны. Нередко качаство запоминания у ребёнка (как впрочем и у взрослого) напрямую зависит от интереса.

В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания частот хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребёнку развить её. Учите его искать смысл в том, что он заучивает наизусть. Для усвоения учебного материала и развития пкамяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Значительно повышает эффективность запоминания установка на его возможность и необходимость. Инче говоря, в это деле (как во многих других) боьшую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, - это вселить в ребёнка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить всё, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребёнок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например: «У меня хорошая память!», «Я могу запомнить всё, что мне нужно!» Другие «секреты» запроминания основаны на том, что ребёнок учится приёмам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Фантазирование значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов. Предложите ребёнку нарисовать (достаточно даже в вообоажении!) к каждой части теста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). «Изображайте» так все трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

   Правила тоже усваиваютс быстрее, если их вообразить в какой-нибудь нестандартной форме. Например, запоминая правило : «Не с глаголами пишется раздельно, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу». А правило «После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется  мягкий знак» легко запоминается, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свёрнут в виде мягкого знака.

   Мойт ребёнок пишет очень медленно инекрасиво, не успевает до конца выполнять классную работу, записывать задания. Допускает глупые ошибки: описки, дублирование букв, пропуск букв, делает много исправленийпомочь. Как помочь?

   Вашу жлобу можно отнести к числу распространённых.

Причны подобных трудностей у детей могут быть рпазличны: сложности протекания вашей беременности., неправильная подготовка к школе, несформированные латеральные представления ребёнка, особенности познавательной сферы и т.д. Перечислять можно долго. Но ошибки, которые вы перечислили, ельзя назвать «глупыми»- они являются спецфическими и говорят о нарушеннии письма. Дети с дисграфией обязательно должны получить логопедтческую помощь, регулярно посешщая логопеда. Исправление дисграфии требует большого терпения и выдержки. Необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Для занятий отвести определённые часы. При это домашняя обстановка должна быть спокойной, должна царить атмосфера внимательного отношения всех членов семьи друг к другу.

  Как можно поставить точный диагноз – дислексия или дисграфия? Вдруг, это плохо выученные правила и малочтение? У ребёнка в математике выше нормы, что касается письма и чтения – ниже нормы. Каким образом мрожно помочь в случае подтверждения дислексии и дисграфии?

     Действительно, неуспеваемость по русскому языку и чтению может быть обучловлена многими причинами. В том числе и небросовестным отношением к урокам, незнанием правил, плохой техникой чтения. Но в этом случае ошибки в работах будут носить случайный характер или будет чётко делиться на группы, в связи невыученными правилами. Выучил тему – получил «Отлично», не выучил – «двойку». То есть в ошибках трудно найти систему.

При специфических же нарушениях чтения иисьма – дислексия и дисграфия – оусловленных нарушенным формированием некоторых  мозговых зон, отвечающих за письменную речь, легко классифицировать ошибки на письме. Например, ребёнок стойко заменяет написьме звонкие звуки  на их глухие пары, или вместо шипящих пишет свиятщие (ошибки, обусловленные несовершенством  фонематического слуха),или ребёнок стойко путает звуки, похожие по написанию или пишет их зеркально (слабость оптического анализа). Ребёнок может испытывать затруднения в пердаче трудных по структуре слов. Анализ ошибок, естественно,

Должен провести специалист.  Случае подтверждения диагноза дисграфия или дислексия необходимы коррекционные логопедические занятия. Без них ребёнку будет тяжело справляться со школьной программой. Желательна также консультация детского невролога. В некоторых случаях, медикамментозное подкрепление облегчает коррекцию речевых нарушений.

  1. В заключении собрания стоит акцентировать внимание родителей, что школьные трудности нельзя приравнивать к «школьной неуспешности». Уточнить, какая информация показалась родителям особенно полезной, а также дать возможность обменяться историями из личного опыта: как удалось преодолеть какие-либо возникшие  трудности в прцессе учёбы у детей.

           Проект решения родительского собрания

  1. Рекомендовать родителям обращать более серьёзное внкамание на трудности ребёнка в обучении и устранить причины их возникновения.
  2. Организовать консультации специалистов для роителей учащихся с трудностями в обучении.
  3. Рекомендовать родителям создавать благоприятный микроклимат в семье.
  1. После окончания родительского собрания проводятся индивидуальные консультации специалистов.

                       Памятка для родителей

Никогда неи говорите ребёнку, что он плохой, потому он приносит домой плохие оценки (оценки – это его достижения, а не он сам).

Выслушайте ребёнка! Ребёнку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.

Помните, что ребёнок, возможно, переживает сейчас кризис и нуждается в вашей помощи.

Верьте, что он хочет хорошо учиться. Даже если это и не совсем так, ваша вера должна передаться ему.

Будьте с ребёнком вместе. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Интеллектуальная игра брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения" для детей с тяжелыми нарушениями речи (видео урок)

Аннотация  к интеллектуальной игре Брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения"   Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою ...

«Тяжело в ученье? Выход есть!». ( родительское собрание) 3класс

Цель: познакомить родителей учащихся младших классов с результатами диагностики мотивационной сферы детей, теорией мотивации; создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию...

«Тяжело в ученье? Выход есть!». ( родительское собрание) 3класс

laquo;Тяжело в ученье? Выход есть!».( родительское собрание)3класс...