Статья об интегрированных уроках и уроки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Данная статья рассказывает о том как можно проводить уроки разных направлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения во 2-м классе по теме: "Наступление весны"

Тема: “Наступление весны”.

Цели: 

  • дать целостное представление о наступлении весны;
  • способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
  • совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному в рисунках;
  • создавать условия для развития творческих способностей, эмоционально-эстетической отзывчивости на произведении Я. Акима “Апрель”.

Оборудование:

  • весенние пейзажи;
  • учебники; портрет Я. Акима;
  • музыкальные записи;
  • звукозапись /П. И. Чайковский. Пьеса “Апрель”/;
  • краски, альбомы;
  • вода;
  • кисточки;
  • салфетки.

Ход урока

1. Организационый момент.

У. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.

2. Эмоциональный настрой.

У. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь представить картины природы.

/Тихо играет напевная музыка/

- Какие картины вы представили?

3. Определение темы и целей урока.

У. Рассмотрите пейзажи, помещенные на доске.

- Что у них общего?

Д. На них изображена весна. Она ранняя, только наступает.

У. Как думаете, с какой целью эти пейзажи помещены на доске?

Д. Тема нашего урока: “Наступление весны”. Мы сегодня будем говорить, и читать произведение о весне.

У. Вот и мы с вами дождались прихода весны. Но весна наступила только по календарю, еще лежит снег, еще холодно – хотя заканчивается первый месяц весны март и наступает апрель. Но сердце человека чувствует это время года, и весна просится сама в душу.

4. Подготовка к восприятию нового материала.

У. Произнесите медленно с чувством слово В-Е-С-Н-А.

У. Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

Д. Нежный ветерок, легкие облака, голубое небо, звенящая капель, пение птиц, набухающие почки, первые бабочки…

У. Почему весну называют “Утром года”?

Д. Вся природа пробуждается, оживает…

У. Верно. Деревья начинают дышать ясным, прозрачным воздухом.

У. какие звуки у весны?

Д. Щебетание птиц, журчание ручья, барабанная дробь капели…

У. Подберите к слову весна эпитеты.

Д. Нежная, мелодичная, ласковая, чудесная, таинственная, загадочная…

У. Наступление весны вдохновляет и придает силы. Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных капля дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется.

У. Какое чувство у вас вызывает весна?

Д. Радостное, нежное, трепетное, нежное…

5. Работа над произведением.

а) Первичное чтение.

У. Хотите узнать, как относится к весне поэт Яков Аким?

У. Откройте учебник на странице 159. Стихотворение “Апрель”.

У. Прочитайте и почувствуйте настроение автора, /самостоятельное чтение детьми/.

У. Какие чувства, мысли, настроение вызвало у вас стихотворение?

Д. Таинственное, осторожное, радостное, игривое, теплое…

У. Какими словами поэт создает настроение?

б) Вторичное чтение /индивидуальное чтение/.

У. Кто бы хотел передать в своем чтении чувства и настроение?

У. Вам понравилось чтение…? Давайте поблагодарим … аплодисментами.

У. Какой вы себе представили весну?

Д. Веселой, озорной, шумной, бойкой…

У. Кто в стихотворении рад весне?

Д. Верба – она первоцвет, скворцы – первые перелетные птицы.

в) Словарная работа.

У. Прочитайте предложение и объясните лексическое значение выделенного слова.

/Запись на доске/.

Гонит талые снега
С
гомоном и шумом.

Справка: гомон – громкий шум от множества голосов и звуков.

У. Объясните все предложение.

г) Работа над языком.

У. Найдите в тексте действия весны. О чем они говорят?

Д. Весна: шлепает, значит, она игривая, озорная, шаловливая…

  • гонит – смелая, сильная, мощная…
  • выстелет – заботливая, хозяйственная, внимательная…

У. Найдите действия вербы. О чем они говорят?

Д. Верба барабанит, значит, она волнуется, нервничает, трепещет…

У. Как называется этот прием в литературе?

Д. Олицетворение.

У. Для чего Я. Аким использует этот прием?

Д. Чтобы оживить природу. Природа становится похожа на живое существо.

У. Найдите повтор.

Д. Скоро, скоро быть теплу…

У. Для чего поэт его использует?

Д. Поэт использует повтор, чтобы усилить действие, показать скорое наступление весны.

У. Найдите действие туч.

Д. Тучи пройдут, значит, они легкие, воздушные…

У. Действительно, весенние тучки они как облака, легкие, воздушные, прозрачные.

6. Физкультминутка.

У. Давайте отдохнем. /Тихо играет спокойная музыка, дети имитируют движения/.

Представим себя весенними, прозрачными облаками, задорными, воздушными…

Ленивый, легкий ветерок несет вас по небу, изменяя форму.

Кружит словно в водовороте, снова несет и кружит.

Кружит и затихает.

Спасибо, садитесь.

7. Творчество Якова Акима.

У. Музыка помогла нам создать поэтическое настроение. Кто бы хотел своим чтением произведения, создать данное настроение?

/У доски 2-4 ученика читают по четверостишиям/.

У. Перечислите литературные приемы, которые использует Я. Аким, чтобы передать картину “Наступление весны”.

Д. Олицетворение, сравнение, контраст, повтор.

У. Какой из них чаще всего использовал автор?

Д. Прием олицетворения.

У. Это одна из особенностей творчества Якова Акима. Стихотворение рассказало нам и об авторе, хотя его нет в стихотворении. Что о нем узнали?

Д. Он наблюдательный, внимательный, жизнерадостный…

У. Яков Лазаревич Аким родился в маленьком городке, недалеко от старинного города Костромы, где прошло его детство. Первое стихотворение он написал во втором классе.

Позже его семья переедет в Москву. Вначале – все, как обычно –

Учеба в школе, поездка вожатым в пионерский лагерь, а потом… война.

Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец Я. Акима.

В 1942 году поэт ушел в армию. Вначале была школа связистов, а потом фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. Военную форму снял только в 1946году.

Он работал на “Мосфильме”, поступил в химический институт. В это время он начинает писать стихи. У каждого стихотворения своя биография. Стихи

Радостные и грустные, разные.

Не так давно поэт выступал перед маленькими читателями своего родного города Галича. Земляки принимали его как настоящего героя, в моем детстве так радостно и торжественно встречали только космонавтов.

Удивительный подарок поэт получил к юбилею – библиотеке города Галича присвоено имя Якова Акима.

Из стихотворения мы видим, что Я. Аким любит весну, он счастлив.

Весна – удивительное время года. Она вызывает чувство радости, нежности, любви. Каждый весну видит по-своему, каждый понимает по-разному.

Послушайте, как я понимаю и чувствую стихотворение Я. Акима “Апрель”.

/Чтение учителем/.

8. Подготовительная работа к изобразительной деятельности.

У. Весна – это чудо природы. Она вдохновляет, придает силы и энергию.

Побуждает творить. Вы увидели, как поэт словами рисует картины и передает настроение, композитор звуками. А может ли художник передать настроение?

Д. Может…

У. Какими средствами?

Д. Это – цвет и мазок.

У. Давайте подберем цвет и мазок к каждому настроению.

/Запись на доске/.

радостное

таинственное

нежное

веселое

загадочное

ласковое

бодрое

осторожное

напевное

шумное

скрытое

мелодичное

игривое

У. Выразите понравившееся настроение в стихотворении “Апрель”, используя цветовую гамму и мазок.

У. В вашей работе вам будет помогать музыка Чайковского Времена года “Апрель”

/Самостоятельная работа/.

9. Анализ практической работы.

Выставка работ.

У. Рассмотрите рисунки. Кому удалось передать настроение стихотворения.

10. Творческая работа.

У. Хотели бы вы попробовать в роли поэта?

У. В парах найдите рифмующие слова, соедините их между собой.

/У детей на партах карточки/.

апрель

врачи

лужи

оконце

грачи

листочки

почки

висюльки

сосулька

капель

солнце

стужи

У. Используя данные рифмы, попробуйте сочинить четверостишие, посвященное наступлению весны.

У. Кто бы хотел зачитать классу свои работы?

11. Рефлексия.

У. У вас на партах лежат “дождевые капли”, прикрепите их к тому настроению, которое вы сейчас испытываете.(Прикрепляют к картинам помещенным на доске)

У. Видя ваше настроение, можно сделать вывод: что урок чтения вас взволновал, вы счастливы приходом весны. И пусть ваша жизнь с ее приходом станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями.

12. Домашнее задание.

У. Какое домашнее задание вы бы хотели получить? Выберите и запишите.

  • Перечитать стихотворение Я. Акима “Апрель”, выучить его.
  • Сочинить свое стихотворение о приходе весны.
  • Нарисовать рисунок к произведению “Апрель”.



Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

1. Мама купила 3пакета  картофеля по 3кг в каждом. Сколько кг картофеля купила мама?

А) 12 кг                  б) 9 кг             в) 15 кг                   г) 10 кг

2. Ученик написал на уроке 4 предложения, по 3 слова в каждом. Сколько слов написал ученик на уроке?

А) 5           б) 18         в)12            г)11

3. 12 луковиц посадили поровну в 4 горшочка. Сколько луковиц посадили в каждый горшочек?

А) 3            б) 5             в) 6                г)7

4. Найдите неизвестное число: Х + 11 = 30

А) 20          б)18                 в) 19              г) 13

5. Уменьшите 11 на 2 :

А) 9            б) 8             в) 6               г) 5

6.Первое слагаемое 16, второе 17. Найдите  значение суммы.

А) 32               б) 31         в) 33              г) 17

  Я работаю в Ефимовской основной школе с 1986 года. Преподаю в начальных классах. Имею 1 категорию. Очень люблю интегрированные уроки и считаю, что они интересны для ребят. На таких уроках сменяется вид деятельности, учащиеся не устают и интерес к знаниям у них не пропадает.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ПОЗНАНИЮ В 3 КЛАССЕ.

ТЕМА:  Решение задач разными способами.

              Охрана животного мира.

ЦЕЛЬ: формировать умение решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника;

Формировать вычислительные навыки;

Закреплять умения решать задачи изученных видов;

Способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать, а также правильной математически грамотной речи;

Учить бережному отношению к животному миру;

Воспитывать дисциплинированность и аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки животных, музыкальное сопровождение, тестовые задания, прямоугольники.

                                                   ХОД  УРОКА.

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ:

-Закрыли глаза, положили руку на сердце, зажгли розовый огонь любви.

Увидели огонечек на сердце, повернулись к гостям, вдох и легкий выдох. Огонечек летит к гостям.

11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ НАСТРОЙ.

- Здравствуйте. Сегодня у нас открытый урок по математике и познанию.

Повторим решение задач разными  способами и поговорим о том , как человек заботится о природе.

- Какое время года идет?

-Как вы думаете, как живется животным и птицам в лесу?

- С какими трудностями они встречаются?

111.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.   (звучит музыка).

-Итак, я предлагаю совершить путешествие в зимний лес. Представьте…

Зима… Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым- бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочки с шестью лучами, вот тончайшая пластинка, похожая на прямоугольник.

Возьмите в руки прямоугольники. Измерьте длину и ширину прямоугольника. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

Проверяем.

- В природе все взаимосвязано. Любая хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на растительный и животный мир. Увеличивая площади посевов или прокладывая дороги человек вырубает леса, распахивает степи. При этом страдает не только растительный мир , но и животный. Лес богат животным миром. Но хищническая охота привела к тому, что остались буквально единицы таких животных, как джейран, куница, белый журавль, соболь, дрофа. Все редкие животные занесены в Красную книгу Казахстана.

-Зверям и птицам нередко бывает голодно. Белка не всегда находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом, и зайцы не могут достать молодую кору. Их нужно подкармливать.

-А чем подкармливать диких животных зимой , вы узнаете, если внимательно прослушаете задачу и решите ее.

Лесники разложили для подкормки зверей 3 кг морковки, а капусты в 5 раз больше. На сколько кг больше разложили капусты , чем морковки?

М. – 3кг

К.-  ? в 5 раз  больше.

На сколько больше?

3 * 5 = 15 кг.

15 – 3 = 12 кг.             Ответ: на 12 кг больше К.

Проверка. Решаем у доски.

- А вот веселая стайка воробьев предлагает поиграть : МЫ БУДЕМ УЛЕТАТЬ И ПРИЛЕТАТЬ ТОЛЬКО УСПЕВАЙ СЧИТАТЬ».

1.Было 29 воробьев, прилетело  еще 15. Сколько стало воробьев?

2.К кормушке прилетело 43 воробья, 7 улетело. Сколько птиц осталось?

3.К кормушке в течение дня прилетело 9 синиц, а воробьев в 4 раза больше. Сколько всего птиц питалось в птичьей столовой?

. ФИЗМИНУТКА..

-Изобрази какое-нибудь животное.

1У.Продолжение темы.

-Раньше в притоке Иртыша в Бокене водилось много рыбы таймень. Теперь этой раба в реке нет. Причина в том, что неподалеку был построен рудник Жумба. И ядовитые отходы с рудника выливались в реку. Рыба вымерла. Могут погибнуть животные и растения, испарится вода и наступит засуха. Это большая угроза для жизни на земле.

ТРЕНИРУЕМ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.

-Возьмите ручку и приготовьтесь к выполнению следующего задания. В течение 3-х секунд посмотрим на фигуры, затем вы попытаетесь воспроизвести все это у себя в тетрадях в таком же порядке.

Треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, овал.

