Статья "Сущность интегрированного урока"
статья на тему

Кузнецова Юлия Олеговна

Статья "Сущность интегрированного урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_integrirovannogo_obucheniya.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность интегрированного обучения

Традиционная методика преподавания общеобразовательных дисциплин в школе во многом исчерпала свои возможности и требует поиска новых путей. Сегодня, среди первоочередных и актуальных направлений творческой работы учителей можно определить такие, как:

• построение единой для учителя и ученика системы целей и задач обучения и воспитания, которые отвечают современным требованиям на каждом этапе обучения;

• выбор и построение содержания обучения таким образом, чтобы избежать перегрузки учащихся, одновременно учитывая его индивидуальные потребности, то есть внедрения личностного подхода к каждому ученику;

• поиск и использование большого и разнообразного количества методических приемов работы, как традиционных, так и инновационных для разнообразия форм проведения занятий в учебно-воспитательном процессе [2, c.48].

Идея интеграции в последнее время является предметом теоретических и практических исследований в связи с началом процесса дифференциации в обучении. Многочисленные научные исследования в начальной школе свидетельствуют о том, что почти все предметы содержат интегрированные знания [6, c.21]. Очевидно также то, что реконструкция методических подходов к преподаванию предусматривает различные пути применения укрупненных структур учебного материала или интегрирования.

На сегодняшнем этапе существует два характерных направления в работе:

- эмпирический - разработка и проведение учителем интегрированных уроков;

- теоретический - создание и совершенствование интегрированных курсов и программ, которые объединяют различные предметы из инвариантной и вариативной частей учебного плана, а также поддерживаются и обобщаются курсами и кружками по выбору во внешкольной деятельности. С одной стороны интеграция дает возможность показать ученикам мир в целом, преодолев дробление научных знаний и разбив их по дисциплинам, с другой стороны, сэкономленное за счет этого учебное время используется для полноценного внедрения дифференциации в обучении. То есть, с практической точки зрения интеграция приводит к усилению межпредметных связей, влияет на снижение утомляемости учеников от перегрузки, расширение сферы получения информации, поддержка мотивации в обучении.

Интеграция содержания в обучении - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы обучения с целью формирования целостных представлений о мире, ориентированных на саморазвитие личности ребенка [8, c.31].

Можно выделить три уровня интеграции содержания учебного материала:

• внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

• межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов ... из двух и более предметов;

• транспредметная - синтез компонентов основного, школьного и внешкольного содержания обучения.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности: накопление знаний происходит постепенно, систематизация знаний строится вокруг определенной проблемы, распространяя и углубляя ее понимание. Важно сформировать у ребенка целостность восприятия. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, движения, цвета можно раскрыть один и тот же образ, наше отношение к нему.

Межпредметная интеграция состоит из межпредметных связей, интегрированных уроков и блоков, интегрированных курсов и программ.

По нашему мнению, самый интересный способ проведения интегрированных уроков - это проведение их на основе интеграции учебного материала по различным предметам, объединенным вокруг одной темы. Интегративно-тематический подход к разработке и проведению урока заключается в том, что содержательной, методической и организационной единицей процесса обучения выступает не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины. Этот подход позволяет раскрыть перед ребенком понятия, явления, рассмотреть их всесторонне (с точки зрения различных наук), получить полную и целостную информацию.

С целью активизации поисковой деятельности и языковых навыков учащихся младших классов разработан цикл интегрированных по содержанию учебного материала уроков. Уроки в начальных классах очень разнообразны по содержанию, структуре, способами организации учебной деятельности. Поэтому целесообразно и интересно применять интегративно-тематический подход к разработке уроков чтения с привлечением предметов художественно-эстетического цикла. Механизмами интеграции здесь выступают общеобразовательные умения и навыки; логические операции, междисциплинарные связи, интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение) общие и подобные подходы к реализации этапов урока, работа с наглядностью (изготовленной собственноручно), пособиями и техническими средствами обучения.

При этом информация является интегративным фактором урока. На таких уроках превалирует усвоение новых знаний и закрепление приобретенных навыков в работе. Сформированные умения и навыки на уроке должны служить активизации внимания, позитивному отношению ученика к обучению, усвоению материала на уровне личностного восприятия, учитывая актуальные потребности каждого ученика и должны быть направлены на формирование его творческого потенциала.

Актуальность интеграционных процессов в школьном образовании для начального звена обучения связана с возрастными особенностями младших школьников и спецификой их обучения. Воспитание личности младшего школьника в условиях интегрированного подхода к обучению базируется на следующих принципах: личностно-развивающего потенциала обучения; ориентации на школьника как субъекта учебно-воспитательного процесса; творческого подхода при конструировании технологии интегрированного обучения и подборе заданий; целостности содержания учебно-воспитательного материала, игровых форм, положительных эмоциональных ситуаций; трансформации морального мотива в нравственные качества; формирования свободной, самостоятельно действующей личности, как гражданина, способного делать обоснованный выбор в различных учебных и жизненных ситуациях.

Интегрированный подход к обучению значительно повышает успешность реализации воспитательной функции, актуализирует личностные качества учащихся, обеспечивает их активную деятельность в целостном познании, поскольку гуманизация школы требует глубоких преобразований процесса обучения, а именно: совершенствование содержания образования, создание интегрированных курсов и тому подобное [4, c.18]. В процессе изучения интегрированных курсов каждый ученик усваивает способы совместной деятельности (что очень важно), ценит себя за свои учебные достижения, может самостоятельно определять цели своего совершенствования в учебных умениях. Формирование личностных качеств сопровождается появлением новой позитивной мотивации, интереса к деятельности, эмоционально-ценностные отношения к старшим и сверстников, к окружающей среде.

Интегрированный урок объединяет блоки знаний из разных учебных предметов, тем вокруг одной проблемы с целью информационного и эмоционального обогащения восприятия, мышления, чувств ученика, дает возможность познавать определенное явление разностороннее, достигать целостности знаний. Такой урок направлен на раскрытие общих закономерностей, законов, идей, теорий, отраженных в разных науках и соответствующих им учебных предметах. Он обеспечивает формирование у учащихся целостной системы представлений о диалектико-материалистических законах познания окружающего мира в их взаимосвязи и взаимообусловленности и способствует углублению и расширению знаний учащихся, диапазона их практического применения.

Цель интегрированных уроков - формирование у учащихся целостного мировоззрения об окружающем мире, активизация их познавательной деятельности; повышение качества усвоения воспринятого материала; создание творческой атмосферы в коллективе учащихся; выявление способностей учащихся и их особенностей; формирование навыков самостоятельной работы школьников с дополнительной справочной литературой, таблицами межпредметных связей, опорными схемами; повышение интереса учащихся к изучаемому; эффективная реализация развивающие-воспитательной функции обучения [3, c.7].

Отличие интегрированного урока от традиционного именно в том, что предметом изучения (анализа) на таком уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; широкая палитра использования межпредметных связей при разностороннем рассмотрении одноплановых объектов; своеобразная структура, методы, приемы и средства, которые способствуют его организации и реализации поставленных целей.

Элементами содержания интегрированных уроков являются знания, умения и навыки - линейные и рядовые; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности - мира, общества, человека.

Интегративная целостность урока требует одинакового уровня общности взаимодействующих элементов общей цели для всех процессов взаимодействия, направленного на достижение конечного результата.

Уроки, построенные по содержанию интегрированных курсов, предусматривают включение игровых форм, методов, проблемных ситуаций, что, безусловно, способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся и расширению их знаний, развития зрительного и слухового восприятия, эстетическому воспитанию. Например, в процессе творческой деятельности, изучая построение объектов, их форму, цвет, ученики познают законы красоты, которые пребывают в пропорциях, цветах и выражаются в плавности линий, чертежей. Дети учатся видеть гармонию цветов, линий, непосредственно касаясь предмета изучения, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающего мира. Учитель по своему усмотрению может использовать на уроке произведения живописи, литературы, музыки, что способствует снятию напряженности, перегруженности, утомления за счет перехода на различные виды деятельности.

Для интегрирования отдельных учебных курсов в начальной школе существуют объективные причины и предпосылки. Одна из причин - необходимость устранить перегрузку детей, сократить количество учебных часов в течение недели, изъять их для предметов развивающие-воспитательного цикла. Объективная предпосылка этого процесса в том, что интегрированный курс сможет вести сам классный руководитель, поскольку ему приходится учить школьников этих предметов в традиционной изоляции.

Однако реализация идеи создания интегрированных учебных курсов достаточно сложная.

• Во-первых, следует определиться, каким образом методично давать ребенку эту целостную картину мира. Здесь необходимо договориться, прежде всего, о ее пределах, равных компонентах, структуре, поскольку мы имеем дело с фактом возрастных психологических возможностей школьников в усвоении тех или иных научных знаний.

• Во-вторых, согласно этой цели нужно скорректировать форму представления на системы научных знаний в интегрированных учебных курсах. По-другому, целостную картину мира мы должны спроектировать в систему понятий и фактов, которые бы содержались в дидактически оформленном виде в каждом учебном предмете, и, более того, в методических разработках уроков по изучаемой теме [9, с.52].

Интегрированные учебные курсы, по нашему мнению, должны обеспечить в психологически едином для школьника временном диапазоне научное всеобъемлющее отражение того или иного предмета или явлений в субъективную познавательную целостность.

Процесс формирования целостного научного мировоззрения на основе обучения по интегрированным учебным курсам будет методично оптимальным при условии развития и целесообразного использования возможностей наглядно-образного и понятийного мышления школьника в ходе решения учебно-познавательных задач. Дело в том, что первичная эмпирического уровня целостность определенного предмета в сознании ученика возникает в образной форме. Конкретное представление о предмете, его образ включают в себя различные его качества. И хотя эти качества еще не приведены в систему, ребенок все же разумно использует данный предмет, то есть в соответствии с его функциональным свойством. Сохраняя этот образ, который не позволяет психологически распасться конкретному предмету, ученик дифференцированно узнает его сущность в системе научных понятий и взаимосвязей. Это приводит к познавательному обогащению первичного образа предмета. Такое образование и представляет сложившуюся целостную картину мира и объекта.

Введение в педагогическую практику интегрированных уроков осуществляет перестройку процесса обучения. Таким образом, частично решается существующее в предметной системе противоречие между разрозненными предметными знаниями учащихся и необходимостью комплексного применения на практике, в трудовой деятельности и в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...