Родительское собрание
консультация на тему

Аверьянова Татьяна Юрьевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Оценка и отметка»

«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что
прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен».
Мишель Монтень

Задачи:

  • Образовательные: формировать у родителей понятия о функциях системы оценивания в учебном процессе; о различии оценки и отметки; о разных методах оценивания результатов обучения ребенка.
  • Воспитательные: формировать позитивный взгляд на ошибки и неудачи ребенка в процессе обучения.
  • Организационные: поиск совместных путей решения проблемы оценивания учебных достижений каждого учащегося.
  • Информационные: познакомить родителей с нормативными документами по оцениванию результатов обучения в первом классе; с системой оценивания, которая применяется в учебном процессе данного учебного учреждения.
  • Специальные: выяснить, на каких оценочных принципах воспитаны учащиеся в семьях.

Перечень нормативно- правовых, информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания

1.Закон российской Федерации «Об образовании»

2.Амонашвили  Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.- М., 1980

3.Виноградова Н.Ф., Петрова И.А., Зеленина Л.М., Рудницкая В.Н., Вахрушев А.А., Ворожейкина Н.И.и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу.-М.: Дрофа, 2000

4.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.: Рига: Эксперимент,1999.

5.ЭльконинБ.Д., Островерх О.С.идр. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002.

Участники собрания:

Классный руководитель, родители

Форма проведения собрания:

Родительский ринг.

Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему. В ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса её на конкретных учащихся.

Такая форма работы играет огромную роль в просвещении родителей, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

– Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной деятельности, но, к сожалению, ни все могут быть успешными, и в нашем классе есть дети, знания которых, не соответствуют государственным стандартам, требованиям учителей и ожиданиям родителей.

Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.

2. Фронтальная работа с родителями

1. После приветствия учитель предлагает родителям перенестись мысленно в первый класс, ощутить себя вновь школьниками и вспомнить свою первую пятерку или первую двойку. Родителям задаются вопросы: «Какие чувства вызывает это воспоминания?», «Как Вы думаете, чем вызваны эти чувства?», «Как реагировали родители на эти отметки?».

Затем предлагается вспомнить, когда вас оценивали иначе. (Молодец, хорошо поработал; ты плохо выполнил задание.) Какие чувства вызывает это воспоминание?

2. После такого настроя учитель предлагает порассуждать, задавая вопросы, побуждающие к развернутым ответам.

Когда мама говорит ребенку: «Ты нарисовал красивый рисунок!» или «Ты неаккуратно застелил постель», что она делает? Она оценивает его работу, дает оценку результатам его действия. В результате дискуссии участники собрания делают выводы: способы оценивания бывают разные: словесные и балльные.

3. Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребенку определенную сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развить самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.

Оценка бывает разная: словесная или выраженная в баллах, балльная. В подавляющем большинстве российских школ применяется пятибалльное оценивание, то есть ученику выставляется определенный балл за его работу – отметка. Но психологами и педагогами доказано, что традиционная для российских школ пятибалльная система оценивания несет в себе ряд недостатков. Отметка не дает полноценной возможности для формирования у ребенка такого важного для дальнейшей учебы качества, как умение самому оценивать результаты своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в основе способности самостоятельно учиться, потому что позволяет понять, что нужно «подтянуть» и что еще узнать. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой ( оценкой учителя, других учеников). Отметка затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Отметка является малоинформативной. По ней часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка. Она часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой - на родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося, тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Безотметочное обучение введено нормативно в первом классе. Особо следует отметить, что оцениванию на уроках не подлежит личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. При безотметочном обучении используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.

Далее родителям предлагается найти ответ на вопрос: « Может ли оценка быть причиной наказания или поощрения?» В результате ответов делается вывод, что оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей. Родителям предлагается примерный набор вопросов, которые можно задать ребенку:

1.Что я делал?

2. Что у меня получилось? Что мне понравилось?

3. Что для меня было трудно?

4. Что у меня пока не получается?

5. Что нужно сделать, чтобы у меня это получилось?

Еще одним средством  предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс в какой- либо области, продукты учебно-познавательной деятельности- самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и прочие. Метод составления таких «портфелей» основывается на анализе способностей ученика, его интересов. «Портфель достижений» представляет учителю и родителям богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

В заключительной части родительского собрания учитель предлагает родителям ознакомиться с проектом решения родительского собрания и внести в него свои замечания и предложения, а затем принять доработанное решение. Проект решения – очень условный. Тема собрания очень индивидуальна для каждого общеобразовательного учреждения, и решения собрания могут значительно варьироваться.

3. Проект решения родительского собрания

- Учителю разработать инструкцию для родителей «Как оценивать учебные достижения моего ребенка?».

- Родителям не применять в семье пятибалльную систему оценивания результатов обучения ребенка.

- Рекомендовать родителям делать акцент на учебных достижениях ребенка, а не на его неудачах; учить ребенка самооценки (оценивать себя и свои поступки, уметь посмотреть на себя со стороны).

- Рекомендовать школьному психологу разработать и провести для желающих тренинги по соблюдению правил оценочной безопасности для учителей и родителей.

- Учителю и родителям совместно завести каждому ученику «Портфель достижений».

В конце собрания каждому родителю выдаётся памятка:

  1. Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.
  2. Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.
  3. Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
  4. «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
  5. Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.
  6. Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
  7. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  8. Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...