-А теперь дорисуйте, так чтобы у вас получились разные животные.

Покажите всем. Молодцы!

У.РАБОТА НАД ТЕСТАМИ.

-Поработаем с тестами.

Сдаем. Проверяем.

У1.Продолжение беседы.

-Наш народ издревле оберегал природу своей земли. Наши предки не рвали попусту плоды и ягоды, не ломали кусты и деревья, не топтали напрасно  травы.

- Птиц и животных, ожидающих потомство, считали детьми природы , и не мешали их размножению. В народе существует такая легенда : «Во время внезапной перекочевки целого аула, спасающегося от нападения , Толе – би увидел на гнездо, он не стал разбирать юрту и оставил ее на прежнем месте.» А домашних животных человек обязан любить , жалеть и оберегать.

У11. ГРУППОВАЯ РАБОТА.

- Я раздам вам кусочки сердца, вы должны  решить задачи, а затем сложить сердце и мы увидим , что там написано.

(уч-ся решают, затем прикрепляют на доске и получается надпись: «Люби и оберегай все живое на земле, ведь ты – ЧЕЛОВЕК».

У11. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Задача № 1.с. 135. Решаем у доски.

А) Над. – 54л и 46л

    Раз. – в 5 об. Одинаково

    1 сосуд - ? л

( 54 + 46 ) : 5 = 20 л в 1 б.

Б) (решаем самостоятельно).

3 ведра – 27 л

6 ведер - ? л

27 : 3 = 9л 1 ведро

6 * 9 = 54 л

 ( Пока ученики сами решают. Проверяю тестовые задания)

 Если останется время:

№2 с 135. Найди значения выражений.

№3.

У111. Итог.

- В целях охраны животного и растительного мира в Казахстане созданы заповедники. Природа родного края – национальная гордость народа. И поэтому участие в охране природы и увеличение ее богатств – твой гражданский долг.

- Сегодня на уроке вы познакомились с темой «Охрана животного мира « , а также повторили решение задач разными способами.

-А теперь , чтобы узнать понравился ли вам урок вы должны выбрать себе остров и прикрепить свой значок.

Учащиеся подходят к доске и крепят знаки к островам.

1Х. Оценки. Домашнее задание. С 135 №4.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: математика + познание на тему: "Литр". 1-й класс

Вступительная статья

В начальной школе программой по математике предусмотрено обязательное изучение единиц измерения длины, массы, емкости и т.д. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не просто знакомство с общепринятыми эталонами длины, массы, емкости, а умение пользоваться этими понятиями в повседневной жизни. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Уроки, связанные с этими темами, хорошо совмещать с другими предметами, т.е. сделать их интегрированными (математика + познание). Можно широко использовать элементы экологического воспитания, будь-то знакомство с единицами измерения длины, массы или емкости.

Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и созданием проблемных ситуаций. В результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни.

При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных, и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.

Все выше изложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной урока на тему “Литр” для знакомства учащихся 1 классов с единицей измерения емкости сосудов – 1л.

ТЕМА УРОКА: ЛИТР 

Цель: cформировать представление о литре, как единице измерения емкости сосудов (объема жидкости).

Задачи:

  1. Сформировать представление о литре, как единице измерения емкости сосудов. Закрепить сложение и вычитание в пределах 10.
  2. Развивать логическое мышление. Обогащать словарь ребенка: жидкость, литр, единица измерения.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.
  4. Воспитывать чувство коллективизма. Элементы экологического воспитания.

Оборудование: таблица со съемными цветными полосами, сосуд 1л., ведро воды не менее 6 литров, банки: 3л, 2л, 1л, плакат с изображением “Капитошки”, “письмо от зверей”, изображение ведра, шапочки с капелькой.

ТСО: магнитофон

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня будет не обычный урок, а путешествие. А мы будем не девочки и мальчики, а “капельки”. У каждой “капельки” будет имя. Я самая большая “капля” меня зовут “Елена Сергеевна”.

Я надену на голову шапочку с изображением капли, чтобы вам было хорошо видно.

Вы тоже наденьте, и мы поспешим отправиться в путешествие.

Учитель: Интересно получается, мы стали “капельками”, а зачем? Что за путешествие нас ждет впереди? Тему нашего путешествия вы узнаете, отгадав мои загадки:

Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг снимет грязь с лица и рук!

Дети: Вода.

Учитель: 

Без чего не может мама ни готовить, не стирать,
Без чего мы скажем прямо,человеку умирать?

Дети: Вода.

