СТАТЬЯ " ПОИГРАЕМ НА УРОКЕ"
статья (1 класс) на тему

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать его внимание, память, мышление, воображение.

 

Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_v_obuchenii.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

  Роль дидактических игр в обучении

 

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать его внимание, память, мышление, воображение.

Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения[6].

 Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.

Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка[7].

Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся.

Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Учитель как руководитель игры направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители[8].

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений[9].

Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль поведен...

Статья "Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьсбережения"

Раскрытие актуальности технологии коррекционно-развивающего урока в школе, построение его на психофизических основах....

статья "Физкультминутки на уроках в начальной школе"

Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по хар...

Статья об интегрированных уроках и уроки.

Данная статья рассказывает о том как можно проводить уроки разных направлений....

Статья "Поиграйте с ребенком"

В статье говорится о том, что взрослым необходимо играть с детьми....

Статья "Партнёрство на уроке.Совместное проектирование урока."

Хорошо известный девиз учителей-новаторов: «К знаниям -  вместе с детьми» в новых условиях жизни требует корректировки. Если продвигаться к знаниям так, как это делали Шаталов и Ильин...

Статья "Метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах"

В данной статье рассмотрены метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах....