Статья об интегрированных занятиях по музыке и ИЗО
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гринева Рита Александровна

Статья посвящена обоснованию целесообразности использования интегрированных занятий по изобразительному искусству и музыке с целью. эстетического воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_integrirovannom_zanyatii_po_muzyke_i_izo.docx19.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по изобразительному искусству и музыке и его роль в эстетическом воспитании

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования существенно изменил подходы к процессу обучения в начальной школе. Методологической ориентацией ФГОС НОО является системно–деятельностный подход, основная цель которого «научить детей учиться самим».

Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

 К идее интеграции ещё в далёком прошлом обращались представители классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированное занятие.

«Интегрированное занятие – это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность».

Выяснив, что называется интегрированным занятием, необходимо определить значение интегрированного занятия в начальной школе. Здесь понятие «интеграция» может иметь два значения:

- создание у школьников целостного представления об окружающем мире (в данном случае интеграция рассматривается как цель обучения);

- нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция является средством обучения).

Интегрированное занятие является разновидностью занятий системно–деятельностного подхода. Структура уроков в интегрированном обучении аналогична всем остальным урокам по Федеральному Стандарту, но по своим свойствам такой метод реализации обучения способен охватить больший блок информации.

Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности младших школьников, включает знакомство со всеми видами искусства.

В интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой – помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, т. е. совокупность объединяемых компонентов;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность) расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- критерии оценивания эффективности урока.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания, должны быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.

Структура интегрированных занятий требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения.

Учителю следует помнить о том, что каждый предмет имеет своё «эстетическое поле» и вхождение в него должно наполнять душу ребёнка ощущением радости и наслаждения.

В процессе интегрированного изучения предметов должно осуществляться не только художественное развитие учащихся 1–4-х классов, включающее усвоение искусствоведческих знаний, но и овладение художественно-эстетическими умениями и приобретение опыта творческой деятельности.

Интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы.

Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

При рассмотрении эффективности интегрированного занятия, как средства повышения мотивации к изучению предмета, можно сделать выводы:

- интегрированное занятие дает более целостное представление об изучаемом вопросе;

- любой из интегрированных занятий может быть по своему типу нестандартным, что уже изначально создает атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку;

- с точки зрения здоровьесберегающих технологий такие занятия снимают эмоциональное и физическое напряжение;

- снижается усталость и утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные формы работы;

- интегрированное занятие создает эффективное поле для самореализации, самовыражения творчества, как учителя, так и класса в целом.

В отличие от обычных занятий интегрированное дает обширное поле для развития речи учащихся, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и изобразительного искусства, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, размышлять о содержании картин, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

В идеале интегрированное занятие по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. От учителя такое занятие требует серьезной подготовки, глубоких знаний, жажды творчества, любви к детям, к искусству и своему предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование занятие кружка по изобразительному искусству и музыке по теме: "Первообразы в искусстве (общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи) Сказ о дымковском чуде"

Интегрированное занятия кружка по изобразительному искусству и музыке.Цель занятия:Изобразительное искусствонаучить видеть общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи; закреп...

Интегрированное занятие (музыка и английский язык) на тему :"Осень за окном" для детей 6-7лет

На занятии дети не только тренируют лексику и грамматические знания по данной теме, но и поют , танцуют, рассказывают стихи на английском и русском языках с великим удовольствием....

Конспект урока интегрированного занятия музыки и физкультуры во 2 классе

Урок посвящен предметной неделе предметов спортивно-эстетического цикла....

"Ритмы жизни", открытое интегрированное занятие окружающего мира, физической культуры, музыки во 2 классе.

quot;Ритмы жизни", открытое интегрированное занятие окружающего мира, физической культуры, музыки во 2 классе....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя музыки «Волшебное путешествие в Осень»

Данное  занятие, является частью комплексного подхода в реализации интегрированного курса по преодолению и ликвидации речевых нарушений с помощью использования музыкальных средств.Расплани...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя музыки в дошкольном отделении «Новогоднее приключение»

1. Тип занятия. Занятие систематизации, повторения, закрепления и обобщения полученных знаний на практике.2. Форма проведения занятия: театрализованное музыкально-логопедическое занятие.3. Ц...