Учитель: 

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли. Жить нельзя нам без воды…

Дети: Воды (хором)

Учитель: Правильно! Значит тема нашего путешествия связана с водой и с другими жидкостями. Какие жидкости вы еще знаете?

Дети: Лимонад, молоко…

Учитель: А какую посуду вы знаете для хранения жидкости?

Дети: Банка, бидон, чайник…

Учитель: Сегодня мы узнаем, чем измеряется жидкость и познакомимся с новой единицей измерения жидкости - литр (показывает сосуд 1л).

2. Тестирование 

Учитель: А поможет нам в этом герой мультфильма, имя которого можно узнать, ответив на вопросы теста:

Учитель: Перед вами, ребята, таблица, спрятана за девять разноцветных полос. Имя нашего героя тоже состоит из 9 букв. Я вам задам 9 вопросов. В каждой строчке только один правильный ответ, на обратной стороне этой карточки написана буква. И если мы ответили на все вопросы, у нас получится сверху вниз имя нашего героя.

Давайте попробуем!

Вопросы:

1. Саше осталось прочитать 7 страниц и еще 2. Сколько страниц осталось прочитать Саше? 9 5 4

2. Таня нарисовала 5 треугольников и 2 круга. Сколько всего фигур нарисовала Таня? 7 3 4

3. В кроссе участвовали 7 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков участвовало в кроссе? 5 9 12

4. В классе 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше. Сколько девочек в классе? 8 7 6

5. Вася нашел 10 грибов. Два гриба оказались червивыми. Сколько хороших грибов нашел Вася? 12 7 8

6. Девочка съела апельсинов столько же сколько и бананов. Сколько апельсинов съела девочка, если всего она съела 6 фруктов? 2 4 3

7. На сколько единиц надо уменьшить число 9, чтобы получилось 3? На 5 на 4 на 6

8. 4 года назад Маше было 6 лет. Сколько лет Маше сейчас? 8 10 9

9. Один отрезок 8 см., а второй на 4 см. короче. Какова длина второго отрезка? 5 4 3

(Дети, сначала поднимают карточки с правильным ответом, а потом вслух произносят).

Учитель: Прочитайте сверху вниз имя нашего героя?

Дети: Ка – пи – тош - ка (хором).

Учитель: Что-то Капитошка не появляется. Ой, ребята, я совсем забыла. Ведь что-бы Капитошка к нам спустился с тучки, надо дождику пройти.

3.Физкультминутка

Учитель: Поднимите правую ладошку вверх, постучите по ней мизинцем левой руки (вот и узнаем первые капли), добавили еще один пальчик( капель стало больше), тремя пальцами постучали (кажется дождик набирает силу), четыре пальца барабанят по ладошке (дождь не на шутку разошелся), хлопаем в ладоши ( вот и пошел настоящий ливень).

Учитель: Смотрите, ребята, а вот и Капитошка.

(Звучит музыка, учитель переворачивает плакат).

4. Объяснение нового материала

Учитель: Капитошка принес нам письмо. Я сейчас вам его зачитаю (чтение письма)

… В джунглях засуха пересохли все реки. Обитатели мучаются от жажды. Осталось одно ведро воды на всех. Собрались звери на совет. Удав прикатил банку поменьше, Мартышка захватила с собой банку побольше, а слон еле-еле дотащил огромную банку. Стали думать и гадать, как разделить ведро воды поровну, чтобы всем досталось, и обидно не было. Думали они, думали, пока самый мудрый (удав) не предложил…

Учитель: Как вы думаете, что предложил удав для того, чтобы поделить ведро воды поровну?

(Предложения детей)

Учитель: А предложил он вот что! Взять самую маленькую посуду, из тех, которые были у зверей - ей оказалась банка удава и с ее помощью честно поделить ведро воды. Давайте попробуем!

А поможет мне в этом тот, кто ответит на вопрос: “Как называется река, которая протекает через всю территорию Башкортостана?”

Дети: Белая.

5. Практическая работа

Учитель: Чтобы удобнее было разливать давайте будем зачерпывать воду этим сосудом с надписью

- Смотрите, оказывается в банку удава помещается ровно 1л (наливаем ее слону). Сколько налили?

Дети: 1 литр.

Учитель: Еще зачерпываем. Сколько?

Дети: 1 литр.

Учитель: А удаву мы сколько нальем?

Дети: 1 литр.

Учитель: Ребята, скажите, у всех зверей одинаковое количество воды в банках?

Дети: Да.

Учитель: А сколько у каждого из них?

Дети: У каждого 1 л воды.

Учитель: А что мы делали, чтобы всем досталось поровну?

Дети: Наливали одной меркой.

Учитель: Другими словами: для сравнения количества жидкости, нужно пользоваться одной меркой. У нас это был сосуд 1литр.

Ребята, а мне кажется, что звери не напились, ведь слону требуется воды больше, чем мартышке, а мартышке больше, чем удаву.

Давайте наполним банку мартышки. Сколько у нее уже налито литров?

Дети: 1 литр.

Учитель: Добавим еще, сколько я добавила?

Дети: 1 литр.

Учитель: Сколько может выпить мартышка?

Дети: 2 литра.

Учитель: Сколько литров воды в банке у слона?

Дети: 1 литр.

Учитель: Давайте нальем еще 1л. Сколько?

Дети: 2 литра.

Учитель: Но банка не полная. Добавим еще воды. Сколько стало?

Дети: 3 литра.

Учитель: Ведро опустело. Скажите, сколько всего литров воды было в ведре?

Дети: 1л + 2л + 3л = 6 литров воды

Учитель: Мы помогли зверям, думаю они остались довольны. А я вам предлагаю отдохнуть.

6. Физкультминутка

На мелодию песенки “В траве сидел кузнечик”.

7. Работа в тетрадях

Учитель: Настало время поработать в тетрадях.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Спинку прямо я держу.

Отступите 4 клеточки вниз, запишем название единицы измерения жидкости: литр-1л

Вниз отступите клетку “Математический диктант”. Записывайте примеры и решайте их:

  • Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?
  • Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Чему равна разность?
  • Увеличьте 7 на 1.
  • Уменьшите 9 на 2.
  • Сравните 2 и 4.

Задачи

(по карточкам) на использование введенной единицы измерения (литра).

№1. В одном сосуде 3л воды, в другом 1л Что нужно сделать, чтобы количество воды стало в обоих сосудах одинаковым? (Решение сопровождается показом на доске).

№2. Слон выпил 3л воды, а мартышка на 1 л меньше. Сколько воды выпила мартышка? (Решение задачи с составлением краткой записи по схеме).

8. Итог урока

Учитель: Ребята, кем мы были сегодня на уроке?

Дети Капельками.

Учитель: А с чем была связана тема нашего путешествия?

Дети: С водой и другой жидкостью.

Учитель:А как называется единица измерения жидкости?

Дети: Литр.

Учитель: Давайте наши капельки соберем в ведерко к Капитошке. Пусть заберет с собой на тучку. (Собираю капельки в ведерко).

Мы набрали ведро воды, ни одна капля не пропала. Это правильно, воду надо беречь. Все капельки в ведре живут дружно, надеюсь, и вы в классе живете дружной семьей. А за то, что вы приняли активное участие в путешествии и потратили силы, выполняя задания, Капитошка приготовил для вас сладкий приз. (Раздача конфет).

Учитель: На этом наше путешествие заканчивается, и мы с Капитошкой прощаемся с вами. Он уходит на тучку, а я к другим ребятам. До свидания! (Звучит мелодия “От улыбки”).



Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка и литературы во 2 классе.

   

  ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

               А.РАСКИН. КАК ПАПА ВЫБИРАЛ ПРОФЕССИЮ. ПОВТОРЕНИЕ.

  ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить все об имени существительном, повторить чтение текста А .Раскина «Как папа выбирал профессию», расширять словарный запас,   развивать речь,мышление,память,воспитывать любовь к труду, к профессиям.

  ТИП  УРОКА: Систематизация и закрепление нового материала.

  МЕТОДЫ: наглядно-практический,индивидуальный,парный,коллективно-фронтальный.

  СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники,орфографические словарики,слово учителя, тексты.

  ОБОРУДОВАНИЕ:карточки,плакаты, таблицы.

                                                     ХОД     УРОКА.

 1.МИНУТКА ЧТЕНИЯ.

 11.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

     -Улыбнитесь друг другу. Приступаем к работе.

 111.Сообщение темы.

     -Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Мы должны показать свои знания по литературе и русскому языку. Повторим и закрепим все об имени существительном, поработаем с текстом А.Раскина «Как папа выбирал профессию».

 1У.Словарная работа.

     -Открыли словарики, записали слова, которые у нас на доске.

   БЕРЕЗА, МАЛИНА, ЗЕМЛЯНИКА, ОРЕХ.

     -Составьте  предложения с этими словами.

 У. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

      -А к какой части речи они относятся?  ( вешаю на доску    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

    а)   Работа в тетради. Записывают число, классная работа.

    Б) Минутка чистописания.

    В)Литература.с129.

      -Открываем литературное чтение. Текст «Как папа выбирал профессию»

      -Давайте вспомним  ,кем хотел быть папа?

    ( СТОРОЖ, ПРОДАВЕЦ, СЦЕПЩИК, ЛЕТЧИК, АРТИСТ, ТОКАРЬ, ЮНГА, ПАСТУХ, СОБАКА, ЧЕЛОВЕК.)

       -А почему все смеялись над ответами папы?

       -Какое решение героя стало главным и правильным?

       -Что значит быть хорошим человеком?

       -А кем  вы будете?

       -Молодцы! Но чтобы быть хорошим человеком вам прежде всего нужно сейчас учиться и слушать своих родителей и учителей.

      -Мы с вами называли слова, кем хотел быть папа. А общее слово есть у этих слов? (профессии).

     -Каждый из вас в жизни выберет свою профессию и будет добиваться хороших результатов в жизни.

     -А теперь скажите, а к какой части речи они относятся?

     -На какой вопрос  отвечают имена существительные? ( вешаю КТО? ЧТО?)

     -На вопрос  КТО?  Отвечают  …….. (ОДУШЕВЛЕННЫЕ)

     -На вопрос  ЧТО? Отвечают ……….(НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ).

     

ФИЗМИНУТКА:   1,2  выше голова

                                 3,4 руки шире

                                 5,6  тихо сесть.

      -Из текста  выберите  несколько слов одушевленных и неодушевленных.

      -Продолжаем работу .На доске у нас вот что уже получилось.

      -А теперь вспомним как изменяется имя существительное?

      -По числам. (вешаю  ЕД.Ч.,   МН.Ч.)

      -Проведем небольшую групповую работу  по рядам. В своих тетрадках запишите слова

    1 ряд – ед.ч., 2 – ряд – мн.ч.

       -Проверяем. Посчитайте, сколько слов вы записали в свои тетради.( уч-ся считают)

       -Как еще изменяется имя существительное?

      (вешаю  М.Р.  Ж.Р.  СР.Р.)

       -Открываем учебники на с.131 № 575.

        -Самостоятельная работа.  В три столбика выпишите слова по родам.

        -Проверяем.

       

 ФИЗМИНУТКА. Котята уснули….

    Г) Тест на закрепление.

     -1)выберите имена существительные и выделите корень в данных словах.

      -2) лишнее слово.

      -3)ответьте на вопросы.(нужное слово подчеркнуть).

      (проверяю индивидуально и ставлю оценку)

     -В конце теста стоят три пословицы, мы должны выбрать одну из них для девиза.

     -Давайте вместе и прочитаем ее.

    ( если время остается с131 № 576)

  У1. ОБОБЩЕНИЕ.

    -Посмотрите, что у нас получилось на доске? Вот все , что мы знаем об имени существительном.

 

 У11.  Домашнее задание. Оценки.

    -Сегодня на уроке мы повторили все об имени существительном, поработали над текстом по литературе.

     -А теперь скажите: понравился ли вам урок?

     -Сегодня на уроке все хорошо работали и получили следующие оценки.

     -Д\З   с.131. № 577.

  1. лес, лесной, лесник,перелесок.
  2. Сильный, большой, дверь, красивый.

Мышка, стол, синий, кукла.

   

    3)

        1.Имена существительные отвечают на вопросы  какой?какая?

        а) да

        б) нет

         2.Существительные   изменяются по родам?

         А)да

          Б)нет

          3.Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос что?

          А) да

          Б)нет

          4.Существительные обозначают предмет?

           А)да

           Б)нет

           5.Имена существительные изменяются по числам?

            А)да

             Б)нет

       Без труда не вынешь рыбку из пруда.

       Труд кормит , а лень портит.

        Поспешишь – людей насмешишь.                                            

Имя существительное

Кто?     Что?

Одущевленное

Неодущевленное

Ед.ч.        мн.ч.

      М.р.

      Ж.р.

      С.р.

Сторож

Продавец

Сцепщик

Летчик

Артист

Токарь

Юнга

Пастух

Собака

Человек

Береза

Малина

Земляника

Орех



Предварительный просмотр:

Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших

школьников

Содержание современного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее

самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню

образовательной программы, картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1].

Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке способствует интегрированное обучение.

Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на

основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.

Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с

помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В

этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”,

способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.

Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов

учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют

всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению

знаний, относящихся к разным наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и

применение интегрированных курсов.

В педагогике под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал

нескольких предметов [5].

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в

котором за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема

(раздел) учебной дисциплины.

Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в

процессе изучения темы.

Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые

выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким

образом, они выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью”

этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т. е ведущие идеи как бы

“сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.

Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами

учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т. е. в

изучаемой теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Нужно

пересмотреть материал таким образом, чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т. е. учесть

взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то

или иное явление, процесс в его многообразии [10].

Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из

других предметов является только “фоном” для основного предмета. С нашей точки зрения, при интегрированном обучении

учебные предметы должны быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени,

отводимого на изучение данного объекта.

В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного обучения предлагает использовать “интегрированный”

учебный день – проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков, объединенных

раскрытием общей комплексной проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные,

которые учащиеся узнают на предшествующих уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются задачам

предметного обучения и общепредметным учебно-воспитательным целям [4].

Считаем, что при такой организации обучения “стираются” границы между учебными предметами, что способствует

целостному восприятию изучаемого явления.

Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у

младших школьников.

Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От уровня развития речи и мышления зависит качество

дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены

исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой

и других.

Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в устной или письменной форме, соответствующих данной

теме, подчиненные основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определенной последовательности.

Творчество – естественное состояние ребенка в период дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки

заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только в той форме, которая соответствует уроку

(письмо, рисование, труд).

Важнейшим препятствием для творчества, таким образом, выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее

принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные рамки, невозможность свободного выбора собеседников

и сотрудников и т. п. [9].

Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма, разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения

нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ,

эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ,

лейтмотив проходит через несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3].

Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение

под музыку на данную тему, сценический этюд и т.д.

Апробируя данную методику на практике, мы получили результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о

положительном влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у младших

школьников.

Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке, прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого

произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о

возникновении у детей потребности вступить в него [8].

Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с накопления чувственного опыта ребенка, который в

последствии, при наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшую творческую работу – минисочинение по

данной теме.

Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя

любимая игрушка” (2 кл., 1-4). Данная тема соединяет четыре учебных предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык.

На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В.

Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.

К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают

их любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования, выполняется рисунок игрушки (предлагается

оформить его в виде книжечки – сложенный пополам альбомный лист).

На уроке музыки используются песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто

“Игрушки”.

Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая

игрушка” и заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с изображением игрушки.

Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на стенд для того, чтобы дать возможность учащимся

ознакомиться с работами своих одноклассников.

При таком построении обучения учитель не только формирует навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи

учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение

слова, развивает чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать,

подбирать мелодии к стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению.

Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго

запоминаются [2].

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности

и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.

Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)

“Моя любимая игрушка”

1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам.

2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.

3. Изобразительное искусство – рисование по представлению любимой игрушки.

4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.

“Подарок Зимы”

1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.

2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”

3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток

4. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Вологодская снежинка”.

5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на ватмане в виде классной газеты.

“Новогоднее чудо”

1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.

2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др.

3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” - лепка из пластилина.

4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с натуры.

5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.

Тема заканчивается новогодним утренником.

“Зимушка-Зима”

1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.

2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.

3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.

4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.

5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.

6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.

“Моя мамочка”

1. Чтение – стихи о маме.

2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.

3. Трудовое обучение – подарок для мамы.

4. Изобразительное искусство – мамин портрет.

5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.

Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.

“Космическое путешествие”

1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.

2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.

3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.

4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.

5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс).

“Весна-красна”

1. Чтение –знакомство с произведениями о весне.

2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.

3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике оригами.

4. Изобразительное искусство – веточка вербы.

5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.

Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению

учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи,

способствует гармоничному развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к изучаемому материалу. При

этом каждый учитель сохраняет свою индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы уроков.

Библиографический список

1. Закон РФ “Об образовании”. – М.: Аст. Астрель, 2001 – 76 с.

2. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.: Аркти, 2001 – 62 с.

3. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Владос, 2001 – 144 с.

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.:

Просвещение, 1987 – 159 с.

5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000 – 400 с.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), в 2-х частях. – М.: Просвещение,

2001.

7. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в

начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72 с.

8. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М. С. Соловейчик. - М.,

1993.

9. Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить //Директор школы – 1997 – № 1 – с 38-47.

10. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

Выступление на ГМО учителей на тему: "Применение интегрированных технологий на уроках ИЗО и МХК"

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов - в ...

Разработки интегрирования здоровья на уроках чтения.

Разработки интегрирования здоровья на уроках чтения....

Статья "Сущность интегрированного урока"

Статья "Сущность интегрированного урока"...

Статья об интегрированных занятиях по музыке и ИЗО

Статья посвящена обоснованию целесообразности использования интегрированных занятий по изобразительному искусству и музыке с целью. эстетического воспитания младших школьников...